МААМ-картинки

Конспект НОД для старших дошкольников «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»

Ванчикова Мария Тумуровна
Конспект НОД для старших дошкольников «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»

Конспект интегрированного НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятскими национальными играми

«Удивительный мир бурятских костяных игрушек»

(Посвящается Году семьи)

Воспитатель 1 категории,

музыкальный руководитель: Ванчикова М. Т.

2024год.

Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Удивительный мир бурятских костяных игрушек“» размещена в разделах

Цель: изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан»

Задачи:

Познакомить с бурятскими народными играми и изучить разновидности игры «Шагай наадан»;

Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и культуре народов России, к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм, обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;

Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Группа: старшая разновозрастная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Методы:

-словесный (беседа, рассказ);

-наглядно-демонстративный (показ презентации);

-практический (продуктивная деятельность);

-групповой (коллективная работа).

Используемые приемы:

-прием предъявления информации (показ презентации) - способствует

формированию познавательной активности, расширению кругозора

детей, развитие положительных эмоций по отношению к деятельности;

-игровая ситуация, беседа-диалог, элементарный опыт, рефлексия.

Словарная работа: бурятская народная игра : «Шагай надаан», «Табан хушун мал», «Бухэ – хонин», «Хонхо - яман», «Ухэр - корова», «Морин- лошадь», «Тэмэн - верблюд» «hээр шалган», бурятский национальный музыкальный инструмент «Морин хуур».

Планируемые результаты:

Дети активно используют разные части речи точно по смыслу.

Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности.

У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность;

дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки окружающего мира; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи; обогатился словарный запас по теме.

У детей сформировано умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.

Дети проявляют умение в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.

Дети умеют действовать согласованно.

Дети проводят физ. минутку, соотносят слова с движениями, проявляют интерес к физическим упражнениям.

Материал и оборудование:

1. Техническое оснащение – мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер.

Коллекция бурятских костяных игрушек, наборы «Шагай» для дидактической игры, бурятский национальный музыкальный инструмент

«Морин хуур», раскраски, макет поделки «Табан хушун мал»

Содержание ООД:

План НОД:

1. Организационно – мотивационный этап

2. Практический этап

3. Актуализация знаний.

4. Рефлексия.

Ход ООД:

1. Организационно – мотивационный.

Задачи: заинтересовать детей на самостоятельную деятельность.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Вы любите путешествия? А игрушки любите? Кто знает, из чего, из какого материала делают игрушки?

Ответы детей.

Сегодня мы отправляемся путешествовать в удивительный мир бурятских костяных игрушек. Чем они отличаются от ваших любимых кукол? их мы сможем купить в магазине?

Ответы детей.

Воспитатель:

1. В старину, в бурятских семьях не было игрушек, как в наше время, поэтому дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Посмотрите и назовите, как называется эта игрушка.

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы, правильно это игрушка – «Шагай», давайте все вместе скажем пословицу:

Речевая разминка:

Шагай, шагай, шагайхан

Шагай надаан аятайхан!

Любимой игрой у детей были: шагай - бараньи косточки – лодыжки. Шагай или еще называют альчиком - это косточка бараньей лодыжки или бабки. «Шагай наадан» раньше были распространенной и популярной игрой бурятского народа. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. Эта увлекательная игра, близкая к спортивным играм. В старину ее называли зимним видом спорта, дети и взрослые играли долгими зимними вечерами перед Сагаалганом. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали их в кожаный мешочек и хранили для детских игр. Их передавали из поколения в поколение, бережно хранили.

Приложение 1 Опрос.

Воспитатель: Ребята, кто знает игру «Шагай наадан»? У кого есть дома шагай? Правила и разновидности игры знаете?

Ответы детей.

А) В игру могут играть : один человек, два человека, и группа.

Б) При игре различают 5 положений в игре: конь, верблюд, овца, коза, корова. Их называют: Символ скотоводства «Табан хушуун мал»

Приложение 2 Позиции шагай

Речевая разминка:

( Показ с проговариванием на двух языках: на русском и бурятском)

- «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - это овца

- «Хонхо» (с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.

- «Морин» (конь, упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.

- «Yхэр» (крупный скот, упавшие набок с резной стороной - это бычок.

- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд.

Важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона.

Ребята, скажите, а шагай в какие цвета окрашены, и какого они размера.

Назовите их на двух языках все вместе. Мы сможем из них сделать российский флаг? Кто нам покажет?

Ответы детей.

Приложение 3 Разновидности.

Игра «Шагай» имеют более десятка разновидностей, известных нам.

2. Игра «Таалсалга» — отгадывание

Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, победитель!

Приложение 4 Опрос. Изучив правила и научившись играть, сделали опрос.

Мы узнали больше об этой игре, познакомились с разновидностями.

3. Показ и рассказ Поделки «hээр шалган»

Представляем вам поделку «hээр шалган». Она из чего?

Ответы детей.

Воспитатель: «hээр» - это хребтовые кости быков, верблюдов, яков. Их ломают руками, проводятся соревнования, где выявляют самого сильного и смелого.

4. Показ и рассказ Поделки «Табан хушуун мал»»

Представляем вам поделку, ее выполнила наша Цырена, она вам сама расскажет. Она выполнена из одной бараньей лопатки и пяти бараньих лодыжек «Шагай» Раскрашена в пять цветов по количеству животных - «Табан хушуун мал» - это Символ скотоводства и плодородия.

5. Показ и рассказ Поделки «Моя семья»

Представляем вам поделку. Давайте все вместе ее рассмотрим, кто изображен на ней.

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, молодцы, давайте их все вместе перечислим, сначала на бурятском, потом на русском языках.

6. Практическая работа.

Вам понравилась игра «Шагай надаан»? Хотите их раскрасить и подарить родным? Вы можете сами выбрать в какой цвет их покрасить.

Молодцы, наши пальчики немножко устали, давайте поиграем.

7. Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»

Вот помощники мои,

Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.

Скачет резвый табунок. (Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»

Поскакали далеко. (Звукоподражание)

Воспитатель: Молодцы, покажите ваши рисунки.

Выставка рисунков

Вывод: мы познакомились с бурятскими костяными игрушками, изучили правила и позиции игры «Шагай надаан» и разучили новые ее разновидности.

Мы можем сделать вывод о том, что у бурятского народа игра «Шагай надаан» была самой любимой, распространенной и популярной игрой. Когда вы станете старше, то будете дальше изучать и другие виды бурятских игр, беречь и сохранять их.

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир бурятских костяных игрушек.

Вам понравилось, ребята?

- Что больше всего запомнилось?

- Что нового узнали о игрушках? С какими поделками познакомились?

- Что большего всего понравилось?

- Что было трудно для вас?

Ответы детей.

Воспитатель:

Я приготовила вам подарок – раскраски пяти животных, вы сами решите, в какой цвет их покрасить. А свои рисунки вы подарите своим родным.

Список литературы:

1. Дугаров Б. Б. Бурятские народные сказки. Сборник. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.

2. Куницин О. И. Музыка советской Бурятии. – М. : Сов. композитор, 1990. – 216 с.

3. Могоева Д. Д. Амар сайн, yхибууд! – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. – 116 с. : ил.

4. Паздникова З. И., Карпова Р. И., Ступина С. А, Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010. – 160 с.

Приложение 1. Опрос

№ Вопросы Да Нет

1 Знаете игру «Шагай наадан»?

2 Знаете позиции шагай?

3 Умеете играть в эту игру?

4 Есть ли дома шагай?

5 Сколько разновидностей игры знаете?

6 Знаете эти виды игры:

12 косточек;

Таалсалга- отгадывание;

Бодание баранов.

Приложение 2 Позиции шагай

- «Хонхо» (с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.

- «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - это овца

- «Морин» (конь, упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.

- «Yхэр» (крупный скот, упавшие набок с резной стороной - это бычок.

- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд.

Приложение 3. Разновидности игры «Шагай наадан»

1. «Хонхо, бухэ, туулга» — собирание костяшек, павших спиной и на спину;

2. «Таалсалга» — отгадывание;

3. «Мори урилдаан»«конные скачки»

4. «Хумпараа» — подкидывание тремя костяшками-бабками;

5. «Няхалалга» — щелканье;

6. «Хорео барилга» — постройка оград для скота;

7. «Хонгордоолго» — подкидывание;

8. «Табаршаалга» — от слова табан» — пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;

9. «Шуурэлгэ» — хватание бабок горстью;

10. «Харбалга» — метание бабки (лодыжки) в бабку;

11. «Дурбэн бэрхэ» — четыре молодца;

12. «Ерхо харбалга» — стрельба в костяной стрелы «ерхо»

13. Арбан хоер шагай - двенадцать косточек

14. «Баргай наадан»

15. «Талаан тобшо»

Приложение 4. Опрос

№ Вопросы Да Нет

1 Знаете игру «Шагай наадан»?

2 Знаете позиции шагай?

3 Умеете играть в эту игру?

4 Есть ли дома шагай?

5 Сколько разновидностей игры знаете?

6 Знаете эти виды игры:

12 косточек;

Таалсалга- отгадывание;

Бодание баранов.

Приложение 5

Арбан хоер шагай - двенадцать косточек

Берут 12 косточек и подбрасывают их, у кого больше косточек упадет в положении (хонин — овца, тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству косточек-хонин.

Первый берет все косточки, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все позиции «хонин», последующие проделывают то же самое, пока все косточки не будут разобраны. Выигрывает, тот у кого отобранных косточек больше.

Таалсалга — отгадывание

Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, победитель!

Бодание баранов

Два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок либо перевернулась.

Приложение 6

Правила игры для детей: Шагай надаан.

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

Воспитатель 1 категории,

музыкальный руководитель: Ванчикова М. Т.

2024год.

Цель: изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан»

Задачи:

Познакомить с бурятскими народными играми и изучить разновидности игры «Шагай наадан»;

Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и культуре народов России, к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм, обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;

Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Группа: старшая разновозрастная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Методы:

-словесный (беседа, рассказ);

-наглядно-демонстративный (показ презентации);

-практический (продуктивная деятельность);

-групповой (коллективная работа).

Используемые приемы:

-прием предъявления информации (показ презентации) - способствует

формированию познавательной активности, расширению кругозора

детей, развитие положительных эмоций по отношению к деятельности;

-игровая ситуация, беседа-диалог, элементарный опыт, рефлексия.

Словарная работа: бурятская народная игра : «Шагай надаан», «Табан хушун мал», «Бухэ – хонин», «Хонхо - яман», «Ухэр - корова», «Морин- лошадь», «Тэмэн - верблюд» «hээр шалган», бурятский национальный музыкальный инструмент «Морин хуур».

Планируемые результаты:

Дети активно используют разные части речи точно по смыслу.

Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности.

У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность;

дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки окружающего мира; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи; обогатился словарный запас по теме.

У детей сформировано умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.

Дети проявляют умение в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.

Дети умеют действовать согласованно.

Дети проводят физ. минутку, соотносят слова с движениями, проявляют интерес к физическим упражнениям.

Материал и оборудование:

1. Техническое оснащение – мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер.

Коллекция бурятских костяных игрушек, наборы «Шагай» для дидактической игры, бурятский национальный музыкальный инструмент

«Морин хуур», раскраски, макет поделки «Табан хушун мал»

Содержание ООД:

План НОД:

1. Организационно – мотивационный этап

2. Практический этап

3. Актуализация знаний.

4. Рефлексия.

Ход ООД:

1. Организационно – мотивационный.

Задачи: заинтересовать детей на самостоятельную деятельность.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Вы любите путешествия? А игрушки любите? Кто знает, из чего, из какого материала делают игрушки?

Ответы детей.

Сегодня мы отправляемся путешествовать в удивительный мир бурятских костяных игрушек. Чем они отличаются от ваших любимых кукол? их мы сможем купить в магазине?

Ответы детей.

Воспитатель:

1. В старину, в бурятских семьях не было игрушек, как в наше время, поэтому дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Посмотрите и назовите, как называется эта игрушка.

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы, правильно это игрушка – «Шагай», давайте все вместе скажем пословицу:

Речевая разминка:

Шагай, шагай, шагайхан

Шагай надаан аятайхан!

Любимой игрой у детей были: шагай - бараньи косточки – лодыжки. Шагай или еще называют альчиком - это косточка бараньей лодыжки или бабки. «Шагай наадан» раньше были распространенной и популярной игрой бурятского народа. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. Эта увлекательная игра, близкая к спортивным играм. В старину ее называли зимним видом спорта, дети и взрослые играли долгими зимними вечерами перед Сагаалганом. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали их в кожаный мешочек и хранили для детских игр. Их передавали из поколения в поколение, бережно хранили.

Приложение 1 Опрос.

Воспитатель: Ребята, кто знает игру «Шагай наадан»? У кого есть дома шагай? Правила и разновидности игры знаете?

Ответы детей.

А) В игру могут играть : один человек, два человека, и группа.

Б) При игре различают 5 положений в игре: конь, верблюд, овца, коза, корова. Их называют: Символ скотоводства «Табан хушуун мал»

Приложение 2 Позиции шагай

Речевая разминка:

( Показ с проговариванием на двух языках: на русском и бурятском)

- «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - это овца

- «Хонхо» (с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.

- «Морин» (конь, упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.

- «Yхэр» (крупный скот, упавшие набок с резной стороной - это бычок.

- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд.

Важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона.

Ребята, скажите, а шагай в какие цвета окрашены, и какого они размера.

Назовите их на двух языках все вместе. Мы сможем из них сделать российский флаг? Кто нам покажет?

Ответы детей.

Приложение 3 Разновидности.

Игра «Шагай» имеют более десятка разновидностей, известных нам.

2. Игра «Таалсалга» — отгадывание

Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, победитель!

Приложение 4 Опрос. Изучив правила и научившись играть, сделали опрос.

Мы узнали больше об этой игре, познакомились с разновидностями.

3. Показ и рассказ Поделки «hээр шалган»

Представляем вам поделку «hээр шалган». Она из чего?

Ответы детей.

Воспитатель: «hээр» - это хребтовые кости быков, верблюдов, яков. Их ломают руками, проводятся соревнования, где выявляют самого сильного и смелого.

4. Показ и рассказ Поделки «Табан хушуун мал»»

Представляем вам поделку, ее выполнила наша Цырена, она вам сама расскажет. Она выполнена из одной бараньей лопатки и пяти бараньих лодыжек «Шагай» Раскрашена в пять цветов по количеству животных - «Табан хушуун мал» - это Символ скотоводства и плодородия.

5. Показ и рассказ Поделки «Моя семья»

Представляем вам поделку. Давайте все вместе ее рассмотрим, кто изображен на ней.

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, молодцы, давайте их все вместе перечислим, сначала на бурятском, потом на русском языках.

6. Практическая работа.

Вам понравилась игра «Шагай надаан»? Хотите их раскрасить и подарить родным? Вы можете сами выбрать в какой цвет их покрасить.

Молодцы, наши пальчики немножко устали, давайте поиграем.

7. Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»

Вот помощники мои,

Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.

Скачет резвый табунок. (Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»

Поскакали далеко. (Звукоподражание)

Воспитатель: Молодцы, покажите ваши рисунки.

Выставка рисунков

Вывод: мы познакомились с бурятскими костяными игрушками, изучили правила и позиции игры «Шагай надаан» и разучили новые ее разновидности.

Мы можем сделать вывод о том, что у бурятского народа игра «Шагай надаан» была самой любимой, распространенной и популярной игрой. Когда вы станете старше, то будете дальше изучать и другие виды бурятских игр, беречь и сохранять их.

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир бурятских костяных игрушек.

Вам понравилось, ребята?

- Что больше всего запомнилось?

- Что нового узнали о игрушках? С какими поделками познакомились?

- Что большего всего понравилось?

- Что было трудно для вас?

Ответы детей.

Воспитатель:

Я приготовила вам подарок – раскраски пяти животных, вы сами решите, в какой цвет их покрасить. А свои рисунки вы подарите своим родным.

Список литературы:

1. Дугаров Б. Б. Бурятские народные сказки. Сборник. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.

2. Куницин О. И. Музыка советской Бурятии. – М. : Сов. композитор, 1990. – 216 с.

3. Могоева Д. Д. Амар сайн, yхибууд! – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. – 116 с. : ил.

4. Паздникова З. И., Карпова Р. И., Ступина С. А, Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010. – 160 с.

Приложение 1. Опрос

№ Вопросы Да Нет

1 Знаете игру «Шагай наадан»?

2 Знаете позиции шагай?

3 Умеете играть в эту игру?

4 Есть ли дома шагай?

5 Сколько разновидностей игры знаете?

6 Знаете эти виды игры:

12 косточек;

Таалсалга- отгадывание;

Бодание баранов.

Приложение 2 Позиции шагай

- «Хонхо» (с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.

- «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - это овца

- «Морин» (конь, упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.

- «Yхэр» (крупный скот, упавшие набок с резной стороной - это бычок.

- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд.

Приложение 3. Разновидности игры «Шагай наадан»

1. «Хонхо, бухэ, туулга» — собирание костяшек, павших спиной и на спину;

2. «Таалсалга» — отгадывание;

3. «Мори урилдаан»«конные скачки»

4. «Хумпараа» — подкидывание тремя костяшками-бабками;

5. «Няхалалга» — щелканье;

6. «Хорео барилга» — постройка оград для скота;

7. «Хонгордоолго» — подкидывание;

8. «Табаршаалга» — от слова табан» — пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;

9. «Шуурэлгэ» — хватание бабок горстью;

10. «Харбалга» — метание бабки (лодыжки) в бабку;

11. «Дурбэн бэрхэ» — четыре молодца;

12. «Ерхо харбалга» — стрельба в костяной стрелы «ерхо»

13. Арбан хоер шагай - двенадцать косточек

14. «Баргай наадан»

15. «Талаан тобшо»

Приложение 4. Опрос

№ Вопросы Да Нет

1 Знаете игру «Шагай наадан»?

2 Знаете позиции шагай?

3 Умеете играть в эту игру?

4 Есть ли дома шагай?

5 Сколько разновидностей игры знаете?

6 Знаете эти виды игры:

12 косточек;

Таалсалга- отгадывание;

Бодание баранов.

Приложение 5

Арбан хоер шагай - двенадцать косточек

Берут 12 косточек и подбрасывают их, у кого больше косточек упадет в положении (хонин — овца, тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству косточек-хонин.

Первый берет все косточки, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все позиции «хонин», последующие проделывают то же самое, пока все косточки не будут разобраны. Выигрывает, тот у кого отобранных косточек больше.

Таалсалга — отгадывание

Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, победитель!

Бодание баранов

Два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок либо перевернулась.

Приложение 6

Правила игры для детей: Шагай надаан.

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Конспект интегрированного развлечения для старших дошкольников «Мир забавных игрушек» по творчеству Агнии БартоКонспект интегрированного развлечения для старших дошкольников «Мир забавных игрушек» по творчеству Агнии Барто Конспект интегрированного развлечение для старших дошкольников, посвященное творчеству Агнии Барто «Мир забавных игрушек» Цель: способствовать.

Конспект НОД для старших дошкольников «Волшебная снежинка!» Образовательная область: «Художественное творчество». Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Физическая.

Конспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольниковКонспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольников Ноткин домик Задачи Познакомить с нотами (их названием) Дать представление о нотном стане и скрипичном ключе Пособия: музыкальная ширмочка.

Конспект НОД по изодеятельности для старших дошкольников «Городецкая роспись»Конспект НОД по изодеятельности для старших дошкольников «Городецкая роспись» Тема: «Городецкая роспись»Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование) Продолжительность – 25 минут. Цель: познакомить детей.

Конспект НОД по конструированию из Тико «Рыбка» для старших дошкольниковКонспект НОД по конструированию из Тико «Рыбка» для старших дошкольников Цель: формирование пространственных и зрительных представлений, развитие конструкторских умений. Задачи: - расширить представление детей.

Конспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольниковКонспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольников Конспект Нод по лепке «Овощи» Программные задачи: 1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер.

Конспект НОД по объемной аппликации «Светофор» для старших дошкольниковКонспект НОД по объемной аппликации «Светофор» для старших дошкольников Задачи: Образовательные: • совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции, вырезать круги из квадратов, закругляя углы; • учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для старших дошкольников «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 07:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для старших дошкольников «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»» (включая файлы) размещена пользователем Ванчикова Мария Тумуровна (УИ 1802839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД