анна дряхлова
Проект «В тридевятом царстве, в Геометрическом государстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Дряхлова А. Р.
Название проекта : «В тридевятом царстве, в Геометрическом государстве».
Номинация проекта. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „В тридевятом царстве, в Геометрическом государстве“» размещена в разделах
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Многие родители испытывают затруднения в организации познавательно-игровой деятельности по математическому развитию в домашних условиях.
В связи с этим было принято решение привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по математическому развитию ребёнка.
Оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию элементарных математических представлений.
Показать родителям значимость знаний детей дошкольного возраста о геометрических фигурах.
Знакомство с формой, величиной, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать потребности в счете.
Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Усвоение понятий о геометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однако, чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре как фигуре определенного внешнего вида, воспитатель должен предоставить возможность действовать с моделями геометрических фигур различной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и другие треугольники, квадраты, разного вида прямоугольники, ромбы, овалы, трапеции). Это поможет детям научиться осознанно, выделять основные признаки и по ним определять геометрическую фигуру.
Актуальность. В соответствии цели и задачам проекта, концептуальным основам ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ, актуальностью темы проекта является взаимодействие с родителями воспитанников для создания системы партнерских отношений, осознания родителями значимости совместной деятельности, разнообразия методов и форм домашнего образования, создание благоприятных условий для плодотворного взаимодействия с семьями воспитанников, которые являются ближайшими партнерами и непосредственными участниками образовательного процесса. Данный проект поможет установить прочные связи для успешного включения детей и родителей в систему дошкольного образования.
Проблема: Незнание родителями игровых приемов и способов для организации познавательно- игрового пространства в домашних условиях.
Вид проекта : познавательно-творческий
Сроки реализации: 4 недели
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.
Цель проекта : Соблюдая принципы развивающего образования, создать условия для усвоения дошкольниками представлений о геометрических фигурах, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, а также создать благоприятные условия для плодотворного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи проекта :
Образовательные. Формировать умение распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу; показать значимость геометрических фигур в повседневной жизни людей.
Развивающие. Развивать геометрическую зоркость : умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; математическое мышление, логические, мыслительные операции.
Воспитательные. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца; использовать полученные знания в продуктивной деятельности;
Содержание проекта :
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта, участников проекта.
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми. Планирование, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.
Привлечение родителей к изготовлению методических пособий по математическому развитию.
Основной этап.
-Коллективная работа с использованием наглядно-дидактического материала «Портрет Королевы математики».
-Просмотр презентации:
«Веселая геометрия».
-Игры с использованием технологии ТРИЗ: «Что было бы…», «На что похоже», «Придумай…», «Назови наоборот», «Хорошо и плохо».
-Заучивание считалок, загадок о геометрических фигурах
Чтение: рассказа К. Ушинского «Четыре желания» беседа по содержанию
-Буклеты для родителей «Веселые головоломки», «Геометрия для дошколят».
-Консультация «Развитие математических способностей у детей в домашних условиях»
-ООД «Найди сходство и отличие», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»
Цель: создать условия для усвоения дошкольниками представлений о геометрических фигурах, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Заключительный этап.
Обработка и оформление материалов проекта;
Оценка результатов работы всех участников проекта;
Проведение итогового развлечения «В гостях у Королевы Математики».
Планирование деятельности работы по проекту
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие
Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «На что похоже», «Танграм», «Разрезной лепесток», «Занимательные квадраты».
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Чем похожи, чем отличаются» «Украсть матрешке платье», «Собери фигуру», «Найди свой домик», «Чудесный мешочек», «Давай поиграем».
Игры со счетными палочками: «Сделай геометрические фигуры».
Игры с использованием технологии ТРИЗ: «Что было бы…», «На что похоже», «Придумай…», «Назови наоборот», «Хорошо и плохо».
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетные игры: «Строители», «По дороге с геометрией».
Просмотр презентации:
«Веселая геометрия».
Художественное - эстетическое развитие
Аппликация «Портрет для Королевы Математики».
Рисование «Волшебные домики»; «Поезд».
Творческая мастерская «В некотором царстве в бумажном государстве» (оригами, аппликация); «Давай поиграем»
Деление фигур на равные части.
Речевое развитие Заучивание считалок, загадок о геометрических фигурах
Чтение: рассказа К. Ушинского «Четыре желания» беседа по содержанию.
Работа над стихотворениями: А. Ю. Кожевникова «Учим формы предметов»; «Геометрические фигуры».
Составление описательных характеристик фигур.
Физическое развитие Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Сделай фигуру», «Ровным кругом», «Мышеловка», «Кот и мыши».
Выполнение перестроений, движений по схеме.
Работа с родителями Буклеты «Веселые головоломки», «Геометрия для дошколят».
Консультация «Развитие математических способностей у детей в домашних условиях».
Составление совместно с детьми плана детской комнаты.
Изготовление дидактических пособий: «Укрась матрешке платье», «Собери фигуру», «Геометрическое лото».
Творческая выставка «Геометрический калейдоскоп».
Маршрут выходного дня (прогулки по городу)
Организация творческой мастерской на тему: «Организация игр детей с использованием занимательного математического материала в домашних условиях».
Ожидаемые результаты по проекту :
• использование педагогами активных форм взаимодействия с семьёй по формированию элементарных математических представлений;
• развитие партнерских отношений в семье, привлечение родителей в единое образовательное пространство «семья- детский сад»;
• повышение уровня педагогического мастерства;
• формирование повышенного интереса у детей к играм и упражнениям с геометрическими фигурами.
Полученные результаты по проекту :
Дети: в ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах. Дети проявляли в работе самостоятельность, активность, инициативность, творчество. Создана коллективная работа с использованием наглядно-дидактического материала «Портрет Королевы математики».
Родители: в совместной продуктивной деятельности педагогов с родителями были созданы благоприятные условия для партнерского взаимодействия детей со взрослыми. Разработаны буклеты на тему «Веселые головоломки», «Геометрия для дошколят», консультация «Развитие математических способностей у детей в домашних условиях», организована творческая мастерская для благоприятного развития партнерских отношений и помощи родителям в организации познавательно- игрового пространства в домашних условиях, а так же изготовлены дидактические игры: «Укрась матрешке платье», «Собери фигуру»; набор фигур для «Геометрического лото». Была оформлена творческая выставка моделей геометрических тел «Геометрический калейдоскоп» из различных материалов (картон, бумага, пластилин, счетные палочки). Организован маршрут выходного дня (детей и родителей).
Педагоги: в ходе реализации проекта (обобщение опыта)
В ходе проекта были использованы следующие современные образовательные технологии:
Литература:
1.«Математика и логика для дошкольников» Е. В. Соловьева.
2. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие Н. А. Арапова-Пискарева.
3. «Раз ступенька, два ступенька…» методические рекомендации Л. Г. Петерсон.
4. Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е. А. Сеченова.
4. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г. 5. В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
6. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.