Мария Калоева
«Весна». Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о весне, о ее признаках, формировать навыки ориентировки и развивать произвольность и концентрацию внимания.
Задачи:
Воспитывать сотрудничество, взаимопонимание в ходе работы в группе, парами и в подгруппах, самостоятельность в принятии решений в ходе индивидуальных заданий;
-формировать умение передвижения в пространстве по заданному плану,
-систематизировать знания детей о весне, о ее признаках
- Закрепить знания о смене времен года, умение узнавать и называть признаки весны.
Публикация «„Весна“, Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
-развивать наблюдательность, зрительную память в игре «Четвертый лишний»;
-развивать умение отвечать полным ответом;
-активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, оттепель, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник,); имен прилагательных (яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, холодная, скользкая); глаголов (журчит, тает, припекает);
учить отвечать на вопросы полными ответами, использовать доказательную речь.
Развивать интерес к окружающему миру природы и познавательной активности; навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
Закладывать основы экологического воспитания: воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.
Педагогический замысел
В области «Познавательное развитие» :
-закрепить знания детей о весне, о ее признаках,
-продолжать развивать навыки ориентировки и развивать произвольность и концентрацию внимания,
-закрепить знания о смене времен года.
В области «Речевое развитие» :
-закрепить названия весенних месяцев и активизировать словарь детей по теме Весна.
В области «Социально-коммуникативное развитие» :
Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.
В области «Художественно-эстетического развития» :
Дидактическая игра: «Четвертый лишний», рассматривание картин о Весне, составление рассказа о Весне по иллюстрациям.
В области «Физического развития» :
-сохранять правильную осанку, соблюдать правила и координацию движений.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 5- 6 лет.
Формы работы: беседа, игра, отгадывание загадок, слушание, обсуждение, решение.
Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа: «Поможем Весне», заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе; рассматривание картинок о весне; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Первоцветы», изготовление скворечников и кормушек совместно с родителями; рисование весенних пейзажей
Материал: подносы, сосульки, салфетки, презентация по теме «Первоцветы», разрезные картинки, цветной песок, конверт с заданиями, картинки птиц, иллюстрации по теме «Ранняя весна», аудиозапись - звуки природы, цифры, схемы цветов, дары Фребеля, палочки Кюйзинера, мозайка, природный материал (фасоль, горох).
Ход непосредственно-образовательной области
Воспитатель - Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с гостями.
Игра «Приветствие-Друг»
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
- Вижу – вижу, все улыбаетесь, значит всем хорошо. У всех хорошее настроение.
- Раздается стук в дверь.
- Кто это к нам в гости идет?
(Появляется Леший).
Леший - Здравствуйте, здравствуйте! Это я. Узнаете вы меня?
Дети: - Леший.
Воспитатель - Здравствуй Леший. Как же ты здесь оказался?
Леший – Я пришел к вам с просьбой от весны, ее заколдовала злая Баба-Яга, и теперь хочет, чтобы ребята выполнили ее задания, только потом она ее отпустит. Но для этого вам нужно будет пойти со мной в лес и отыскать эти задания.
Воспитатель – Ну что, ребят, поможем весне, выполним задания Бабы-Яги?
Воспитатель - Вы согласны помочь весне, показывай нам дорогу в лес?
Леший – ДА. Закройте глазки и повторяйте за мной 1, 2, 3 на месте повернись и в лесу окажись. (звуковой эффффффф)
Воспитатель - Леший, а как же мы узнаем, что нам нужно делать?
Леший – Баба-Яга должна была оставить подсказки, посмотрите вокруг, может быть лежит какой- нибудь сверток или конвертик (находят под деревом конверт с заданиями).
- Вот, ребята, первое задание, а чтобы его выполнить, нам нужно найти цифру, с которой начинается счет? (Ищут цифру 1) и отгадать загадку?
Солнце пригревает,
день прибывает, когда это бывает?
(весной.)
Воспитатель: Правильно, весной.
А сейчас какое время года? (ранняя весна).
Какой месяц? (март).
Март - какой по счету месяц?
Назовите соседа месяца марта?
Назовите третий по счету месяц весны?
Вспомните, когда вы шли в детский сад, какая была погода? посмотрим, какая сейчас погода?
(ответы)
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что в народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступала. Как его можно позвать? (да, говорят закличку).
Где ты, Солнышко? Проснись!
Где ты, Солнышко? Вернись!
Освети нас, обогрей!
Приходи же к нам скорей!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
Воспитатель: А что мы сейчас с вами делали? (ответы). Такие слова раньше в народе называли закличками.
Посмотрите ребята, на экране появилось солнце. Только оно какое-то печальное. Что нужно сделать, чтобы его развеселить? (нарисовать лучики)
Воспитатель: Молодцы, а рисовать мы его с вами будем на цветном песке
(дети рисуют лучи на интерактивном песке).
Воспитатель: Вот, ребята, посмотрите, какое у нас получилось яркое солнышко. А что происходит в природе, когда солнце начинает ярче светить?
(Тает снег, появляются первые проталины, капель, снег с крыш тает, и появляются сосульки).
Воспитатель: Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, когда снег тает, он какой?
(грязный, рыхлый, зернистый). А сосулька, ведь она такая прозрачная? А можно ее есть? (нет). Почему? (холодная….). Молодцы! Как вы считаете, справились мы с этим заданием? (да).
Давайте посмотрим второе задание.
Воспитатель: Найдите цифру, которая является соседкой цифры «1» (ищут цифру 2) Отгадайте следующую загадку?
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной
/сосулька/
Воспитатель: Как появляется сосулька, из чего? Посмотрите сколько сосулек. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она? /холодная, мокрая, скользкая, гладкая, острая, ледяная…/ Какая она по форме? На что похожа? Если посмотреть сквозь нее, то мы увидим что она какая? /прозрачная, переливается на солнце/ Ребята, а что произойдет, если сосулька упадет? /разобьется/ Давайте проверим. /роняет/ Значит, она какая? /хрупкая/
А почему нельзя стоять под крышей во время капели сосулек? /опасно, упадет на голову/
Правильно, будьте всегда осторожными и внимательными!
Возьмите сосульку в руку, что вы увидите? /по сосульке стекают капельки/
Почему? Выводы детей
Когда на улице тает сразу много сосулек, получается …/капель/
Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим, положим, сосульки на поднос и посмотрим, что с ними произойдет. А мы с вами рассмотрим картинки! (рассматривают картинки по теме весна и составляют короткий рассказ по ним).
Примерный рассказ: Весной солнце начинает светить ярче и уже пригревает. На улице становится теплее. Снег начинает таять, появляются проталины, с крыш капает капель. Весной день становится длиннее, а день короче. На деревьях и кустарниках набухают почки, а позже из них появятся листья. Весной возвращаются перелетные птицы из теплых краев. Первыми прилетают грачи. Весной просыпаются животные и насекомые, которые спали всю зиму. Совсем скоро в лесу вырастут первые весенние цветы — подснежники.
Воспитатель: Какой замечательный рассказ получился о весне, я думаю, что Баба-Яга будет довольна. Мы с вами рассмотрели очень много картинок, и наши глазки немного устали, предлагаю с ними поиграть.
Гимнастика для глаз.
«Ночь».
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмуриться
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 - 4 раза)
Воспитатель: Отдохнули? (да). Выполнили мы это задание? Что Мы с вами выяснили? (что с приходом весны тает снег, появляются первые цветы, бегут ручьи, появляются сосульки на крыше).
Давайте посмотрим следующее задание (читает).
Найдите цифру, которая больше двух на один, и ответьте на вопрос? (ищут цифру 3) и отгадайте загадку:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы…
Одним словом это …
(птицы)
Воспитатель: (звучит музыка голоса птиц) Ой, ребят, вы слышите, кто это поет? А каких вы знаете птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Воспитатель: А чтобы мы вспомнили перелетных птиц, предлагаю отгадать про них загадки (отгадывают загадку и находят картинку с ответом)
Птица серая живет.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает:
Ку-ку-ку - кричит на ветке,
Где вы, где вы, где вы детки!
Ей не верьте, птица врушка!
И зовут ее (кукушка).
Как она кричит?
***
Черный, проворный
Кричит: «Крак»
Червякам враг. (грач)
Как кричит?
***
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(Соловей).
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(скворец)
***
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
(находят отгадку и вывешивают на доску)
Посмотрите, а у нас все птицы на экране перемешались, помогите, пожалуйста, разобраться какие птицы перелетные, а какие зимующие
Игра «Четвертый лишний» (презентация)
/звучат голоса птиц/
В. : Давайте, представим, что мы свами птички и полетаем.
(Физкультминутка)
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки
разводятся в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед
и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся)
Воспитатель: Какие же вы молодцы, и с этим заданием справились. Пора приступать к следующему. (читает). Нам нужно решить пример.
Сколько будет 2+2(4).(ищут цифру 4) Отгадать загадку:
Первым вылез из темницы,
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький.
(подснежник)
Воспитатель: Почему они так называются? (растут под снегом). А кто знает из чего состоит цветок? Что необходимо для его роста?
/на экране лес, поют птицы, распускаются цветы/
Воспитатель: Посмотрите на экран, какие красивые подснежники! А у нас ребята беда, наши цветы никак не могут зацвести, чем мы можем им помочь? (выкладывают из различных материалов цветы).
Какие красивые цветы распустились в нашем лесу, а что необходимо для роста цветов? (вода, воздух, уход). Где мы в лесу весной можем взять воду? Как называется эта вода? Вода из растаявшего снега – называется Талая вода - она очень полезна для цветов, в ней очень много кислорода. А можно ее пить? (нет) Почему? предлагаю посмотреть, что произошло с нашими сосульками?. (они растаяли и превратились в воду). Как называется вода из растаявших сосулек? (Талая). Правильно.
Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с этим заданием? (да). Какое новое слово узнали? (Талая вода).
Ну и последнее задание. Найдите цифру больше трех на два. (ищут цифру 5). Отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
(Весна).
Воспитатель: Как мы можем узнать, отпустила Баба-Яга весну или нет? (позвать весну закличкой).
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Игры разные начнем:
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
(звучит музыка заходит весна)
Весна : Спасибо вам, ребят. Вы мне помогли, избавили меня от злой Бабы-Яги. Скажите мне, много заданий она вам приготовила? Что вам показалось самым трудным? Как вы помогали весне? /кликали солнце, весну, звали и отгадывали загадки про перелетных птиц, проводили опыт с сосулькой (капель). (ответы детей)
А вы знаете, я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой весеннюю игру «Ручеек» хотите поиграть? Приглашаю вас пройти со мной (Уходят играть в другую комнату)