Анастасия Ананьева
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В настоящее время перед обществом остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. А особенно в дошкольном возрасте, потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого воспитания дети начинают действовать не потому, что хотят заслужить одобрение взрослого, а потому, что считают необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В течение двух лет я работаю с детьми, имеющимизадержку психического развития (далее ЗПР) и считаю, что одной из главных целей в работе с такими дошкольниками является создание оптимальных условий для развития духовно-нравственной сферы.
Особенностями поведения детей с ЗПР неумение играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, частые конфликты. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети слушают сказки и рассказы, а потом эмоционально обсуждают услышанное. Куда делись ссоры, споры?
Желание самим участвовать, играть со сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей чтениемхудожественной литературы. Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Каждое литературное произведение, имеет социальную направленность,что позволяет формировать социальноеповедение. Любимые герои становятся образцами для подражания. Совместное прочтениесказок не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить?О чём та ил иная сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в жизни?
Например,сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей и старших - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка», забота о близком поощряется в сказке («Бобовое зернышко»).
На первом этапе работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР через сказку,я подготовила и провела анкетирование с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье». Анкетирование показало, что большая часть родителей (75%) не придают большого значения духовно-нравственному воспитанию детей. С целью повышения уровня родительской компетентности, я подготовила консультации и памятки по теме «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Как воспитывать в детях вежливость», «Духовно-нравственное воспитание ребёнка», «Сказка в жизни ребёнка».
На следующем этапе работы,я начала использовать различные методы и средства с детьми, по ознакомлению со сказкой,например, драматизацию. Ребенок подражает своим любимым героям и переживает их чувства.
Следующий прием: «Волшебная шкатулка». В нее положены подсказки, которые определяют героя, а ребенок соотносит их с героями сказки и в конце занятия дарятсердечко полюбившемуся герою.
Часто провожу беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка» (Шорыгиной Т. А., «Настроение бывает разным» (Масаловой Л. Л.).
На протяжении работы по данному направлению я заметила, что дети изменились. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в духовно-нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно.
Расскажу, как это происходит на практике. Совместная образовательная деятельность по теме: «Знакомство детей со сказкой «Жихарка».
Цель: создать условия для понимания духовно-нравственного смысла сказки, оценке поступков героев.
Задачи:
• Расширять знания о жанре русской народной сказке, знакомить с образными словами и выражениями.
• Развивать грамматический строй речи, связную речь, речевую инициативу, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание.
• Воспитывать духовно-нравственные чувства и интерес к сказкам.
Словарная работа: познакомить с новым словом «удаленький»
Предварительная работа:
• Знакомство детей с русскими народными сказками;
• Беседа о смелости, заучивание пословиц о смелости.
Оборудование: предметы домашней утвари деревянные, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации и раскраски к сказке, мозаика.
Ход НОД проходит в комнате сказок : звучит русская народная мелодия, навстречу детям выходит хозяйка.
Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!
Проходите не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Давайте знакомиться. Я хозяйка в этом доме. Зовут меня Анастасия Сергеевна. Здравствуйте (кланяется).
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда (Показ иллюстраций домов из дерева, на одной из картинок изображен храм).Ребята, а что это за необычный дом?
Ответы детей : Церковь
Хозяйка: Дети скажите, а что такое церковь?
Ответы детей : Дом божий
Хозяйка: А для чего нужны людям церкви?
Ответы детей : Чтобы помолиться, пообщаться с богом.
Хозяйка: Ребята, давайте с вами разойдемся по залу и посмотрим, какие же предметы находятся здесь и из какого материала они состоят? А теперь девочки подойдут к предметам из дерева, а мальчики к предметам из пластика (потом наоборот).
Проводится дидактическая игра «Найди правильно»
Хозяйка: Ребята, смотрите – сундук! Интересно, что в нем находится! Посмотрим!
(Воспитатель открывает сундук и достаёт из него конверт с загадками).
Хозяйка:Конверт! Это необычный конверт, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать?
Хитренько взглянула,
Хвостиком махнула
И исчезла – чудеса!
Где ты рыжая? (Лиса)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)
Весь мохнатенький
Сам усатенький,
Лапки мягоньки,
Коготки востреньки. (Кот)
(На каждую отгадку из сундука вынимается игрушка).
Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, в каких сказках живут эти герои? Ответы детей :
Хозяйка: А еще у меня вот что есть (Достает ложку). Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика. Дети, а вы большие люди или маленькие?
Ответы детей :
Хозяйка: Значит вы еще маленькие люди. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький», как вы это понимаете?
Ответы детей :
Хозяйка: Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Послушайте пословицу о смелости: «Смелому человеку никакое дело не страшно». А вы знаете пословицы о смелости?
Ответы детей :
Хозяйка: А эта ложечка одного маленького, удаленького мальчика Жихарки. Он и есть удалец.
Покажем, какой он…
Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!
Проводится физминутка
Хозяйка: А теперь приготовьте глазки, ушки.
Расскажу я вам сказку.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Чтение сказки
Хозяйка:Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да.
(Воспитатель вместе с детьми переходят к мольбертам с иллюстрациями).
Хозяйка: Хотите посмотреть иллюстрации к сказке?Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?
Дети: Жихарха.
Хозяйка:О ком эта сказка?
Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.
Хозяйка:Какой он в сказке? Расскажите о нём.
Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.
Хозяйка: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?
Дети: Кот и петух.
Хозяйка:Что делал Жихарка дома?
Дети: Раскладывал ложки,домовничал – работал по дому.
Хозяйка: В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?
Дети: В доме всегда должен быть хозяин.
Хозяйка:Кто украл Жихарку?
Дети: Лиса украла Жихарку.
Хозяйка:Как лиса это сделала?
Дети: Забрала ложку Жихарки.
Хозяйка:КакЖихарка перехитрил лису?
Дети: Он никак не мог сесть на лопату.
Хозяйка: Ребята, покажите, как кот и петух горевали? А как радовались встрече с Жихаркой? (Дети имитируют движения).
Хозяйка: Сейчас мы с вами посмотрим, кто же еще похож на Жихарку из других русских народных сказок. Я буду читать вам строчки из сказок, а вы должны узнать эту сказку и найти к ним иллюстрацию.
Проводится дидактическая игра «Найди сказку»
Хозяйка:Молодцы. Вы внимательно слушали сказку. Жихаркапредлагает вам собрать и раскрасить картинки, чтобы вы посмотрели, как он живёт. (Дети собирают и раскрашивают картинки под музыкальное сопровождение, затем воспитатель проверяет вместе с Жихаркой выполнение задания).
Хозяйка:Ребята, Жихарка очень рад и говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли. А сейчас я вас хочу прокатить на своей сказочной карусели.
«Эй! Кого на праздничной неделе
Не катала на карусели!
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь»
Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.
Проводится подвижная игра «Карусель»
Хозяйка: Раз-два, раз-два.
Вот и кончена игра!
Жил был Колоброд,
Он развел огород,
Уродился огурец
Играм, скачкам конец!
Формируя нравственные представления у детей в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.