Елена Игоревна Банщик
Условия эмоционального благополучия ребёнка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме
"Условия эмоционального благополучия ребёнка в детском саду"
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Слайд 2
Публикация «Условия эмоционального благополучия ребёнка в детском саду» размещена в разделах
Эмоции – психологическое состояние человека, проявляющееся в переживании человека отношения к окружающему или самому себе.
Слайд 3
Эмоции ребенка отличаются от эмоций взрослого:
Многообразием;
Открытостью;
Импульсивностью;
Неосознанностью;
Подвижностью (процесс возбуждения преобладает над процессами торможения).
Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
А кто такой эмоционально - благополучный человек?»
«Эмоционально- благополучный человек — это.» (выслушивание мнения воспитателей).
Это уверенный в себе человек, удовлетворенный своей жизнью и работой, с позитивным настроением, хорошим здоровьем, работоспособный.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Слайд 4
Эмоциональное благополучие формирует:
адекватную высокую самооценку;
сформированный самоконтроль;
ориентацию на успех в достижении целей;
Слайд 5
Схема создания эмоционального комфорта ребенка (см. презентацию)
Слайд 6
Игры, способствующие оптимизации эмоциональной сферы ребенка:
Эмоциональные игры. Цель – создавать положительный эмоциональный настрой на предстоящий день.
Коммуникативные игры. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
Терапевтические игры. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
Слайд 7
Необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей:
• непосредственное общение с каждым ребёнком;
Безусловное принятие педагогом каждого ребенка необходимо для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, собственных силах.
• уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
Мы не оцениваем личность ребёнка, не критикуем, не сравниваем детей друг с другом, сравниваем поступки или действия какого-либо ребёнка "до и после". Стараемся не навешивать ярлыки ("драчун", "злюка", "хулиган")
• использование гибкого, личностно-ориентированного подхода с учетом психических и личностных особенностей каждого ребенка.
Это выражается в дифференцированном подборе заданий и упражнений, в предоставлении на первоначальном этапе свободы выбора партнеров по деятельности, на последующем этапе - средств и способов достижения результата, а также в подборе индивидуального темпа их выполнения.
• формирование традиций группы;
• создание ситуации коллективного сопереживания значимых событий;
• поощрение доброжелательности, конструктивных способов разрядки негативных эмоций;
• развитие эмпатии (умения сопереживать).
Слайд 8
Создание условий эмоционального благополучия детей в группе детского сада:
• Уголки настроения;
• Уголки релаксации (уголок уединения + центр эмоциональной разгрузки);
• Зональность развивающей среды;
• Разумная занятость детей, в течении всего дня;
• Физминутки, психогимнастика, специализированные игры и упражнения;
• Установка на интересный завтрашний день;
• «Утро радостных встреч»;
• Демократичный стиль общения воспитателя;
• Личностные качества педагога (открытость, чувство юмора, инициативность, креативность, коммуникабельность)
Слайд 9
Уголок настроения
Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказание своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Слайд 10
Основные требования к уголку настроения:
- Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка;
- Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком;
- При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения (возможно их одновременное использование);
- Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением.
Слайд 11
Для диагностики настроения можно использовать цвета:
Красный - счастье - счастливое
Синий - грусть - грустное (обязательное)
жёлтый – радость – радостное (обязательное)
зелёный – спокойствие – спокойное (обязательное)
Коричневый – обида - обиженное
Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
Слайд 12-15 (примеры "Уголков настроения")
Слайд 16
Профилактика конфликтных ситуаций между детьми
Цель: научить детей разнообразным способа примирения после ссоры
(примеры "Коробочек примирения").
Слайд 17
(примеры "Уголков уединения" и "Ковриков злости")
Слайд 18
Профилактика детских страхов и тревожности
Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
Слайд 19,20
(примеры альбомов "Моя семья", "Семейные выходные", "Мой друг" и т. д.)
Это приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата.
Слайд 21
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва…Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.