Елена
Конспект занятия «У Дона-батюшки реки живут ребята-казаки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «У Дона – батюшки реки, живут ребята казаки»
Цель:
Воспитание системы ценностный отношений к природе Дона, создание условий для становления у детей эмоционально-целостного отношения к реке Дон. Создание условий для ознакомления с названиями рыб, обитающих в Дону, с казачьими блюдами из рыбы.
Задачи:
Формировать у дошкольников интерес к истории Донского края;
Публикация «Конспект занятия „У Дона-батюшки реки живут ребята-казаки“ в средней группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Средняя группа
- Темочки
Приобщать дошкольников к культуре Донского края. Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, рыбам, растениям.
Способствовать формированию положительных эмоций, формировать организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в подгруппах.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Создание условий для ознакомления с названиями рыб, обитающих в Дону, с казачьими блюдами из рыбы;
Расширение знания детей о зимней рыбалке и ее видах;
Закрепление представления о рыбалке.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в ИЗО деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов (бур, леска, крючки, мотыли, мормышка, замор). Развивать речь, интерес к природе,
Закрепить навыки правильного произношения; обогащать словарь детей существительными и прилагательными,
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Воспитание любви к природе, доброжелательности и отзывчивости;
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
Формирование готовности к совместной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Накопление и обогащение двигательной активности детей;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей - закреплять элементы й игровой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности.
Методы и приемы:
Наглядный метод:
Приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.
Словесный метод:
Побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов применительно к рыболовству, удочка, рыбалка, снаряжение, уха, бур, лунка.
Практический метод:
Планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Игровой метод:
Загадывание загадок; организация игровой ситуации;
выполнение педагогом игровых действий.
Предшествующая работа:
Беседы, компьютерные мини-презентации, прослушивание казачьих песен, показы фрагментов фильмов о природе донского края, о реке Дон, о рыбе.
Чтение отрывков произведений М. А. Шолохова и П. В. Лебеденко с описанием реки Дон, чтение стихотворений о реке Дон (И Глаголева, Б. Куликова В. Иванова, П. Атаманцева, А Пушкина); репродукция художника Г. Литвиненко «Зимняя рыбалка на Дону», А. Вилков «Зимняя рыбалка», Симонова «На рыбалке»
Материалы, оборудование:
Карта России, картина Дона. Репродукция картины зимней рыбалки, реки дон зимой, картинки рыб, фотографии, растений и животных.
Синяя ткань; две корзинки: красная и зеленая, силуэтное изображение донских видов рыб.
Демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты к играм: удочки, рыба.
Словарь: (бур, крючки, леска, мотыли, мормышка, замор)
Ход занятия:
Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
Звучит песня «Как ты, батюшка, славный … Дон, ты кормилец наш…»
Воспитатель:
А теперь послушайте загадку, будьте внимательны:
Бежит Конь.
Мимо окон.
Синяя грива.
На дне обрыва.
А хвост –
На сто вёрст.
Дети: (ответ - «Дон»)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Дон. Писатели и поэты в своих произведениях также прославляли реку Дон.
Как описывали поэты в своих стихотворениях реку Дон?
Дети: Читают отрывки из стихотворений.
- Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль, и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы.
Про твои станицы вольны,
Про любимый край родной.
- Степью вольной и равнинами,
Вьётся, льётся Тихий Дон
Полон сказками, былинами
Многолетний его сон.
Славен Дон наш атаманами,
Славен конницей лихой,
И казачками румяными,
И легендой боевой.
- Ты цвети, мой Дон,
Становись все краше,
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о реке Дон.
-Дон – добрая лошадка, все свезет.
-Дон - всем рекам отец.
-Не проплывешь Дон – Родину не увидишь.
-Мелка река, да круты берега.
-Без песка реки не бывает.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины.
Давайте, найдем на карте реку Дон. Что вы знаете об этой реке, какая она?
Ответы детей:
(Она широкая, большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области).
Скажите, каким цветом на карте изображены реки, озера, моря?
Давайте попробуем найти Дон на карте. Вот она, наша река Дон. Начинается она с маленького родничка и обозначена, тонкой синей линией, т. к. река ещё мала и не так глубока. Течёт тихо, спокойно. Потом в неё вливаются ручейки и мелкие речки, она становится глубоководной и широкой.
Давайте превратимся в маленькие ручейки.
Игра: «Ручеек»
(Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя ворота говорят; «Ой бежит ручьем вода нет ни снега, ни льда. Ой вода, ой вода, нет ни снега ни льда» Последняя пара проходит через строй играющих, и становиться спереди и т. д. На какой паре слова заканчиваются, тем детям дают задание.)
Воспитатель: Казаки испокон веков относились с любовью к главной своей реке - Дон. Тихий Дон - символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Дон давал и сейчас даёт своим поселенцам всё : еду, питье, жилье.
Воспитатель: Особенно привлекает Дон зимой, красив и загадочен. Давайте посмотрим на красот у зимнего Дона батюшки.
Воспитатель: Рыболовство зимой - одно из древнейших занятий донских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Казаки про рыбалку и потешки играли.
Как у Дона, у реки ловят рыбу казаки
Малец Андрей поймал трех окуней
А дед Гаврил двух сомов подловил.
Испокон веков на Дону считается, что если на столе нет рыбы, то можно сказать, что на нем ничего нет. У казаков были такие правила (обычаи) : когда рыба идет на нерест, то в казачьих станицах не звонят в колокола, чтоб не испугать рыбу, лошадей и другой скот не водили поить на Дон.
Казаков всегда привлекала зимняя рыбалка.
Когда казаки, возвращаясь из военных походов, всегда чистили днища своих лодок, смолили их, чтоб не занести в реку Дон болезни, микробов для обитателей реки, чтоб вода в Дону была чистой и прозрачной.
В период зимы рыбы предпочитают кормиться вблизи берегов. Там где слабое течение и изобилие корма. Рыбаки знали секреты зимней ловли, они соблюдали специальный рыболовный календарь.
Декабрь — образует первый лед и можно ловить судаков, лещей, щук, плотвы и окуней. В морозы рубили проруби, чтобы не допустить замора рыбы.
Январь — лучший месяц года для ужения леща, красноперого окуня, крупной плотвы.
В феврале — рыба слабо клюет. Мелкая плотва, окуни, и подлещики ловятся на мормышки вблизи берега. С середины месяца на живцовые насадки и блесна начинает брать крупная щука;
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на зимнюю рыбалку.
Пальчиковая гимнастика.
«Бурим лунку»
Будем дружно лед бурить.
Чтобы рыбу нам добыть,
Будет нам видна вода,
Ловись рыбка без труда
(Дети имитируют бурение лунки буром,
поочередно меняя руки)
Издавна река Дон славилась рыбой: судак, окунь, щука, лещ, плотва, красноперка.
Для собственного потребления, казаки ловили рыбу обычно в одиночку при помощи бура, им бурили толстый лед, до тех пор, пока не показывалась вода. Брали с собой приманку для рыбы, хлеб, вареную кукурузу, перловку.
Давайте посмотрим, какие были рыболовные снасти (воспитатель показывает картинки)
Ребята я предлагаю вам порыбачить.
Игра: «Казаки – рыбаки».
Игроки делятся на две команды, на расстоянии расстилается голубое полотнище (Дон, справа и слева запускается рыба. Игроки по команде бегут к «реке» и по одной ловят «рыбу», складывая улов в ведро, возвращаясь к своей команде, отдают эстафету следующему «рыбаку». Игра продолжается до тех пор, пока не будет выловлена вся рыба предназначенная команде. Побеждает та команда, чьи «рыбаки» быстрее наполнят ведро своей рыбой.
Рефлексия. Ребята, мы сегодня с вами познакомились с зимней рыбалкой казаков, вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Хотели бы вы отправиться на рыбалку в мороз?
Дети знают:
Пословицы о реке Дон, стихи, обычаи при ловле рыб зимой. Особенности зимней рыбалки, название рыб, рыболовецкие снасти. Казачьи народные приметы, правила поведения в природе.
Дети умеют:
Отвечать на вопросы полным предложением, умеют работать в команде. Выдержаны, соблюдают правила игры.
Дети пополняют свой двигательный опыт, начинают использовать полученные навыки в самостоятельной двигательной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
2. Калайтанова Г. Н., Кончаловская Н. В., Баландина Л. А., Бех Л. В, Баукова Н. Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч. - 2010г.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
5. Муравьева О. Ю., Агуреева Т. И., Мирошничеко Л. В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
7. Цветкова Г. Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.