МААМ-картинки

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки

Анастасия Ананьева
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В настоящее время перед обществом остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. А особенно в дошкольном возрасте, потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого воспитания дети начинают действовать не потому, что хотят заслужить одобрение взрослого, а потому, что считают необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки» размещена в разделах

В течение двух лет я работаю с детьми, имеющимизадержку психического развития (далее ЗПР) и считаю, что одной из главных целей в работе с такими дошкольниками является создание оптимальных условий для развития духовно-нравственной сферы.

Особенностями поведения детей с ЗПР неумение играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, частые конфликты. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети слушают сказки и рассказы, а потом эмоционально обсуждают услышанное. Куда делись ссоры, споры?

Желание самим участвовать, играть со сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей чтениемхудожественной литературы. Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Каждое литературное произведение, имеет социальную направленность,что позволяет формировать социальноеповедение. Любимые герои становятся образцами для подражания. Совместное прочтениесказок не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить?О чём та ил иная сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в жизни?

Например,сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей и старших - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка», забота о близком поощряется в сказке («Бобовое зернышко»).

На первом этапе работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР через сказку,я подготовила и провела анкетирование с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье». Анкетирование показало, что большая часть родителей (75%) не придают большого значения духовно-нравственному воспитанию детей. С целью повышения уровня родительской компетентности, я подготовила консультации и памятки по теме «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Как воспитывать в детях вежливость», «Духовно-нравственное воспитание ребёнка», «Сказка в жизни ребёнка».

На следующем этапе работы,я начала использовать различные методы и средства с детьми, по ознакомлению со сказкой,например, драматизацию. Ребенок подражает своим любимым героям и переживает их чувства.

Следующий прием: «Волшебная шкатулка». В нее положены подсказки, которые определяют героя, а ребенок соотносит их с героями сказки и в конце занятия дарятсердечко полюбившемуся герою.

Часто провожу беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка» (Шорыгиной Т. А., «Настроение бывает разным» (Масаловой Л. Л.).

На протяжении работы по данному направлению я заметила, что дети изменились. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в духовно-нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно.

Расскажу, как это происходит на практике. Совместная образовательная деятельность по теме: «Знакомство детей со сказкой «Жихарка».

Цель: создать условия для понимания духовно-нравственного смысла сказки, оценке поступков героев.

Задачи:

• Расширять знания о жанре русской народной сказке, знакомить с образными словами и выражениями.

• Развивать грамматический строй речи, связную речь, речевую инициативу, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание.

Воспитывать духовно-нравственные чувства и интерес к сказкам.

Словарная работа: познакомить с новым словом «удаленький»

Предварительная работа:

• Знакомство детей с русскими народными сказками;

• Беседа о смелости, заучивание пословиц о смелости.

Оборудование: предметы домашней утвари деревянные, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации и раскраски к сказке, мозаика.

Ход НОД проходит в комнате сказок : звучит русская народная мелодия, навстречу детям выходит хозяйка.

Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!

Проходите не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Давайте знакомиться. Я хозяйка в этом доме. Зовут меня Анастасия Сергеевна. Здравствуйте (кланяется).

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда (Показ иллюстраций домов из дерева, на одной из картинок изображен храм).Ребята, а что это за необычный дом?

Ответы детей : Церковь

Хозяйка: Дети скажите, а что такое церковь?

Ответы детей : Дом божий

Хозяйка: А для чего нужны людям церкви?

Ответы детей : Чтобы помолиться, пообщаться с богом.

Хозяйка: Ребята, давайте с вами разойдемся по залу и посмотрим, какие же предметы находятся здесь и из какого материала они состоят? А теперь девочки подойдут к предметам из дерева, а мальчики к предметам из пластика (потом наоборот).

Проводится дидактическая игра «Найди правильно»

Хозяйка: Ребята, смотрите – сундук! Интересно, что в нем находится! Посмотрим!

(Воспитатель открывает сундук и достаёт из него конверт с загадками).

Хозяйка:Конверт! Это необычный конверт, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать?

Хитренько взглянула,

Хвостиком махнула

И исчезла – чудеса!

Где ты рыжая? (Лиса)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух)

Весь мохнатенький

Сам усатенький,

Лапки мягоньки,

Коготки востреньки. (Кот)

(На каждую отгадку из сундука вынимается игрушка).

Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, в каких сказках живут эти герои? Ответы детей :

Хозяйка: А еще у меня вот что есть (Достает ложку). Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика. Дети, а вы большие люди или маленькие?

Ответы детей :

Хозяйка: Значит вы еще маленькие люди. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький», как вы это понимаете?

Ответы детей :

Хозяйка: Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Послушайте пословицу о смелости: «Смелому человеку никакое дело не страшно». А вы знаете пословицы о смелости?

Ответы детей :

Хозяйка: А эта ложечка одного маленького, удаленького мальчика Жихарки. Он и есть удалец.

Покажем, какой он…

Жихарка наш молодец,

Жихарка наш удалец!

Подметёт, наварит щей,

Угостит своих друзей!

Проводится физминутка

Хозяйка: А теперь приготовьте глазки, ушки.

Расскажу я вам сказку.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Чтение сказки

Хозяйка:Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да.

(Воспитатель вместе с детьми переходят к мольбертам с иллюстрациями).

Хозяйка: Хотите посмотреть иллюстрации к сказке?Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?

Дети: Жихарха.

Хозяйка:О ком эта сказка?

Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.

Хозяйка:Какой он в сказке? Расскажите о нём.

Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.

Хозяйка: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?

Дети: Кот и петух.

Хозяйка:Что делал Жихарка дома?

Дети: Раскладывал ложки,домовничал – работал по дому.

Хозяйка: В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?

Дети: В доме всегда должен быть хозяин.

Хозяйка:Кто украл Жихарку?

Дети: Лиса украла Жихарку.

Хозяйка:Как лиса это сделала?

Дети: Забрала ложку Жихарки.

Хозяйка:КакЖихарка перехитрил лису?

Дети: Он никак не мог сесть на лопату.

Хозяйка: Ребята, покажите, как кот и петух горевали? А как радовались встрече с Жихаркой? (Дети имитируют движения).

Хозяйка: Сейчас мы с вами посмотрим, кто же еще похож на Жихарку из других русских народных сказок. Я буду читать вам строчки из сказок, а вы должны узнать эту сказку и найти к ним иллюстрацию.

Проводится дидактическая игра «Найди сказку»

Хозяйка:Молодцы. Вы внимательно слушали сказку. Жихаркапредлагает вам собрать и раскрасить картинки, чтобы вы посмотрели, как он живёт. (Дети собирают и раскрашивают картинки под музыкальное сопровождение, затем воспитатель проверяет вместе с Жихаркой выполнение задания).

Хозяйка:Ребята, Жихарка очень рад и говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли. А сейчас я вас хочу прокатить на своей сказочной карусели.

«Эй! Кого на праздничной неделе

Не катала на карусели!

Все сюда ко мне сбегайтесь

И бесплатно покатайтесь»

Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.

Проводится подвижная игра «Карусель»

Хозяйка: Раз-два, раз-два.

Вот и кончена игра!

Жил был Колоброд,

Он развел огород,

Уродился огурец

Играм, скачкам конец!

Формируя нравственные представления у детей в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки» Консультация для воспитателей Духовно-нравственное воспитание посредством сказок. Воспитатель МБДОУ Д/С № 40 г. Белгорода Короткая М. В.

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Продолжительность: январь-май Участники проекта: дети младшей группы, родители,.

Программа развития духовно-нравственных качеств Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: Образовательные: 1. Формировать.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздниковВоспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздников «… Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №59» 692900 г. Находка, ул. Рыбацкая,.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 10:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Ананьева (УИ 146597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД