Дария Соколова
Веселые рожицы, или О чем говорит мимика?
▼ Скачать + Заказать документы
"Веселые рожицы" или
"О чем говорит мимика?"
В процессе общения людей особое место занимают невербальные компоненты, то есть бессловесные знаки (жесты, мимика, поза и др.) Они несут определенную смысловую нагрузку. Телодвижения, мимика, жесты позволяют нам получить более четкое и полное представление о содержании передаваемой информации и о самом человеке.
Ученые установили, что с помощью невербальных средств общения передается около 65 % информации, а посредством одной только мимики – 55 %.
Публикация «Веселые рожицы, или О чем говорит мимика?» размещена в разделах
Немалое значение имеет выражение лица, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. От степени развитости лицевых мышц зависит, какой мимикой обладает человек : богатой, бедной, вялой, живой, напряженной, маловыразительной или спокойной.
Мимические жесты, как и любые другие, играют в общении разнообразную роль: могут дополнять и подчеркивать смысл высказывания человека или, наоборот, противоречить ему. А могут даже заменять речевое высказывание.
Таким образом, лицо человека является своеобразным экраном, отображающим человеческие переживания.
Уже в младенческом возрасте можно наблюдать проявление эмоциональных переживаний у малыша. Эмоционально-мимические средства являются главными средствами общения матери и ребенка в период младенчества (от 1 мес. до 1 года). Родителей должно насторожить, если у малыша амимичное лицо. Это может говорить об отставании развития мышц лица, что чаще бывает у детей с отклонениями в развитии.
Чтобы мимика была выразительной и живой, нужно ее тренировать с помощью мимических упражнений. Выполняйте их вместе с ребенком перед зеркалом. Можно использовать игрушки, картинки людей и животных с изображением различных эмоций, пиктограммы (схемы, стихотворные тексты и даже целые мимические этюды.
Мимический этюд – это небольшая драматизация короткого текста, изображение эмоционального состояния персонажа с помощью выразительных движений мимики. Они используются актерами для тренировки мимических мышц и мимической выразительности.
Преимущество мимических этюдов в том, что при его обыгрывании получается маленькая сюжетная игра, а ведь дети так любят играть!
Например, этюд на эмоцию удивления для детей 4-5 лет:
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. (Мимика : Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты).
При работе с мимическим этюдом сначала рекомедуется прочитать его ребенку, обсудить, о чем в нем говорится и какие эмоции испытал персонаж. Затем проиграть этюд на материале картинок или игрушек, а потом изобразить эмоции на лице. Заканчивайте тренировку всегда положительной эмоцией.
В результате упражнений мимика ребенка будет более выразительной и живой. А поскольку мимическая моторика также связана с артикуляционным (речевым) аппаратом, то и дикция станет более четкой, будут более развиты мыщцы речевого аппарата, что облегчит освоение звуков русского языка.
Не бойтесь покривляться вместе с ребенком, покорчить смешные рожицы, ведь это так весело! А общение с мамой всегда приятно!
Соколова Дария Сергеевна,
учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Радуга»