Получи документы

Конспект урока-игры по русскому языку «Весёлые слова»

Мария Шмаль
Конспект урока-игры по русскому языку «Весёлые слова»

Цели урока – игры :

• Углублять знания по русскому языку;

• Познакомить учащихся с интересными языковыми фактами; с различными явлениями игры слов : анаграммами, шарадами, метаграммами;

• Дать понятие о многозначных словах, синонимах, омонимах;

• Воспитывать любовь к родному языку, интерес к его многообразию;

• Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Участники игры:

• учащиеся 4 класса

• профессор Буковкин

Публикация «Конспект урока-игры по русскому языку „Весёлые слова“» размещена в разделах

• Волшебница

• Ведущий

Ход урока – игры.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы с вами собрались не просто так, а чтобы поиграть. Как вы думаете, во что мы будем играть? (ответы детей). Нет, ребята! Играть мы будем не в прятки, не в жмурки, не в куклы. Поиграем – ка, мы сегодня… в слова. А для начала давайте выясним, что такое слово? Чтобы лучше понять, что такое слово, давайте послушаем занимательное стихотворение.

Ученик: Плим.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

И. Токмакова.

Ведущий: Мальчик придумал слово – «плим». Как вы думаете, является ли оно словом?

(Нет, слово должно не только обладать звуком, и буквенным обликом, но и иметь значение. А слово «плим» - это не слово, а просто набор звуков.)

Ведущий: Вот мы и выяснили, что же такое слово. С помощью слов мы разговариваем, передаем мысли, чувства. Но слова – народец интересный. Оказывается, в них можно даже поиграть. А вы не знали, что в слова можно играть! Один мой знакомый профессор тоже до сих пор этого не знал. Зовут его профессор Иван Иванович Буковкин. Он изучает русский язык, но время от времени натыкается на какую – нибудь трудноразрешимую проблему, и тогда ему может потребоваться помощь… Да вот и он идет: по – моему, он опять столкнулся с каким- то трудным случаем. Посмотрите: он явно пытается разрешить какой – то научный вопрос.

(Входит Буковкин).

Ведущий: Здравствуйте, профессор.

(Буковкин не отвечает)

Ведущий: (громче) Здравствуйте, профессор.

(Буковкин по-прежнему сосредоточен)

Ведущий: Кажется, мне одному тут не справиться! Давайте, ребята, все вместе с ним поздороваемся. Может тогда он услышит!

Все: (хором) Здравствуйте, профессор!

Буковкин: (испуганно) : А! Что! Где! Ах, это вы! Здравствуйте, многоуважаемый ведущий! Здравствуйте, многоуважаемые дети и взрослые! Прекрасный сегодня день, не правда ли!

Ведущий: День- то, конечно, прекрасный. И настроение у всех хорошее. Правда!

Только вот, я вижу, что у вас настроение не лучшее. Наверное, вы опять пытаетесь разобраться в каком – то сложном научном вопросе, правильно!

Буковкин: Вы угадали, уважаемый. Это все она виновата.

Ведущий: Кто!

Буковкин: Да Волшебница слов, кто же ещё! Любит она насмехаться над ученым человеком. Взяла да и подкинула мне вчера очередную загадку: как в рифму будет правильно сказать: У рыб нет зубов? Уже я бился, бился – никак не получается. У рыбов нет зубов? - Неверно. У рыбей нет зубей? – Тоже не так. У рыб нет зуб? – Опять неправильно.

Ведущий: По – моему, уважаемый профессор, Волшебница просто подшутила над Вами. Вы уже дали правильный ответ.

Буковкин: (удивленно) : да как же это! Когда же я успел!

Ведущий: А вы ребят спросите. Они уже учатся в школе, так что наверняка знают правильный ответ. Ну – ка, ребята, как нужно правильно сказать!

Все: У рыб нет зубов!

Буковкин: Так это же не в рифму получается. Мне Волшебница неправильное условие задачи дала. Нечестно.

(Вбегает Волшебница.)

Волшебница: Кто тут про меня говорит! Здравствуйте, ребята.

Буковкин: Но – но – но, Госпожа Волшебница! Извольте-с отвечать за свои поступки. Вы тут вчера опять надо мной подшутили, а я над вашей задачей, может – быть всю ночь размышлял.

Волшебница: Бедный профессор! Ладно обещаю, что больше так поступать не буду… В ближайшие 5 минут. (Кружится и садится на стул).

Буковкин: Ох, озорница! (грозя пальцем)

Ведущий: По- моему, и вы, уважаемый профессор, и вы, уважаемая волшебница, совсем забыли, для чего я Вас сюда пригласил.

Волшебница: Что вы, что вы! Мы все помним!

Буковкин (роясь в карманах, достает блокнот, перелистывает)

Как же, как же, я ничего не забыл. У меня здесь все записано. Так, научная конференция. Нет. Она позавчера была. Так я же на неё не попал! Симпозиум (хватается за голову). Так он уже час как идет! А я на нем читаю доклад. (убегает).

Ведущий и Волшебница разводят руками)

Ведущий: Ну что ж, играть, наверное придется без профессора.

Волшебница: Ничего. Думаю, он успеет прочитать свой научный доклад и вернется к нам. А пока начнем без него. Знаете, я всегда любила играть в слова. Ах, вы просто не представляете себе, какой это благодатный материал для игры! Ими можно вертеть, как захочешь. По вашей команде они могут складываться в другие слова, менять местами свои буквы, превращаться. Они умеют притворяться одинаковыми, хотя означать совсем разное, и наоборот, могут притворяться разными, хотя означать очень похожие вещи. А некоторые слова совсем не ладят друг с другом. Означают они прямо противоположные вещи, и мне никак не удается их сдружить. Есть, например, слово «хороший» и есть слово «злой». И никак мне не удается поставить эти два слова поставить рядышком и заставить их взяться за руки, хоть я так старалась. А знаете, каким хорошим строительным материалом являются слова. Вы и не поверите: порой они куда лучше кирпичей. Из них можно даже пирамиды строить. Не верите? А давайте проверим.

Ведущий: Давайте! Итак, первый конкурс:

Конкурс «Постройте пирамиду».

В основании пирамиды слово из семи букв, дальше из шести, пяти и так далее, т. е. убираем по одной букве.

1. Я нужен меткому стрелку (карабин)

2. А я нужна грузовику (кабина)

3. Во мне всегда хранят варенье (банка)

4. Я не простое учрежденье (банк)

5. Я для бензина, для белья, для разных надобностей я (бак)

Ведущий: Молодцы, ребята!

Волшебница: Вот с какой сложной задачей вы справились! Между прочим, некоторые словечки в самом деле способны поставить в тупик кого угодно. Иногда даже я способна растеряться перед их коварством. Попадаются мне иногда такие безобидные на вид словечки, а оказывается, что у каждого из них есть своя тайна. Вот, недавно встретилось мне такое хорошее слово – «стрекоза». А я подумала – «стрекоза» - это она. А каким словом назвать стрекозу, если это не она, а он? Стрекозел? Да не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово. Стрекоза. Никогда бы не ожидала от него такого коварства.

Ведущий: Давайте еще поиграем.

Конкурс «Найди хитрое слово».

Ведущий: Сейчас я буду называть слова, а вы говорите то же самое слово, но во множественном числе.

Арбуз –арбузы.

Кот – коты.

Плот – плоты.

Крот – кроты.

Дуга – дуги.

Рука – руки.

Еда - нет мн. ч.

Слива – сливы.

Диво – нет мн. ч.

Грива – гривы.

- Какие хитрые слова! (еда, диво).

Ведущий: А теперь я буду называть слова мужского рода, а вы подбирайте слова женского рода.

Ученик – ученица.

Повар – повариха.

Портной – портниха.

Купец – купчиха.

Храбрец - ?

Ведущий: А теперь наоборот.

Отличница – отличник.

Коза – козел.

Оса - ?

Ведущий: А теперь опять я называю в единственном числе, а вы во множественном.

Ведро – вёдра.

Бедро – бёдра.

Метро - ?

День – дни.

Пень – пни.

Лень - ?

Ведущий: Молодцы. Оказывается, надо только подумать как следует, и тогда правильное решение обязательно придет.

Волшебница: Спасибо вам за то, что вы мне помогли. Теперь и я сама хорошенько запомню эти слова и заставлю их меня слушаться. Ведь – слова – они хитрые, за ними глаз да глаз нужен! Но, если найти к ним правильный подход, они обязательно вас послушаются. Мне вот, например, обычно удается не только прививать им хорошие манеры, но даже показывать всяческие фокусы.

Ведущий: Как же вам это удается, уважаемая волшебница!

Волшебница: Все очень просто: их надо хорошо знать. Вот я уже не один год изучаю природу слов, и знаете, мне удалось выяснить про них интереснейшие вещи. Например, одни слова состоят из нескольких других. Представляете себе: вы видите слово, а каждый слог в нем тоже слово! Удивительно, правда!

Ведущий: Знаю – знаю я такие слова. Между прочим, ребята. Про такие слова сочиняют целые загадки, они называются шарады. Например, первый слог – животное, второй слог – тоже животное, а все вместе - спиртной напиток.

Волшебница: Дайте – ка, я подумаю.

Коньяк (конь + як)

Ведущий: Самое время провести конкурс.

Конкурс шарад.

1. Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои.

А в книге целое найдется,

Здесь в каждой строчке есть они. (Бук – вы)

2. Из писка птиц мой первый слог возьмите.

Второй – с бараньей головы.

Откройте и вы там найдете,

То, что не раз едали вы. (Пи – рог)

3. Нота – мой первый слог,

Поставь рядом с ней предлог.

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (Ми – на)

4. Слова этого начало

Мне ворона прокричала.

Слог второй ты легко угадаешь,

Если жадностью не страдаешь.

А третий слог высок – высок,

Врага не пустит за порог.

А вместе всё – веселье, смех

И шутки добрые для всех. (Кар – на – вал)

Конкурс анаграмм.

Ведущий: Анаграммы – это разные слова, которые состоят из одинаковых букв. Только расположенных в разном порядке.

Волшебница: Читаются слова, а затем переставляются буквы и получаются новые слова.

Лето – тело.

Каприз – приказ.

Атлас – ласта.

Водопад – подвода.

Маяк – ямка.

Кукла – кулак.

Комар – корма.

Соринка – росинка.

Ведущий: Молодцы, справились! А теперь посложнее.

1. Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь в оранжерею,

И в лужайку, и в цветник.

(Карп – парк).

2. В океанах он живет,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дергаться рука.

(Кит – тик).

3. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

(Насос – сосна).

4. По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибах руки,

Если ж, буквы смешав, мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

(Вена – Нева).

Конкурс «Собери слово».

(на картиночках слова, их надо соединить, чтобы получилось новое слово).

Сено вал

Кипа рис

Пас порт

Пол оса

Вол окно

Вес точка

Конкурс «Шесть слов».

Коза:

К о з а

Корова Окно Золото Арбуз

Кефир Облако Злость Автобус

Катер Осел Зима Астра

Конкурс Орех Зубр Алмаз

Красота Остров Занавес Анкета

Коробка Окунь Зелень Ананас

Ведущий: Молодцы! Хорошо умеете придумывать слова.

Конкурс «Шуточные вопросы».

1. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Ты спишь)

2. Сколько на березе яблок, если на дереве восемь сучков, а на каждом сучке по пять веток?

3. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)

4. Когда человек бывает деревом? (Со сна)

5. Какое слово состоит из половины буквы? (Полка)

6. Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас! (Двое)

7. Почему птицы летят на юг! (потому что не могут идти пешком)

8. Что принадлежит вам, но пользуются этим чаще всего другие, а не вы? (Имя).

Жюри подводит итоги.

Волшебница: Хочу поблагодарить вас, ребята, за то, что вы были такими внимательными и правильно решали все трудные задачи. Желаю вам узнавать все больше и больше.

Ведущий: До свидания!

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока-игры по русскому языку «Весёлые слова»
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 10:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД