Галина Колесникова
Проект «Удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в мире природы, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Ведение
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир, стараются все потрогать руками, рассмотреть, попробовать на вкус.
Публикация «Проект „Удивительный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы необходимо осуществлять подбор и планирование учебного материала, с учетом современных требований, удовлетворяя любознательность детей.
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое
условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической
готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Нам близка позиция Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Цель проекта :
- формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Задачи проекта :
- дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием
животного и растительного мира родного края, показать неповторимость и красоту родной природы;
- расширять представления об охране природы, о бережном отношении к ней.
- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
- расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
Предполагаемые результаты:
Дети:
-расширение знаний о растительном и животном мире;
-бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
-формирование стремления к исследованию объектов природы;
-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Роль родителей в реализации проекта :
Помощь в изготовлении кормушки для птиц, участие в конкурсе рисунков на тему: «Берегите природу!», помощь в оформлении проекта.
Продукт проектной деятельности :
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : краткосрочный, творческо-информационный
Срок реализации: 1 неделя
Этапы реализации проекта
Этап работы Виды деятельности
1 этап - организационный формулировка проблемы проекта; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы.
2 этап - практический Мероприятия по реализации проекта с детьми;
Привлечение родителей к работе по реализации проекта;
Мероприятия с родителями.
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
3 этап - заключительный Анализ полученных результатов; изготовление фотоколлажа «Удивительный мир природы»; Рекомендации родителям.
Итоговое мероприятие «Праздник Весны»
Реализация проекта :
Дата Содержание работы
Понедельник НОД (обр. обл. «Познавательное развитие»). Ознакомление с природой
Тема: «Солнечные зайчики.
Программные задачи: Расширить представления о явлениях неживой природы : солнечный свет, солнечное тепло; учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года; воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять ее красоту.
Беседа «Что такое природа?»
Цель: Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа. Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Чтение: стихотворения А. Плещеева «Весна».
Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»; учить называть признаки времен года.
Оформление папки – передвижки для родителей «Экологические игры»
Уход за рассадой в огороде на окне.
Вторник Дидактические игры: «Природа – не природа».
Цель: Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Чтение К. Чуковский «Краденое солнце».
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского, учить слушать большое по объёму произведение. Воспитывать интерес к художественной литературе.
С/рол. игра «Садовник»;
Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.
Экспериментальная деятельность: «Вода – волшебница»
Цель: Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
Среда НОД (Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие» - Изобразительная деятельность. Рисование)
Тема: «Цыпленок»
Программные задачи: Формировать умение создавать образ, используя округлые формы разного размера. Учить дополнять свой рисунок деталями. Закрепить технические умения рисования кистью и красками.
Чтение фольклор народов мира «Разговор лягушек», пер. с чеш. С. Маршака Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами разных народов мира, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чей цветок?»
Цель: закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря
Четверг НОД (Обр. обл. "Речевое развитие. Развитие речи)
Тема: К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»
Программные задачи: Учить детей внимательно слушать рассказ, пересказывать его с помощью наводящих вопросов.»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, иллюстраций, картинок лекарственных растений, домашних животных и их детёнышей.
Чтение Поэзия С. Маршака «Усатый - полосатый».
Цель: Довести до сознания детей замысел автора: котенок - живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки; учить выразительно читать отдельные строки, доставляя детям удовольствие от звонких, игровых, веселых стихов, передавать в движениях повадки животных, создавать игровые образы; прививать коммуникативные качества.
С/рол. игра «Двор домашних животных»
Цель: учить разделять животных на диких и домашних, называть детенышей.
Экспериментальная деятельность: «Плавает- тонет»
Цель: Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут
Пятница НОД (Обр. обл. "Художественно – эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Аппликация)
Тема: Цыплёнок
Программные задачи: Воспитывать самостоятельность; закреплять умение наклеивать голову, туловище, клюв, создавая форму.
Чтение поэзия А. Майков «Ласточка примчалась»
Цель: Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы
Строительные игры: «Загон для лошадей»
Цель: Учить огораживать пространство высоким забором, учить приёму ставить кирпичики на длинную узкую грань.
Наблюдение на прогулке: за воробьями; греются, весло чирикают, купаются в лужах – привлекать к наблюдению за птицами
Понедельник НОД (обр. обл. «Познавательное развитие») Ознакомление с природой
Тема: «Почему проснулся медведь?».
Программные задачи: Познакомить детей с жизнью животных в лесу весной. Учить детей описывать диких животных.
Беседа "Что мы знаем о домашних животных"
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о том какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи.
Чтение сказки «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой
Цель: Познакомить с шотландской сказкой, учить сравнивать со знакомой русской сказкой.
Индивидуальные беседы с родителями о полезной и вредной пище для детей.
Вторник Строительные игры: «Кормушка»
Цель: учить строить кормушку для птиц с помощью пластилина и спичек, воспитывать желание покормить птиц.
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Консультация для родителей «Природа в жизни вашей семьи».
Экспериментальная деятельность: «Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)
Среда НОД (Обр. обл. «Художественно-эстетическое развитие» - Изобразительная деятельность. Рисование)
Тема: «Светит солнышко
Программные задачи: учить передавать образ яркого солнца цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрашивать круглую форму слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисточки; закреплять умение правильно держать кисточку; формировать аккуратность»
Наблюдение на прогулке: за дождем – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы
С/рол. игра «Котенок у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость.
Четверг НОД (Обр. обл. "Речевое развитие. Развитие речи)
Тема: «Бычок – черный бочек, белые копытца»
Программные задачи: познакомить с русской народной сказкой, формировать умение слушать, отвечать на вопросы. Воспитывать чувства сопереживания героям сказки.
Наблюдение на прогулке: за деревьями – обратить внимание на распускающиеся почки, воспитывать бережное отношение к деревьям
Музыкальное развлечение «Мы идем искать Весну»
Пятница НОД (Обр. обл. "Художественно – эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Лепка)
Тема: Большие и маленькие птицы на кормушке
Программные задачи: Формировать желание передавать в лепке образ птицы, форму частей тела, головы, хвоста; развивать умение рассказывать о том, что сделали.
Подвижная игра: «Кот и мыши»
Цель: приучать бегать детей легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга;
ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Наблюдение на прогулке: за листочками – учить замечать изменения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям
Экспериментальная деятельность: «Сухой и мокрый песок»
Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).
Заключение
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного развития ребёнка.
Литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические реко-мендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Про-грамма и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.