МААМ-картинки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир насекомых»

Иванова Анна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир насекомых»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему:

«Удивительный мир насекомых».

Цель применения ИКТ в НОД:

- Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

- Использование ИКТ повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.  

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах

-Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Цель занятия: расширение и закрепление представлений детей о насекомых.

Задачи приоритетной образовательной области.

Познавательное развитие:

-расширять и закреплять представления детей о насекомых;

-развивать познавательную активность детей;

-развивать умение детей видеть признаки сходства и различия;

-развивать мышление, память;

-развивать любознательность, мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать и умение делать выводы.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать бережное отношение к природе, к насекомым;

-формировать умение работать в группе;

-воспитывать желание и умение доброжелательного взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности.

Речевое развитие:

-развивать умение детей отвечать на вопросы взрослого;

-развивать умение выражать признаки сходства и различия в речи;

-обогащать активный словарь дошкольника словами : насечки, чешуйки, чешуекрылые насекомые.

Физическое развитие:

-формировать потребность в двигательной активности детей;

-развивать координацию речи с движениями;

-развивать общую и мелкую моторику.

Художественно-эстетическое развитие:

-развивать воображение и творческую активность дошкольников;

-развивать навыки конструирования.

Материалы и оборудование для воспитателя: ноутбук, проектор, презентация, предметные картинки, обручи, дидактическая игра «летающий, ползающий».

Материалы и оборудование для детей : мяч, картинки с изображением насекомых, крылья бабочек, салфетки.

Планируемые результаты НОД:

-ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

-ребенок обладает развитым воображением;

-ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослому;

-ребенок способен наблюдать;

-ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Предпосылки УД: коммуникативные - умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; умение вести монолог, слушать собеседника, отвечать на вопросы; регулятивные - умение работать по инструкции взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; познавательные - умение получать знания из разных источников и пользоваться инструкциями. Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; личностные - ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Этап 1. Вводная часть - мотивационный этап (продолжительность 3 минуты).

Цель: стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность Цель: выполнение заданий взрослого, включение в образовательную деятельность.

Проектор выключен

- Воспитатель читает стихотворение и выполняет соответствующие движения:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО (Ребята повторяют движения за воспитателем)

- Ребята, а давайте поиграем. Я сейчас буду называть месяц, а вы мне - время года, которое соответствует данному месяцу.

Март, апрель, май Отвечают (редполагаемый ответ «весна»).

- А сейчас мы будем друг другу бросать мяч, а кто его поймает, тот назовет признаки весны.

(воспитатель играет вместе с детьми) Ребята ловят мяч, и называют признаки весны.

- Молодцы, ребята. Все сказали правильно.

- Мы с вами сегодня будем говорить еще об одной примете весны. А о какой именно, попробуйте отгадать.

Послушайте загадки.

Загадки про насекомых.

Цель: развитие умения отгадывать загадки; закрепление представлений о внешнем виде насекомого. Цель: отгадывание загадок и поиск правильного ответа.

1. Ночью он в траве зажег

Свой фонарик-огонек.

Как полночный маячок,

Нам посветит …

2. В зеленых мундирах,

В траве на лугах

Живут музыканты

На длинных ногах

3. Насекомое в почете,

Целый день она в полете,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты.

4. Разрешенья не спросил,

Подлетел и укусил!

5. Я летаю, как хочу

Боком, взад, вперед лечу.

Есть огромные глаза,

Я летунья…

6. Я по потолку ползу

Никогда не упаду,

Лапки чищу я всегда,

Там присоски у меня.

7. Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками.

8. Полосатая она,

Только это не пчела.

Мед не собирает.

Внимание! Кусает…

9. Этот малыш, сильнее слона

Веточки носит он без труда

10. Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок

(Приложение 1)

Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?

Предполагаемый ответ «насекомые»

- Сегодня мы узнаем много интересного о насекомых.

Ребята, а что мы можем про них узнать?

Чтобы вы хотели про них узнать? Отвечают.

Основной этап, продолжительность 20 мин.

Цель: обобщение и систематизация представлений детей о насекомых. Цель: использование знакомых представлений о насекомых.

- Закройте глазки и представьте, что вы очутились на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

Воспитатель раскладывает на ковре картинки цветов (Приложение 2).

- Посмотрите, пожалуйста, что мы видим? Предполагаемый ответ «цветы»

-А какие цветы? Предполагаемый ответ «подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик».

- Правильно, подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик.

- Эти цветы одинаковые?

- Ребята, а давайте из этих цветов соберем красивый букет?

(Если дети соглашаются, объяснить им, что цветы срывать нельзя. Срывая цветы, распустившихся растений, человек не только уничтожает красоту, но и лишает корма насекомых и животных).

- Некоторые из этих цветов занесены в Красную книгу России (подснежник, ландыш). Эти цветы нуждаются в охране.

- Ребята, а кто из Вас знает, что такое Красная книга?

Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Ребята слушают.

- Что мы слышим (слайд 1, звук насекомых?

- Правильно, насекомых.

- Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Куда бы вы не пошли – в сад, на луг, в лес – всюду вас будут окружать насекомые : в траве ползет жучок (слайд 2). Над цветами летают бабочки (слайд 3, стрекочут кузнечики (слайд 4, шуршат крыльями стрекозы (слайд 5). Подойдешь к речке – и там насекомые : стайки жучков, а под водой – жуки-плавунцы (слайд 6).[«Насекомые. Энциклопедия для детского сада» ] Слушают воспитателя.

Исследовательская деятельность.

Цель: развитие умения выделять черты сходства и различия Цель: поисковая деятельность

Ребята подходят к столу и объединяются в две группы. На столах схемы насекомого. Одна группа ищет сходства, другая отличия.

- Предлагаю рассмотреть насекомое повнимательнее.

- Давайте посмотрим на модель – схему насекомого. Из каких частей оно состоит? Предполагаемый ответ «голова, грудь и брюшко».

- Сколько лап у насекомых? Предполагаемый ответ «у всех насекомых 3 пары лап».

-Что у насекомого на голове? Предполагаемый ответ «глаза и усики».

- А вы знаете, почему их так назвали – насекомые?

- Что мы видим на их теле? Предполагаемый ответ «полоски, линии».

- Верно, у них на брюшке видны поперечные полоски – насечки. Насекомые так названы от слова насечка, насекать.

- Посмотрите на картинки с изображением насекомых.

Что у всех насекомых общего? Отвечают.

А чем насекомые отличаются друг от друга? Рассматривают картинки.

Предполагаемый ответ: «внешним видом, окраской, размером».

- У одних насекомых есть крылья, а у других нет (т. е. одни могут летать, а другие нет).

Дидактическая игра «Летает, ползает», под музыку (слайд 7, звук).

Цель: формировать умение дифференцировать насекомых на летающих и ползающих. Цель: участие в игре, добиться успеха.

- Давайте мы немножко поиграем. Я буду вам называть насекомых, если насекомое летает, то вы изображаете полет; если я называю насекомое, которое ползает – то вы приседаете (бабочка, стрекоза, майский жук, шмель, муха, пчела, комар, муха, гусеница, муравей,кузнечик, таракан, клоп). Выполняют задание.

Сообщение нового материала.

Цель: расширение представления детей о насекомых Цель : восприятие новой информации

- А вы знаете какую пользу приносят насекомые? Отвечают.

- А все насекомые приносят пользу? Отвечают.

- В природе существуют насекомые, которые приносят человеку пользу и вред.

Полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье, а вредные – переносчики болезней человека и животных.

Например, Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если ее посадить на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость – даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.

А муха – приносит вред человеку, так как является переносчиком болезней. Ребята слушают воспитателя.

Дидактическая игра «Полезные и вредные насекомые», воспитатель играет вместе с детьми (помогает, дополняет ответы детей).

Цель: формирование умения дифференцировать насекомых.

- Предлагаю вам разделить насекомых на 2 группы : насекомые, приносящие пользу и насекомые, приносящие вред (Приложение 3). Дети выполняют задание.

На полу 2 обруча, в один – ребята складывают картинки полезных насекомых, в другой – насекомых, причиняющих вред.

- А есть насекомые которые могут приносить и пользу и вред?

Давайте их поместим в соединении двух обручей (круг Эйлера-Венна.) Отвечают.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Цель: закрепление правил поведения при встрече с насекомыми. Цель: участие в игре, добиться успеха

На столе лежит 14 картинок. Дети, глядя на эти картинки, соединяют их и рассказывают о правилах поведения при встрече с насекомыми (Приложение 4).

- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно и пострадать. Поэтому необходимо знать, как можно защищаться от насекомых.

1.- надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых,

2.- отправляясь в лес, надо одевать одежду с длинными рукавами и головной убор,

3.– если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

4.- если около вас летает пчела, то старайтесь быть спокойным, не машите руками,

5.- если пчела укусила, то жало нужно удалить.

6.– если встретишь в лесу муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

7.– надо хранить продукты в закрытой посуде.

- Если вы запомните все эти лесные правила и будите их соблюдать, то лес станет настоящим вашим другом.

А чтобы вы не забывали эти правила, я вам приготовила памятки. Слушают воспитателя.

Воспитатель раздает детям памятки.

Экологическая задача.

Цель: развитие умения осуществлять самостоятельный поиск путей решения экологических проблем

- А как вы думаете, насекомых нужно беречь? Предполагаемый ответ «да».

- Послушайте одну историю. Солнечным утром, в детском саду ребята гуляли и увидели, что на качели сидит красивая бабочка. Они долго ее рассматривали, любовались, а потом одна девочка говорит другой: «Давай поймаем эту бабочку и покажем ее нашему воспитателю». Они поймали бабочку и довольные побежали к воспитателю. Слушают воспитателя.

- Как вы думаете, что девочкам сказала воспитатель? Отвечают.

- А если бы они просто посмотрели на бабочку – это было бы хорошим поступком? Дети высказывают свои предположения.

На слайде картинка «бабочка» (слайд 8,9,10).

Воспитатель показывает на картинку на слайде. Подготовленный ребенок читает. Остальные ребята слушают.

Бабочки – чешуекрылые насекомые. Это означает, что на их крыльях располагается множество небольших чешуек. Бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Так как можно стереть краску. Крылья бабочки помнутся, и она не сможет летать. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная.

Экспериментальная деятельность.

Цель: развитие умения опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: в ходе опытно-экспериментальной деятельности убедиться, что с крыльев бабочки пальцами стираются чешуйки.

На столе лежат вырезанные из бумаги крылышки бабочек, раскрашенные мелом (Приложение 5)

Ребята, подойдите, и возьмите в руки крылышки. Потрите их пальчиками. Дети берут крылышки, трут их пальцами.

- Что произошло? Предполагаемый ответ «испачкались пальцы».

- А как вы думаете, что бы произошло, если бы это были не бумажные крылышки, а настоящая бабочка? Предполагаемый ответ «чешуйки останутся на пальцах».

Поэтому к бабочкам надо относится бережно. Нельзя их ловить, убивать. Многие из них занесены в Красную книгу.

На столах лежат салфетки, которыми ребята вытирают руки

Физкультминутка.

Цель: предупреждение и снятие утомления, повышение активного внимания и работоспособности.   Цель: восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.

Мы пришли в весенний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка ветвями шумит,

Слева елка на нас глядит!

На опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок!

На поляне серый рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Наклонился взад-вперед.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся! Ребята говорят текст и выполняют движения.

Оригами «Бабочка» и «Божья коровка».

Цель: закреплять умение складывать лист в разных направлениях, развитие мелкой моторики. Цель: изготовление бабочки или божьей коровки.

Воспитатель делит ребят на 2 группы. Одни выполняют бабочку, а другие божью коровку (дифференцированный подход).

На столах перед детьми схемы выполнения «Бабочка» и «Божья коровка».

«Бабочка» Ребята, из листа цветной бумаги вырезаем квадрат. Складываем листок треугольником. После раскладываем заготовку и расправляем линию сгиба. Затем переворачиваем листок и складываем вышеуказанным способом. Разворачиваем лист и складываем вовнутрь два боковых треугольника. Теперь подгибаем верхние уголки вверх. Уголки должны сомкнуться в верхней части заготовки. Затем переворачиваем конструкцию обратной стороной, загибаем вверх целый уголок. Перевернув бабочку, увидим готовые крылышки.

«Божья коровка» Складываем квадратный листок пополам, потом сгибаем его посередине и разворачиваем. Тянем края к намеченной линии центра (но не доводя до конца). Переворачиваем и загибаем верхний угол. Делаем еще один изгиб вверх и переворачиваем модель. Божья коровка готова. [https://planetaorigami.ru/2011/05/origami-bozhya-korovka-dlya-detej/] Ребята выполняют задание.

На столе лежит ватман, на котором нарисована полянка с цветочками.

Итак, наши бабочки и божьи коровки готовы. Давайте посадим их на нашу красивую полянку. Ребята прикрепляют бабочек и божьих коровок.

Заключительный этап (рефлексия, продолжительность 3 мин.

Цель этапа: подведение итогов занятия, систематизация и закрепление полученных умений. Цель: положительная оценка своей деятельности.

Ребята, о ком мы сегодня говорили? Предполагаемый ответ «о насекомых».

- Изменилось ваше отношение к насекомым или нет?

- О каком насекомом сегодня вам понравилось слушать?

- Как вы думаете, мы сегодня поговорили обо всех насекомых? Дети отвечают.

Конечно, нет. Насекомых в мире очень и очень много, а мы поговорили лишь о немногих.

- Мне сегодня вы очень понравились! Вы были активными, внимательными и сообразительными. Вы сегодня молодцы!

Список используемой литературы:

1. Комплексные занятия по программе «Детство» по ФГОС, старшая группа.

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/01/21/kartoteka-utrennih-privetstviy

3.https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-nasekomyh.html

4.https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-nasekomyx-dlya-detej.html

5.https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/zagadki-o-nasekomyh.html

6.

7.«Насекомые. Энциклопедия для детского сада»

8.https://dohcolonoc.ru/conspect/587-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-progulka-po-vesennemu-lesu.html

9.https://masterclasso.ru/origami-babochka

10.https://planetaorigami.ru/2011/05/origami-bozhya-korovka-dlya-detej/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возраста .

Конспект НОД «Путешествие в страну насекомых» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Путешествие в страну насекомых» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представления у детей о насекомых. Задачи: • Закрепить представления у воспитанников о разнообразии насекомых, их особенностях,.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС «Удивительный мир насекомых»Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС «Удивительный мир насекомых» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: - Закрепление.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Летнее творчество «Удивительный мир насекомых»Летнее творчество «Удивительный мир насекомых» Сегодня хочется продолжить нашу летнюю тему " Удивительный мир насекомых" и предоставить к вниманию маамовцев еще несколько творческих работ.

Прогулка «Удивительный мир насекомых»Прогулка «Удивительный мир насекомых» Прогулка «Удивительный мир насекомых» Кого только не встретишь в теплый солнечный денёк на цветущей клумбе в начале сентября. Целью таких.

Сценарий викторины «Удивительный мир Виталия Бианки» для старшего дошкольного возраста Викторина "Удивительный мир В. Бианки" Викторина по сказкам Виталия Бианки «Удивительный мир В. Бианки» для детей старшего дошкольного.

Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых»Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых» .

Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых» Уважаемые коллеги! Лето - чудесная и самая долгожданная пора для детей. Лето, дети, любят за длинные и солнечные дни. Лето – пора, когда.

Фотоотчет «Удивительный мир насекомых»Фотоотчет «Удивительный мир насекомых» Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми. Однако знания дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир насекомых»
Опубликовано: 29 августа 2022 в 15:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД