Лариса Дорошина
Весёлые игры и упражнения для развития силы, высоты голоса, темпа и ритма речи
«Весёлые игры и упражнения
для развития силы, высоты голоса, темпа и ритма речи»
«Игры для развития голоса»
«Поезда»
Цель: развивать силу голоса и речевой слух.
Оборудование: картинка с изображением поездов разных размеров (большого, среднего и маленького).
Публикация «Весёлые игры и упражнения для развития силы, высоты голоса, темпа и ритма речи» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Ход. Логопед говорит: «Посмотри, перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Угадай и покажи, кокой поезд гудит вот так: ТУ – ТУ – ТУ (логопед гудит очень громко). Покажи, какой поезд гудит вот так: ту – ту – ту (логопед гудит голосом средней силы). А какой поезд гудит так: ту – ту – ту (очень тихо).
Теперь ты погуди как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится очень далеко от нас».
Методические рекомендации:
игра проводится индивидуально (в подгруппах 2 – 3 человека). Исправляя ошибки и неточности детей, давать четкий, правильный образец.
Дозировка: повторить 3 – 4 раза.
«Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц, губ и нижней челюсти.
Ход: Дети медленно, спокойно ходят по залу (гуляют по лесу) – изображая, что собирают грибы и ягоды. Затем делятся на две группы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая, в противоположный. Первая группа детей громко кричит «АУ – АУ – АУ», а вторая отвечает ей тихо «ау – ау – ау», но тихо. Перекликаясь, обе группы детей встречаются и подходят друг к другу (выходят из леса).
Методические рекомендации:
Можно использовать музыкальное сопровождение игры (спокойную и более тревожную музыку).
Дозировка: повторить 2-4 раза.
«Передай соседу»
Цель: развитие силы голоса, обучение детей говорить шепотом и громко.
Оборудование: игрушки или предметы ближайшего окружения.
Ход: Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот же шепотом передает следующему и т. д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет названную игрушку (картинку) и громко произносит ее название (либо воспитатель повторяет все разы по кругу).
Методические рекомендации.
Подбирать предметы по той теме, которую дети изучают в данное время.
Проводить в небольших подгруппах, чтобы все подошли к столу и громко назвать.
Дозировка: 1 – 2 раза.
«Ветер и ветерок»
Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.
Ход: Воспитатель показывает детям, как дует сильный ветер – длительно и громко пропевает звук [ У ], а потом как веет легкий ветерок – тихо и долго пропевает звук [ у ]. Затем предлагает детям поиграть в игру «ветер и ветерок». Для этого дети встают в круг, изображая деревья, и поднимают вверх руки – ветви. После слов «подул легкий ветерок» дети лишь слегка покачивают руками, тихо напевая звук [ у ].
Методические рекомендации:
В дальнейшем слова можно заменить на соответствующую музыку.
Дозировка: 3 – 4 раза.
«Лягушки и Кукушки»
Цель : изменение силу голоса, автоматизация звука [к].
Ход:
Взрослый читает стихотворение, по ходу чтения изменяет силу голоса.
Ква - ква (тихим голосом)
Урчат лягушки
Ку - ку (громким голосом)
Кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква - ква (тихим голосом)
Ку - ку (громким голосом)
Ква - ква (тихим голосом)
Ку - ку (громким голосом).
Методические рекомендации. Можно показывать повышение и понижение силы голоса местами, но на этапе разучивания стихотворения.
Дозировка: 3-4 раза.
«На цыпочках»
Цель: развитие силы голоса и восприятия умеренного темпа речи, выработка умения говорить в такт шагам.
Ход. Дети с воспитателем ходят на цыпочках по кругу и она в полголоса говорит :
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.
Методические рекомендации. Можно отбивать такт в ладоши. Следить, чтобы речь не была скандированной.
Дозировка: 2 – 3 раза.
«Громче – тише»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.
Ход: а) Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. Легкий удар кулаками на уровне талии: па (тихим голосом). Сильно встряхнуть кулаками рук наверху (над головой) : ПА (сказать громко).
Дозировка: повторить 2 – 3 раза: па, ПА.
б) Руки развести в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог па, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию:
па – а – а – а – а.
Методические рекомендации. Контролировать изменение силы голоса.
Дозировка: 2 – 3 раза.
«Бьют часы»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.
Ход. Дети стоят по кругу, руки опущены, воспитатель произносит:
Бьют часы: (два раза) – делать легкие взмахи руками вправо – влево – (обычной силы)
Динь – подтянуть руки до уровня лба, сказать на распев громким голосом
Дан – опустить руки до уровня подбородка, сказав на распев голосом средней громкости
Дон – опустить руки до уровня груди, сказать на распев тихим голосом.
Дозировка: 4 раза.
«Так же»
Цель: развитие силы голоса, слухового внимания, развитие координации движения с речью, моторики.
Ход. Дети стоят по кругу. Руки на поясе.
Говорит воспитатель громко: Ногами топ, ногами топ,
Громко топнем: топ – топ – топ!
Говорит воспитатель тихо: Ногами топ, ногами топ,
Тихо топнем: топ – топ – топ.
Говорит воспиатетель громко: Руками хлоп, руками хлоп,
Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!
Говорит воспитатель тихо: Руками хлоп, руками хлоп,
Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп.
Методические рекомендации. Громкому произнесению слов соответствуют сильные удары ног, тихому – слабые. При отхлопывании также: громкому и тихому проговариванию соответствуют громкие и тихие хлопки (хлоп – слово).
Дозировка: 3 – 4 раза.
«Игры для развития высоты и тембра голоса»
«Три медведя»
Цель: развитие высоты голоса.
Оборудование: иллюстрация сказки «Три медведя».
Ход: Воспитатель говорит: «Вспомни, из какой сказки эти медведи (показывает иллюстрацию). Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка? Угадай, кто так рычит: медведь, медведица или медвежонок? (воспитатель рычит голосом разной высоты. Самый низкий-папа, самый высокий - Мишутка, средний-мама). А теперь угадай, кто это говорит:
-кто сидел на моем стуле? (низким голосом).
-кто сидел на моем стуле? (средним голосом).
-кто сидел на моем стуле? (высоким голосом).
Попробуй и ты показать разными голосами (изобразить, как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама».
Методические рекомендации:
Предварительное чтение сказки «Три медведя».Для более точной передачи голосов использовать мимику, жесты.
Дозировка: повторить 3-4 раза.
«Колобок»
Цель: развитие высоты и тембра голоса.
Оборудование: иллюстрации сказки «Колобок».
Ход: воспитатель говорит: «Помните ли ты, как называется эта сказка? (показывает иллюстрации). Посмотрите на картинку: Кто это? (воспитатель говорит за зайца, медведя и лису разными голосами). Методические рекомендации:Предварительное чтение сказки «Колобок». Дозировка: 2раза.
«Кто кричит?»
Цель: развитие высоты голоса и речевого слуха.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей (коза, корова, лошадь, свинья, баран).
Ход. Воспитатель говорит: «На поляне играют животные – мамы со детенышами: коза и козленок; корова и теленок; лошадь и жеребенок.
Мама – коза кричит вот так: «Ме – ме – ме» (логопед – произносит низким голосом, а маленький козленок кричит так: «Ме – ме – ме (логопед произносит высоким голосом). Так логопед изображает всех зверей. Угадай, кто кричит – мама или детеныш? (логопед изображает то детенвшей, то их мам, а ребенок называет или показывает картинку). Теперь ты загадывай мне, как кричат животные и их детеныши, а я буду отгадывать».
Методические рекомендации. Ребенок должен знать звуковой комплекс, соответствующий каждому животному.
Дозировка: 3 – 4 раза.
«Раз, два, три, за мною повтори»
Цель: развитие высоты голоса, речевого слуха.
Оборудование: картинки с изображением девочки, певца, волка, медведя, мышки.
Ход: Воспитатель говорит: «Посмотри, девочка поет: «А – а – а» (средним голосом, волк воет «У – у – у» (высоким голосом, медведь ревет «Ы – ы – ы» (низким голосом, мышка пищит «И – и – и» (низким голосом, певец поет «О – о – о» (низким голосом). Угадай, кто это? (Воспитатель произносит эти звуки, ребенок угадывает). Изобрази всех, кто нарисован на картинке. Дозировка: 2 – 3 раза.
«Успокой куклу»
Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Ход. Дети сидят на стульях и держат в руках кукол. Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню. Воспитатель сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук [ а ] мотив колыбельной песни.
Методические рекомендации. Дети повторяют за логопедом мотив, так же, можно укачивать кукол под музыку и тихо петь.
«Кто как кричит»
Цель: развитие высоты и тембра голоса.
Оборудование: картинки (игрушки) большая собака, щенок, корова, цыпленок, мышонок, котенок, теленок, утенок, козленок, гусенок, поросенок, волчонок.
Ход. Вариант 1. Воспитаетель предлагает детям сесть. Берет игрушку (картинку) – цыпленка, мышонка, большую собаку, щенка, корову. И спрашивает:
Как пищит цыпленок (мышонок? – выполнить движение, обозначающее вопрос.
- Пи – пи - пи - Дети отвечают синхронно с учителем (логопедом) разным по высоте голосом.
Как лает большая собака? – АВ! АВ
Как лает маленькая собачка? - ав ав
Как мычит корова? М_У_М_У
Дозировка: повторить 2 – 3 раза.
«Игры для развития темпа речи»
«Кап, кап, кап»
Цель: развитие у детей внимания и подражательности, умения координировать речь с движением, менять их темп.
Ход. Воспитатель, а вслед за ним дети, изображают, как капает дождик. Для этого надо указательными пальцами стучать по столу или по коленям, произнося звукоподражание: «кап – кап – кап…» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «Кап – кап – кап и кон – чил – ся». После этого руки разводятся в стороны.
Дозировка: 3 -4 раза.
«Большие ноги шли по дороге» Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Ход. Под слова воспитателя: «Большие ноги шли по дороге…» Дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги и медленно говорят: «ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ – топ – топ – топ».
Методические рекомендации. В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Дозировка: 3 – 4 раза.
«Кто прошел?»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движениями, выполняемыми в быстром и медленном темпах. Формирование умения менять темп произнесения звукоподражаний, не подкрепляя их движениями, развитие внимания.
Ход. Дети изображают, как ходит старичок: ТОП – ТОП – ТОП (произнося медленно) и как бежит мальчик: топ – топ – топ (быстро). Движения можно показать, как общее – ходить; так и мелкие, изображая идущего по столу человечка средним и указательным пальцами правой руки.
«Поезда»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движениями, выполняемыми в различном темпе.
Оборудование: картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.
Ход. Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда едет тяжелый товарный поезд, его колеса стучат так «ТУК – ТУК – ТУК» (в медленном темпе). Пассажирский поезд едет быстрее – он везет пассажиров, и колеса его стучат так: «тук – тук – тук» (в умеренном темпе). Скорый поезд едет быстро, и его колеса стучат так «тук – тук – тук» (в быстром темпе).
Методические рекомендации. Дети тоже произносят звукоподражания в разном темпе.
«Игры для развития восприятия
и воспроизведения различных ритмов»
«Барабанщик»
Цель: развивать умение воспроизводить различные ритмы.
Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов (пианино, баян, дудочка, барабан, скрипка, гитара) и схемы ритмов.
Ход. воспитатель говорит: «Сейчас мы будем учиться играть на барабане. Сначала ты внимательно слушай, а потом точно повторяй за мной. (воспитатель стучит, затем ребенок повторяет ритм. Стучать можно пальцем, ладонью, карандашом. Большой круг обозначает сильный удар, маленький кружок – более слабый).
Методические рекомендации. Можно взять реальные музыкальные инструменты или запись игры на них.
Дозировка: 3 -4 раза.
«Повтори за мной»
Цель: развитие умения воспроизводить несложные ритмы.
Ход. Дети стоят по кругу, поочередно громко топая то правой, то левой ногой. Затем каждый удар ногой сопровождается громким хлопком: вправо влево. Затем каждый удар ногой сопровождается хлопком и проговариванием слога «ТА» громким голосом.
Методические рекомендации. При повторении упражнения дети не стоят, а идут по кругу.
Дозировка: повторить 2 раза.
«Топ – хлоп»
Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить ритм.
Ход. Дети, стоя на месте, громко топают то правой, то левой ногой: Та, Та затем Топ, Топ. Затем громко хлопают вправо – влево: ХЛОП-ХЛОП и передавать громкие притопывания и хлопки:
ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.
Дети идут по кругу, чередуя громкие притопывания с хлопками: ТОП-ХЛОП, ТОП-ХЛОП-ХЛОП-ТОП, ТОП-ТОП-ХЛОП-ХЛОП, ТОП-ТОП-ТОП-ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП (и другие варианты).
Дозировка: повторить 2 раза.
«Слоги»
Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы.
Ход. Руки на талии. Два маленьких прыжка на правой ноге: па, па. Два прыжка на левой ноге: па, па. Стоя на месте, поднять правую руку до уровня груди, указательным пальцем сделать три небольших взмаха (взмах – слог) перед собой сверху вниз: папопу.
Руки на талии – прыжок на правой ноге: папа.
Прыжок на левой ноге: папа. Стоя на месте сделать три небольших взмаха пальцем перед собой: папопу.
Чередовать прыжки и проговаривание слогов:
Па - па папа - папа
Па - па папа - папа
Папопу папопу
Папопу
Дозировка: 3 раза.