тамара папст
Консультация для родителей «Учимся говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Учимся говорить»
* СЛОВАРЬ детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся
«по плану» сверстников.
*В ФОНЕТИКЕ характерны недостатки, связанные с неправильным
произношением отдельных звуков.
* В области СЛОВООБРАЗОВАНИЯ затруднение вызывает
разграничение оттенков значения слова.
* Преобладающими в ГРАММАТИКЕ являются ошибки на нарушение
управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют
Публикация «Консультация для родителей „Учимся говорить“» размещена в разделах
предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа
формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при
именах существительных среднего рода («чистый окно», нарушение залоговых
форм, упрощение сложных союзов и др.
* Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ, не умеют
составлять предложения, рассказ по серии картинок.
* Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается до 3 лет и
более.
В связи с этим НЕОБХОДИМА ПОСТОЯННАЯ РАБОТА по обогащению
активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи
ребенка.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: лет до трех с крохой лучше заниматься
родителям. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Для
детей раннего возраста самое важное – научиться ориентироваться в ближайшем
предметном мире. Крохе необходимо знать, что это серое животное, которое
мяукает и мурлычет, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить,
а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т. п. Малыш
должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех
ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный,
кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за
счет имен существительных, а за ними уже и глаголами, и прилагательными:
«Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?»
— «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с
наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над»,
«под». Например, «Где лежит игрушка?» ( Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе
овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с
помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях
словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей
(например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики,
бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах —
на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса,
лодок» и др.
Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать
различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет
возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания
(например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится
(журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо развивать у детей умение дифференцировать
слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка —
папочка, выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять
место звука в слове (в начале, в середине, в конце, придумывать слова на
заданную букву.
Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая
структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать
внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рогагора»).
Также необходимо развивать у детей умение воспринимать и
воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.