Альбина Юсуповна Капитуллаева
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у азбуки»
Конспект занятия по обучению грамоте.
Выполнила воспитатель
Капитуллаева А. Ю
РСО-Алания
Г. Моздок
2017год
Програмное содержание :
Учить детей выделять звук «С» из слов, определять позицию звука в слове, место звука в слове, закрепить понятие твердый и мягкие звуки. Продолжить формировать умение детей составлять простые и сложные предложения, составлять схемы предложений, совершенствовать у детей умение из двух простых слов составлять одно сложное, подбирать слова противоположного значения. Уточнить знания детей о том, что слова бывают длинные и короткие.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В гостях у азбуки“» размещена в разделах
Различать понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение», определять место звука в слове.
Закрепить знания детей о делении двусложных и трехсложных слов на слоги. Воспитывать умение детей употреблять в речи слова, выражающие просьбу, благодарность, используя сказочные персонажи.
Словарная работа
а) обогащение словаря :
Снег, зима, лес, высоко, светлячок, слон, скворец, сова, снеговик, снежный, снежки, сказка.
б) активизация словаря :
твердые согласные, мягкие согласные, гласные звуки и буквы по теме «Зима».
Методические приемы :
Беседа, художественное слово, демонстрационный материал, вопросы, пояснения, сравнения, показ, игровые приемы и указания, моделирование, напоминания, дидактическая игра, упражнения, сюрпризный момент, поощрение детей.
Оборудование :
Демонстрационный материал, раздаточный материал, азбука, фломастеры, картина «Зимние забавы».
Предварительная работа :
Заучивание правил: согласные звуки, словесные игры: «Сложные слова», составление предложений, «Слова наоборот».
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей, предлагает поздороваться.
Перед началом занятия словесная разминка :
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный гром!
Убежали мышки вон!
(раздается стук в дверь)
-Что это за шум за дверью? Кто стучится? Пойду посмотрю. Входят: медвежонок, лиса, бельчонок, сорока. В лапах у них плакат, на котором написано: «ШКОЛА». Они не могут прочитать, идут и ссорятся: Нет я, нет я знаю, что здесь написано, нет я!
-Посмотрите, кто к нам пожаловал! Дети, а что они забыли нам сказать? (Здравствуйте.)
-А мы и не знали, что нужно здороваться. – Здравствуйте! О чем спор, друзья?
-Мы спорим, что здесь написано.
-Ну и что же там написано?
Медведь:
Каждый, каждый медвежонок,
с удовольствием прочтет.
Слово сладкое такое,
Ну, конечно, это МЕД!
Бельчонок:
Все напутал, просто смех!
Даже маленький бельчонок
Прочитает лучше всех,
Слово вкусное: ОРЕХ!
Лиса:
Как ты рассмешил, бельчонок
Я уж это слово знаю.
Тут все точно, без ошибки,
Я читаю слово-РЫБКА!
Воспитатель:
-Успокойтесь, успокойтесь
-Милые друзья, не ссорьтесь
Дети, давайте поможем прочитать это слово!
Дети читают- ШКОЛА.
Я- сорока- белобока,
Я летела много дней,
Чтоб догнать своих друзей.
Добрый дятел, наш учитель
Рассердился на зверей,
И послал их в детский сад
Уму-разуму учиться.
-Вместе с нашим детским садом
Очень мы гостям всем рады,
Хочется нам убедиться,
Что не станете лениться.
Проходите, гости дорогие, усаживайтесь поудобнее. Сейчас, вы узнаете, какое у нас сегодня занятие.
Какой сегодня день недели?- вторник.
А какое у нас сегодня занятие?- обучение грамоте.
Ребята, прежде, чем мы начнем занятие, давайте сделаем зарядку для языка:
Ротик шире открывай,
Язычок вперед давай.
Влево, вправо, тик, да так
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем,
Язык вправо напрвляем,
Еще шире открываем,
Язык влево напрвляем.
Язычок и так,и сяк,
Это часики висят.
Ну вот ваш язычок готов к работе.
-Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?- Из слов.
-Правильно, каждое слово имеет свое значение. Назовите слова, которые обозначают предмет:
-Дом, стол, стул….
-А теперь слова, обозначающие признак предмета:
-Светлый, красивый, красный, сильный…
-А сейчас назовите слова, обозначающие действие предмета:
-Сидит, идет, прыгает, рисует…
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Зимние забавы».
-Ребята, что здесь можно назвать коротким словом?
-День, лес, мост, снег, ель, дом…
-А длинным?
-Деревья, дорога, лошадка, санки, коньки….
-Теперь из этих слов составьте предложения, сначала короткие, потом длинные:
-Весело зимой; Снег идет…
-Дети катаются на санках. В воздухе кружатся белые снежинки…
-А теперь составьте схемы предложений, короткого и длинного.
- длинные слова,
- короткие слова.
-Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Сложное слово». Это когда в одном слове спрятано два простых слова.
-Например: Человек, который выращивает хлеб, называется хлебороб.
-Как назвать человека, который ловит рыбу?- рыболов
-Человек, который разводит пчел? - пчеловод
-Человек, который рубит лес? - лесоруб
-Человек, который разводит сады? - садовод
-Машина, которая возит бензин? - бензовоз
-Явление природы, когда падает снег? - снегопад
Физминутка
Отдых наш - физкультминутка
Занимай свои места!
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели –встали,
Ванькой – Встанькой словно стали!
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
- Ребята, посмотрите на эту картину. Кто это? – Человек.
- Назовите части тела человека.
- Голова, руки, ноги, глаза, нос, уши…
-Подберите слова действия к частям тела.
- Что делают руки?- Берут, кладут, держат, моют, пишут….
- А ноги? - Танцуют, идут, бегут…
- А нос? – дышит, нюхает…
- А зубы?- грызут, кусают, жуют…
- А глаза?- смотрят, жмурятся, моргают…
- А уши?- слушают, подслушивают.
- А теперь попробуем сказать ласково о любой части тела.
- Глаз – глазки – глазоньки
- Нос – носик – носики
- Нога – ножка - ноженька
- Ребята, вы обратили внимание, что вы называли разные слова.
- Из чего состоят слова? – Из слогов.
- Как определить, сколько слогов в слове? – Столько же, сколько гласных букв в слове. С помощью хлопков определим, сколько слогов в словах: нос- 1, носик- 2, носики- 3.
- Сколько звуков в слове нос-? (3) назвать звуки.
- Какие бывают звуки?- гласные, согласные.
- Посмотрите, ребята, вот два волшебных домика, в них поселились буквы, каждая в своей квартире.
- В этом домике живут интересные жильцы. Они носят красные сарафаны, у них громкий голос, они громко поют по утрам. За это их назвали гласными. - А,О, У, И, Я….(дети называют)
- В этом доме живут другие жильцы. Они носят синие сарафаны и немного обижены на своих соседей и даже хотели их выселить из квартир, но когда их попросили спеть так же громко, они не смогли этого сделать. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, пыхтеть, шипеть. И никогда не смогут петь так же, как поют гласные. (дети произносят согласные звуки). И синие жильцы согласились жить в этом доме. За это их назвали - согласными.
- Ребята, а вы знаете почему мы иногда говорим «буква», а иногда «звук»?
- Буквы – это то, что мы видим и пишем, а звуки это то, что мы произносим. Гласные буквы издают гласный звук, согласные – согласный.
- Сегодня мы познакомились с новой буквой и звуком. Но сначала послушайте стихотворение:
Поплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песни просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки!
- Какое слово здесь чаще всего слышится?- снег, снежные, снеговики, снегурки, снегири, снежки.
- А главное слово во всех этих словах снег. Это слова –родственники или родственные слова. Начинаются они на букву – с-. Сегодня мы познакомились с этой буквой. На что она похожа?
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок!
Полумесяц в небе темном
Буква –С- повис над домом.
- Как мы говорим звук – с -?
- Губы улыбаются, язык лежит на дне рта, кончик языка упирается в нижние передние зубы.
- Как течет водичка из крана? –с – с – с – с – с -….
- Как выходит воздух из шарика? –с –с –с – с…
- Звук – с – согласный, живет он в этом домике, звук бывает и мягкий, и твердый.
Физминутка – чистоговорка:
Са – са – са – укусила в нос оса
Со – со – со – стал мой нос, как колесо
Су – су – су – я осу в руке несу
Сы – сы – сы – не боюсь я злой осы!
- Ребята, а хотите поиграть в игру «Доскажи словечко «
1. То погаснет, то зажжется,
Ночью в роще огонек
Угадай, как он зовется?
Золотистый (светлячок).
2. Ходит длинный, пасть клыками
Ночи кажутся сторбами.
Как гора огромен он,
Ну конечно, это (слон).
3. Угадай-ка, что за птица,
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пяточками,
Ушастая голова, это (сова).
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, перед вами домик, в котором живет буква – С-, которая любит подарки. А давайте подарим ей картинки, в которых есть звук –С-.(дети выполняют задание). Далее фонетический разбор слова –сани-. После разбора слова, дети «зарисовывают «его на доске (индивидуальная работа).
Вдруг сорока вспоминает, что ей пора улетать:
- Ой, я вспомнила, друзья!
На минутку только я!
Возвращается с пакетом:
Вот и я опять, друзья!
Добрый дятел, наш учитель,
Вот конверт прислал, смотрите!
(отдает конверт воспитателю)
- Здравствуйте, мои родные, дорогие детки,
Спасибо, что зверей вы приютили,
Грамоте их научили!
Очень садик свой любите, и всегда им дорожите,
Потому, что там чудесно,
Очень, очень интересно.
А еще вам написал, слово я волшебное,
Очень, очень я хочу, чтобы вы его прочли,
И узнали вы о том, как занятие провели.
Все вместе читают слово «МОЛОДЦЫ!»
- спасибо вам, ребята, вы многому сегодня научились. Мы предлагаем вам поиграть с нами в игру «Слова наоборот».
- Я скажу слово – «высоко»,
-А ты ответишь – «низко».
- «Далеко» - «близко».
-«Трус» - «храбрец».
- А теперь «начало» - «конец».