Ольга Владимировна Савкина
«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Весенние сельскохозяйственные работы».
Коррекционно – образовательные цели. Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить. сеять). Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация произношения звука [Р] в предложении. Развитие общей и мелкой моторики. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
Публикация «„Весенние сельскохозяйственные работы“, Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, массажный мячик среднего размера, мяч среднего размера.
Предварительная работа. Организация сюжетно – ролевой игры «Трактористы», расширение и уточнение словаря (трактор, плуг, борона, сеялка, пахать, боронить, сеять). Разучивание стихов о труде людей весной на селе, подвижной игры «Грядка». Работа на участке детского сада (рыхление почвы, посев семян цветов и овощных растений, высадка рассады).
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места за столом.
Л о г о п е д. Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне и поговорим о труде людей весной на селе. Расскажите стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Старайтесь говорить четко, выразительно, правильно произносить все звуки. Кто хочет сделать это?
1 –й р е б е н о к.
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода
Побежит за трактористом
К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
В. Степанов
Л о г о п е д. О ком говорится в этом стихотворении?
2 – й р е б е н о к. В этом стихотворении рассказывается о трактористах.
Л о г о п е д. Что делают трактористы весной?
3 – й р е б е н о к. Они пашут землю.
4 – й р е б е н о к. А потом поля засевают зерном.
2. Упражнение с мячом «Попробуй так же». [Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Развитие тонкой моторики, развитие тактильной чувствительности. ]
Логопед достает небольшой мячик.
Л о г о п е д. Давайте образуем названия профессий людей, работающих на селе. Овощи выращивает, разводит овощевод. А кто работает в саду, разводит сад?
1 – й р е б е н о к. Садовод.
Л о г о п е д. А разводит домашних птиц?
2 – й р е б е н о к. Птицевод.
Л о г о п е д. Кто работает на ферме и разводит кроликов?
3 – й р е б е н о к. Кроликовод.
Л о г о п е д. Кто работает в рыбоводческом хозяйстве и разводит рыбу?
4 – й р е б е н о к. Рыбовод.
Л о г о п е д. Молодцы. А хлеб растит, работает для того, чтобы хлеб вырос, хлебороб. Повторите это слово.
Д е т и. Хлебороб.
Л о г о п е д. И тракторист, и комбайнер – хлеборобы, механизаторы. Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены люди, работающие на селе.
Логопед убирает мячик.
3. Рассматривание картинок по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». [Расширение и уточнение знаний о труде людей весной на селе, расширение и уточнение словаря. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).]
Логопед помещает на магнитную доску четыре картинки.
Л о г о п е д. Рассмотрите картинки, расскажите, что делают люди, изображенные на них.
1 – й р е б е н о к. Тракторист пашет землю плугом (рисунок 4).
2 – й р е б е н о к. Тракторист рыхлит землю бороной (рис 5).
Л о г о п е д. Можно сказать боронит, боронует, делает землю более рыхлой. Повторите эти слова.
Д е т и. Боронит, боронует.
3 – й р е б е н о к. Тракторист сеет зерно (рис 3).
Л о г о п е д. Для этого он прицепил к трактору сеялку и наполнил ее зерном.
4 – й р е б е н о к. Овощевод высаживает рассаду в поле (рис 1,2).
Л о г о п е д. Правильно. Овощеводы вырастили рассаду капусты в теплице, а теперь высаживают ее в поле.
Логопед помещает на доску второй комплект картинок и убирает первый.
1 – й р е б е н о к. Садовод окапывает яблони (рис 1).
Л о г о п е д. Он делает это для того, чтобы к корням яблони хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества.
2 – й р е б е н о к. Садовод белит стволы яблонь (рис 2).
Л о г о п е д. Этим он защищает кору яблонь от солнечных ожогов, а саму яблоню от вредителей.
3 – й ребенок. Пастух пасет телят (рис 3).
Л о г о п е д. Верно. Он выгнал телят на пастбище со свежей молодой травкой и пасет их.
4 – й р е б е н о к. Птицевод сыплет курам зерно (рис 4).
Л о г о п е д. Птицевод пришел на птицеферму, чтобы накормить кур зерном.
Логопед убирает картинки.
Л о г о п е д. Вы очень хорошо рассказали о том, что делают люди весной на селе.
4. Пальчиковая гимнастика «Весна». [Развитие тонкой моторики. ]
Солнце светит ярко, Сжимаем – разжимаем руки в кулак.
Ребятишкам стало жарко. Машем ладошками в лицо.
5. Подвижная игра «Грядка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. ]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.
Я давно весну ждала, Д
У меня свои дела.
Мне участок в огороде,
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду вскопаю грядку Мягкой грядка быть должна
Это любят семена Посажу на ней морковку
И редиску, а с боков, Будут кустики бобов.
Глушенко
6. Игра с мячом «Назови ласково» [Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением. ]
Логопед берет в руки мяч.
Л о г о п е д. Я качу мяч одному из вас и называю один предмет. Вы останавливаете мяч, называете этот предмет ласково.
Л о г о п е д. Лопата.
1 – й р е б е н о к. Лопатка.
Л о г о п е д. Ковш.
2 – й р е б е н о к. Ковшик.
Л о г о п е д. Грабли.
3 – й р е б е н о к. Грабельки.
Л о г о п е д. Кисть.
4 – й р е б е н о к. Кисточка.
7. Упражнение «Раздели и забери». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором стоят предметные картинки (плуг, сеялка, трактор, комбайн, лопата, грабли, ведро, лейка, кисть).
Л о г о п е д. Рассмотрите картинки и вспомните названия изображенных на них предметов. Назовите картинку и разделите ее название на слоги. Если вы сделаете это правильно, то возьмете картинку себе. Победит тот, у кого будет наибольшее количество картинок.
1 – й р е б е н о к. Плуг. В этом слове один слог. (И т. п.)
Дети называют картинки, делят их названия на слоги, а потом определяют победителя.
8. Игра «Назови словечко».
Логопед зачитывает детям загадки – складки о профессиях, дети отгадывают слова по смыслу:
Л о г о п е д. Под весенний птичий свист
Пашет землю….(тракторист).
Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной (садовник).
Чтоб амбар нам был с зерном,
Нужен в поле (агроном).
9. Окончание работы. [Оценка работы детей. ]
Логопед проводит итог занятия,. предлагает детям рассказать, чем они занимались, что нового узнали, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.