Лучший педагог года

Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»

Анна Плюснина
Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»

Творческий проект

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Творческий проект музыкального руководителя

Плюсниной Анны Сергеевны

на тему: «В мире музыкальных инструментов»

2019г.

Публикация «Творческий проект „В мире музыкальных инструментов“» размещена в разделах

Актуальность.

Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчетливо себе представить тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики симфонического оркестра, без представления о его составе, группах инструментов? Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра входит в любую программу по музыкальному воспитанию, как одна из важных задач.

Так для себя я определила тему своего краткосрочного проекта :

«В мире музыкальных инструментов».

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в раннем детстве.

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник.

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, раскрыть наполненную чем-то изнутри погремушку - стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна: Проект обеспечивает выстраивание партнерских отношений между детьми, родителями социальными партнерами, за счет проведения занятий и мероприятий.

Цель проекта : развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.

Задачи проекта :

- расширить представления детей о музыкальных инструментах : инструменты симфонического оркестра, народные инструменты.

-Научить изготавливать инструменты своими руками (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);

- развивать у детей музыкальный слух, желание слушать разно жанровую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов;

- обогатить речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

- развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

- активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

- формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта - музыкальной библиотеки.

Тип проекта : творческий, познавательный

Вид проекта : групповой

Время реализации: краткосрочный (4 недели)

Участники проекта : воспитатели групп, родители, музыкальный руководитель, дети 4-7 лет

обеспечение проекта

Материально-техническое:

Музыкальный центр;

• Детские музыкальные инструменты;

Наборы для опытов: 1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный, ложечка; 2. детская гитара и линейка; 3. фантики, камушки, монетки, бусы.

Формы реализации проекта :

1. Музыкальная гостинная

2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»

3. Творческая мастерская.

Этапы реализации проекта :

1 – организационно-подготовительный

2 – основной (практическая реализация проекта)

3 – заключительный

1 этап – организационно-подготовительный

Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта; Создание презентаций

Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.

Информирование родителей по теме проекта : оформление наглядной информации «Мастер-класс» по изготовлению музыкальных инструментов.

2 этап – основной (практический)

На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

Импровизация звуковых картин на заданную тему.

Звуковая иллюстрация стихов.

Сказки-шумелки

Музыкальные загадки и игры

Цикл музыкальных занятий

3 этап- заключительный

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ

Выставка музыкальных инструментов

Цель этого проекта - показать детям, что музыка - это целый весёлый и удивительный мир. И наша задача, взрослых, - дать детям возможность войти в этот волшебный мир.

Проект будет реализовываться: через систему групповых и игровых занятий с детьми, просмотр слайд-презентаций и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп : ударных, клавишных, духовых, струнных,

Через сказки, игры, творческие гостиные, музыкальные праздники представления. Дети научатся творчески, и мыслить, а также получат представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Для успешной реализации проекта, я использовала программно-методический комплекс «Мир музыки» Г. П. Сергеевой.

Методический комплекс «Мир музыки» включает в себя цифровые образовательные ресурсы с наиболее значимыми направлениями музыкальной культуры :

-фольклор (вокальные и инструментальные образцы,

-музыку религиозной традиции,

-шедевры русских и зарубежных композиторов –классиков,

-произведения современной (академической и популярной) музыки.

Такое богатое содержание программы определяет процесс постижения детьми духовно-нравственной сущности музыки как части окружающей их жизни, многообразие форм и технологий (включая информационные) приобщения их к искусству.

Основные особенности программы:

-программа адресована для практического применения на музыкальных занятиях в ДОУ,

-содержание программы направлено на формирование музыкальной культуры дошкольников,

-программа раскрывает основные закономерности музыкального искусства на основе использования разнообразных видов музыкально-практической деятельности детей,

-комплекс направлен на положительную мотивацию обучения,

-программа снабжена методическими рекомендациями для педагогов и рассчитана на использование интерактивной доски.

Программа предусматривает вариативное использование всех ее разделов, таких как:

-изучаем,

-читаем,

-поем,

-слушаем.

Программу можно активно использовать при фронтальной и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.

В заключительном этапе проекта «В мире музыкальных инструментов» я получила следующие результаты:

№ Вид деятельности Проведенная работа

1 Изучение методической литературы по теме Познакомилась с методической литературой: - И. Льговская «Организация и содержание музыкально- игровых досугов детей старшего дошкольного возраста» - З. Н. Бугаева «Музыкальные занятия в детском саду» познакомилась с опытом работы, представленном на страницах Интернета изучила статьи в журналах «Музыкальный руководитель» : -В. Симукова «Инструменты Симфонического оркестра» - Л. Меркулова «Путешествие в митры музыкальных инструментов»

2 Составление плана работы на учебный год. Определены цели и задачи. Составлен план работы.

3 Создание условий для работы с детьми. Оформлен и пополнен музыкально дидактический материала. Оформлялся музыкальный зал в соответствии с темой проводимых мероприятий. Оформлен музыкальный уголок в группе, изготовлен дидактический материал.

4 Работа с педагогами Проведены консультации на тему:- «Оформление и содержание музыкальных уголков в группах» - «Звуковая среда». Осуществлялось тесное сотрудничество воспитателя Юмашевой Л. К. с музыкальным руководителем Зоря Н. В. :подготовка к занятиям, концертным программам, оформлением выставки музыкальных инструментов, развлечениям. Рекомендован и дан для прослушивания в группе музыкально - дидактический материал, музыкальные произведения.

Работа с детьми проведены музыкальные занятия с использованием различных форм знакомства с музыкальными инструментами :

-Слушали аудио записи на СД диске «Рассказы Чивостика о группах музыкальных инструментов симфонического оркестра и их звучанием»;

-Знакомились с устройством музыкальных инструментов : фортепиано. скрипкой, гитарой, барабаном, колокольчиками, металлофоном, флейтой. - слушали «живое» исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах : фортепиано, гитара. - играли в музыкально- дидактические игры на развитие тембрового слуха; определения характера и настроения музыки; на развитие слухового внимания и музыкальной памяти; на развитие творческих способностей. Дети были вовлечены в изобразительную деятельность: рисовали рисунки по данной теме. Дети играли в музыкально - дидактические игры, организовывали концерты в группе в свободное от занятий время. С детьми готовились музыкальные номера, которые включались в праздничные утренники.

Работа с родителями проведены консультации для родителей на темы:

-«Развитие музыкальности у детей»

-«Учимся слушать музыку»

- «Как слушать музыку с ребенком»

Родители рисовали рисунки с изображением музыкальных инструментов. Подобрали истории и легенды о происхождении музыкальных инструментов. Родители помогали в изготовлении музыкально- дидактических пособий для игр детей в группе.

Индивидуальная работа С детьми разучивались стихи. Готовили детей к открытым мероприятиям:

- «В мире музыкальных инструментов» - «Расскажем малышам о музыкальных инструментах»

- «Выпускной бал» (дети исполняли музыкально ритмическую композицию с детскими музыкальными инструментами «Оркестр»)

Полученные результаты по итогам реализации проекта у всех участников :

Педагоги:

- повышение педагогической компетентности по вопросу обучения детей игры на музыкальных инструментах в свободное от занятий время;

- обогащение предметно - развивающей среды атрибутами, музыкально дидактическими играми, видеоматериалом;

Воспитанники:

- готовность детей к использованию в самостоятельной деятельности игра на музыкальных инструментах;

- сформируются представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении;

Родители:

- изменение отношений родителей к данной проблеме;

- удовлетворенность родителей знаниями и практическими умениями воспитанников в игре на музыкальных инструментах.

В результате реализации проекта сформированы представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении.

Повышена активность родителей: 80% родителей принимают активное участие в воспитательно-образовательной деятельности по музыкально-эстетическому развитию дошкольников.

Итог: Интерес и увлеченность детей в изучении данной темы наблюдался высокий. Музыкальный и познавательный материал подбирался в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Участие детей 100%, каждый ребенок, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов задействован в той или иной деятельности, пассивных и ничего не делающих детей не было. Для некоторых детей работа и изучение данной темы позволило расширить свое представление о музыкальных инструментах, что помогло им сделать выбор музыкального инструмента, на котором они хотели бы заниматься при поступлении в детскую музыкальную школу. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Приложение 1

Совместная образовательная деятельность с детьми

«Музыкальная лаборатория»

Музыкальный руководитель обращает внимание на лабораторию, но необычную, а музыкальную.

Музыкальный руководитель : Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня попробуем поработать здесь.

- Что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, Кто же это? (Звуки)

Музыкальный руководитель : Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.

(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)

Музыкальный руководитель : Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?

(Радостное; грустное; удивительное.)

Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми.

И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах).

Эксперимент 1: «Откуда рождается звук?» (педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Задача: Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах звука. Материалы: детская гитара, линейки

Игра «Что звучит?»

Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц.

Дети отгадывают, что звучит. - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.)

Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

- Что произошло? Почему звук прекратился?

(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна, когда она останавливается, звук тоже пропадает).

- Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента.

А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем.

Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

- Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой).

Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)

Эксперимент 2: «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши. –Музыкальный руководитель : ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку.

Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал.

Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый).

Затем подошел к другому, постучал (деревянный).

К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Игра «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный. (Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

Приложение 2

Образовательная деятельность «Наш оркестр».

Шумовые музыкальные инструменты

Цель: 1. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых самодельными шумовыми музыкальными инструментами;

2. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве;

3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира. Материал: музыкальные инструменты : бубны, ложки, барабан, колокольчики, металлофоны, ксилофоны, перчаточная кукла Петрушка

Ход занятия:

Музыкальный руководитель : На витрине, в магазине – Необычные игрушки. Это что?

Металлофон, Ксилофон, вот погремушки, Бубны, треугольник, ложки

И свистульки, и гармошка. Ну, а где же продавец? Чьи это игрушки?

Может здесь он, в сундучке? Так и есть!

Вот он – Петрушка! Петрушка – Здравствуйте, ребята! Я – продавец Петрушка.

И на полке в магазине – все мои игрушки. Эти вот шуршат, звенят,

А еще стучат, гремят.

Громогласные такие Инструменты шумовые!

Много шума создавали – Шумовыми их назвали.

Проверить хотите? Возьмите, погремите!

(Дети играют на шумовых инструментах)

Петрушка: Стоп! Сказал мой барабан! Что за шум тут? Что за гам?

Со мной лучше поиграйте,

От музыки не отставайте.

Цель: Развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, внимания.

Петрушка: А вот эти умеют петь,

А не только греметь и шуметь.

Металлофон и ксилофон – Инструменты музыкальные

В магазине моем – Гости не случайные.

Голосок их изменяется, По ступенькам поднимается.

То низко поют, а то высоко, Тяжело, как медведь,

То, как зайчик, легко.

Музыкальный руководитель : Ой, как интересно, ребята!

Шумовые – любят шуметь, музыкальные – любят петь.

А если вместе их собрать, то как должны мы их назвать?

Петрушка: Когда все вместе собираются, Они оркестром называются.

Музыкальный руководитель : А нам можно: их купить?

Петрушка: Музыкантом надо быть : Слушать внимательно, звуки любить

И музыкальные, и шумовые.

И научить их в оркестре дружить.

Тот, кто станет музыкантом,

Подтвердит свои таланты,

И получит инструмент.

Музыкальный руководитель : Хороший дал ты нам совет!

Кому веселый бубен дать? Кто на нем будет играть?

Воспитатель К этой кассе подойдите, Инструменты заберите.

Музыкальный руководитель : А кто купит ложки? Погоди немножко!

Воспитатель: К этой кассе подойдите, Инструменты заберите.

Музыкальный руководитель : Кто дружит с погремушкой,

Веселенькой подружкой? – 1,2,3,4,5

– Начинаем мы играть!

Игра «Найди свой инструмент»

Цель: Учить различать инструменты по звучанию. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

Петрушка- Инструменты соберите, С собой в группу заберите.

В оркестре играйте, Всех развлекайте. На места теперь идите,

Барабан поможет вам. Инструменты отыщите!

Ждут они давно вас там.

(Дети шагают к стульчикам)

Музыкальный руководитель : Мы обещали внимательно слушать, чтоб музыкантами стать.

Ваша задача – к музыке этой инструмент по характеру подобрать.

Хоть они и шумовые, Но по-разному шумят:

А теперь посмотрим: В нашем детском оркестре

Всего понемножку: Звенит (треугольник,

Запела (гармошка, Играют (свистульки,

(бубен) и (ложки).

Мы о них теперь споем? Инструменты раздаем!

Песня «В нашем оркестре»

Колокольчики грустят,

С вами поплясать хотят.

Колокольчики возьмем

И плясать с ними пойдем.

Пляска с колокольчиками

Вас Петрушка похвалил. Инструменты подарил.

Ну, а сам устал немножко, Задремал тут на окошке.

Мы Петрушку покачаем, Колыбельную сыграем.

Импровизационное музицирование – Колыбельная для Петрушки

Теперь тихонечко пойдем,

А инструменты заберем.

И музыкальные, и шумовые.

Будем в детском оркестре играть,

Перед друзьями выступать.

Дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Фотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыкиФотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыки Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю всех с Международным днем музыки и хочу рассказать вам о развлечении, которое прошло у нас.

Проведение в ДОУ Недели музыки и музыкальных инструментовПроведение в ДОУ Недели музыки и музыкальных инструментов В период с 21 по 25 марта 2022 г. в нашем детском саду проводилась «Неделя музыки и музыкальных инструментов», которую провел музыкальный.

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментовКартотека игр с использованием детских музыкальных инструментов Картотека игр с использование детских музыкальных инструментов. 1. «В лесочке» Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек Белка.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментовМастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки»Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки» .

Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе.Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе. Каждую зону в группе мы оформляем так, чтобы детям понравилось и они захотели там играть. Так мы открыли мини - музей музыкальных инструментов.

Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов»Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур» Совместный проект с воспитателем Липисвицкой Галиной Анатольевной. Тип проекта: познавательно – творческий проект. Вид проекта: фронтальный.

Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Татьяна Стажкова Конспект занятия по музыке «В мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»
Опубликовано: 23 июня 2022 в 15:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД