Анастасия Сотникова
«Учим ребенка считать за 5 минут». Методические рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы думаете, что можно сделать за 5 минут?
Например, самолет, за 5 минут преодолевает расстояние около 67 км. Не смотря на то, что человек не в состоянии развивать такую скорость, он может за это время сделать очень многое: приготовить легкий завтрак, просмотреть электронную почту, сделать зарядку и еще много интересного и полезного.
В этой статье я хочу рассказать о том, как можно развить математические способности у ребенка всего за 5 минут без специальных средств и знаний. Для того, чтобы маленький ребенок успешно освоил первые математические понятия и приобрел нужные навыки для дальнейшего обучения в школе, взрослому нужно самому четко знать: чему именно вы хотите научить ребенка в данный момент.
Публикация «„Учим ребенка считать за 5 минут“, Методические рекомендации для родителей» размещена в разделах
Многие ошибочно полагают, что математические способности – это знание цифр и умение считать. Это далеко не так. Часто в своей практике я сталкиваюсь с такими примерами: «Мой Андрюша уже считает до 10», - говорит мама трехлетнего мальчика. Однако, если дать Андрюше 5 кубиков и спросить: «Сколько у тебя кубиков?», то мальчик не может дать правильный ответ (итоговое число, потому что он не владеет количественным счетом, а просто воспроизводит название цифр в прямом порядке. Другими словами, когда Андрюша «считает до 10», то он просто воспроизводит текст, как стихотворение без рифмы. Такое «заучивание» в дальнейшем приводит к трудностям в овладении порядковым и количественным счетом. Это обнаруживается в следующих моментах: «Андрюша, поставь в гараж 3 машинки». Ребенок выполняет задание не верно – ставит иное количество. Ребенку, не владеющему количественным счётом, так же будет сложно ответить на вопрос: «Скажи, сколько яблок лежит в корзинке?». Для того, чтобы малышу узнать это, необходимо яблоки сосчитать (выразить количество предметов числом, т. е. нужно совершить определенные действия. В раннем возрасте это будет определенный процесс – ребенок берет одно яблоко из корзинки, называет количество «одно», откладывает его. Далее со всеми остальными яблоками. В старшем дошкольном возрасте ребенок это действие будет выполнять с помощью зрительного восприятия на основе ранее полученных навыков.
При обучении ребенка раннего возраста математическим понятиям необходимо соблюдать несколько условий:
1. Обучение проводить в игровой форме;
2. Соблюдать последовательность ввода понятий;
3. Проводить занятия систематически.
Как обучить малыша количественному счету за 5 минут? Здесь вам помогут пальчиковые игры. Например,
Один, два, три, четыре, пять -
(на каждое слово вы загибаете пальчик ребенка на правой руке или касаетесь каждого пальчика своим, начиная с большого пальца)
Будем пальчики считать.
(сжимание и разжимание пальцев)
Один, два, три, четыре, пять -
(на каждое слово вы загибаете пальчик ребенка на левой руке или касаетесь каждого пальчика своим, начиная с большого пальца)
Будут пальчики играть.
(сжимание и разжимание пальцев)
Побежали по дорожке
(пальчики «бегут» по столу или коленям)
И нашли свои игрушки:
(собираете пальцы ребенка в кулак)
Один самолет,
(начиная с большого «открываете» один пальчик ребенка)
Два вертолета,
(«открываете» указательный палец ребенка)
Три погремушки,
(«открываете» средний палец ребенка)
Четыре хлопушки,
(«открываете» безымянный палец)
Пять пушистеньких зайчат.
(«открываете» мизинчик, показываете всю ладошку)
Тут же рядышком стоят.
С ними рядом один слоник,
(на другой руке «открываете» большой палец)
Два веселеньких утенка,
(«открываете» указательный палец ребенка)
С ними рядом три котенка,
(«открываете» средний палец ребенка)
А еще четыре книжки,
(«открываете» безымянный палец)
А за ними пять мартышек.
Один, два, три, четыре, пять.
(одновременно загибать пальчики ребенка на обоих руках, начиная с большого)
Можем снова посчитать.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
Разучивать эту игру следует постепенно. Для малышей достаточно первых четырех строчек. Для 2х лет сначала разучить упражнения на одной руке, а потом на другой.
Обучение количественному счету можно проводить не только в домашних условиях. Это можно делать повсеместно, главное соблюдать условия.
Например, вы собираетесь на прогулку и сообщаете ребенку, что игрушки тоже хотят гулять. Пусть ребенок сам выберет, что он хочет взять. Если ребенок принесет много игрушек, то вместе с ним отберите нужное количество: «Сегодня мы можете взять только две игрушки – ведерко и совочек – это две игрушки; кукла и медвежонок – это две игрушки». Отбирайте названные игрушки в сторону и фиксируйте внимание малыша на количестве – это две игрушки. Предложите ребенку самому взять необходимое количество. Когда малыш усвоит счет в пределах двух, переходит к следующему числу.
В песочнице можно закрепить то, что вы начали дома: «Сегодня у Медвежонка день рождение. К нему придет Зайчонок. Их будет двое. Поэтому необходимо сделать два тортика».
Осенью обучать количественному счету по аналогии можно с помощью сбора листьев: «Посмотри, какой красивый лист я нашла. Ему грустно одному. Давай найдем еще один такой же, и у нас будет два листочка… Вот теперь у нас два листочка».
Знакомство с цифрами начинайте только тогда, когда ребенок овладеет количественным счетом, т. е. правильно будет отвечать на вопрос «Сколько?».
Как видите, это совсем не сложно научить ребенка считать и требует не более 5 минут.