МААМ-картинки

Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

Ирина Александровна
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

Учитель-логопед:

Бичёва Ирина Александровна

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Публикация «Консультация „Влияние мелкой моторики на развитие речи детей“» размещена в разделах

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом речи и проблемы с письмом.

Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!

А помогут вам в этом весёлые и увлекательные упражнения, которые ребёнок воспримет как интересную игру.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики :

• Пальчиковая гимнастика. Ею можно заниматься с малышами практически с рождения. Гимнастика заключается в похлопываниях, поглаживаниях, сгибании пальчиков малыша. При этом желательно напевать потешки и песенки, чтобы малышу не было скучно.

• Отвинчивание и закручивание крышек на бутылках и банках. Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки. (Крышечки 1, 2, 3, 4, 5).

• Переворачивание страниц в книге – ещё одно упражнение для развития мелкой моторики, которым можно заниматься уже с 1 года.

• Разрывание бумаги. Этим можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручонками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест!

• Шнуровка. Завязывание шнурков. Конечно, вы можете купить дорогую развивающую игрушку-шнуровку, но зачем тратить лишние деньги? Лучше отдайте ребёнку ваш старый ненужный ботинок на шнуровке! Поверьте, для малыша это будет интересной игрушкой. Ещё лучше, приобретите малышу обувь на шнуровке и учите его завязывать шнурки каждый раз при выходе на улицу.

• Открывание и закрывание молний. Позвольте малышу одеваться самостоятельно и застёгивать молнии на своей одежде.

Также полезно застёгивать кнопки, крючки и пряжки на одежде. (Драповый коврик и драповые фигурки)

• Рисование и раскрашивание картинок. Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Можно рисовать на зеркале, например, помадой или специальными мелками для рисования на любых поверхностях.

• Ещё ребёнка наверняка заинтересует идея рисования ногами! Пусть ребёнок зажмёт карандаш, фломастер, кисть между большим и указательным пальцем ноги и попробует рисовать. Это очень интересно и занятно, а главное – полезно, поскольку благодаря непривычным действиям происходит интенсивная стимуляция речевых и моторных центров головного мозга. Ещё можно собирать ногами мелкие вещи с пола. Схема та же – ребёнок зажимает вещь между пальцами ноги и поднимает её.

• Собирание мозаик (пазлов). Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!

• Манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику. Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал. Создавайте вместе с ребёнком интересные поделки из подручных материалов.

Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также:

резать извилистыми линями,

резать кривыми линиями с множеством изломов,

вырезать фигуры с изгибами и углами,

вырезать окружности.

• Игры с мелкими объектами. (Перебирание, сортировка, пересыпание и т. д.).Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте малышу перебирать крупу и раскладывать её по баночкам или бутылкам с узким горлышком, пока ему не надоест.

Кстати, весьма полезным приобретением будет классическая хрюшка-копилка. Закладывая монеты в щель копилки, ребёнок тренирует пальчики.

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами! Помните, что мелкие предметы представляют опасность для маленьких детей, которые способны засунуть бусинку себе в рот, нос или даже ухо.

• Лепка – замечательное занятие для детей любого возраста. Лепить можно из чего угодно: из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из теста. Вы готовите пирожки? Отлично, позовите с собой на кухню ребёнка и позвольте ему мять, раскатывать и разминать тесто! Дети обожают это делать, особенно когда мама хвалит их за помощь по хозяйству – ведь дети помогают лепить пирожки.

• Письмо. Для маленьких детей – обучение аккуратно выписывать палочки и крючочки (штриховки, для детей постарше – буквы и слова. Очень полезно выписывать буквы пальчиком прямо в воздухе.

• Замечательно развивают мелкую моторику материалы для развития осязания :шершавые таблички, досточки для ощупывания, карточки для ощупывания, ткани, мешочки, складывание салфеток, рамки с ленточками, брусочки, вкладыши и т. д.

Все используемые материалы-пособия можно постепенно усложнять (в зависимости от возраста и степени освоения) :

- увеличивать количество используемого материала;

- выполнять работу за ширмочкой;

- выполнять работу с закрытыми глазами.

Любая информация легче всего воспринимается детьми в игре! Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Опубликовано: 3 июля 2022 в 16:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД