МААМ-картинки

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода — это жизнь»

Елена Петрова
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды для жизни;

• Развивать связную речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

• Учить делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение делать выводы;

Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, морская вода, лаборатория, состояние воды;

Публикация «Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе „Вода — это жизнь“» размещена в разделах

• Формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру;

• Воспитывать аккуратность при работе в парах; умение работать в коллективе.

Ход занятия. 1часть

Звучит музыка «Дождик» Г. Свиридова. В группе воспитатель, одетая в голубую накидку. Входят дети.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – Повелительница Воды, а вас я всех знаю. Я встречаюсь с вами каждый день. Где мы с вами встречаемся? Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по стране воды. В нем мы с вами узнаем много нового, а также повторим то, что вы уже знаете.

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку.

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь. (глобус)

- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, рельеф её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра)

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Если разрезать ее на 4 части, то четвертая ее часть — суша, 3 части - это вода. Так много или мало воды на планете? (много).

2часть. Дети садятся на стулья

А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какая бывает вода? (солена, пресная)

- А какая это вода пресная?

- Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно.

- А где люди берут воду в деревне? (люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях.

- Но ведь и в городе тоже люди не могут обойтись без воды. Как она к ним попадает?

А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

3 часть. Подходят к плакату.

Воспитатель: А как вода поступает в реку? (дождь, родники)

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на плакат. Обратите внимание, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

А сейчас ребята я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Коська и родничок». Он поможет нам закрепить понятие такого явления неживой природы, как круговорот воды в природе.

4 часть. Какое время года сейчас? Правильно, а скоро наступит лето. Мы с вами будем ходить на речку, купаться. Давайте с вами поиграем, как будто сейчас уже наступило лето и мы с вами оказались на реке. Вы слышите её шум? Физкультминутка встают на середину (шум реки - музыка)

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

5часть.

Опыты. Садятся за столы

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные стол, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

6 часть. Подходят к столу с карточками.

Дидактическое упражнение: «Времена года»

Воспитатель: На столах у вас картинки с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман). Подхожу к таблице с временами года и прошу ребят показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года. Дети показывают картинки, отвечают.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете пословицы и поговорки, в которых употребляется слова «вода».

Дети:

«Не зная броду, – не суйся в воду.

«Правда в огне не горит и в воде не тонет».

«Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть».

«Чистая вода – для хвори беда».

«Разлитую воду не соберешь».

«Мы с тобой как рыба с водой».

«В этом доме и вода что мед».

«Поздно щуке на сковороде вспомнить о воде».

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи о воде? (дети читают стихи)

7 часть. Садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории есть еще емкость с водой (достает баночку с водой, она мутная, грязная)

Воспитатель: как вы думаете, эту воду можно пить? (нет)

Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как она грязная.

Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.

Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.

- Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?

Дети: Фильтром «Барьер»

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся нашу лабораторию, где будем очищать воду.

Дети садятся за столы, которые стоят полукругом, на столах приготовлено:

По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фильтр «Барьер».

Воспитатель: Приступаем к очистке воды: дети берут грязную воду наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.

Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?

Дети: С помощью фильтра «Барьер»

Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначальной.

Воспитатель: Теперь вода совершенно чистая и её можно пить.

8 часть.

Итог занятия. Спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше в

Публикации по теме:

Конспект занятия экологической направленности в подготовительной группе «Волшебная вода» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Программное содержание: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных.

Тематическая неделя «Говорят, она везде…» (ознакомление со свойствами воды) ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ: -Учить работать по схеме-карте -Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о значении воды в нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода — это жизнь»
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 17:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода — это жизнь»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова (УИ 181068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД