ольга игнатьева
Программа развития духовно-нравственных качеств
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы : развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы :
Образовательные:
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные:
Публикация «Программа развития духовно-нравственных качеств» размещена в разделах
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умение уступать, помогать друг другу;
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений, воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие
3. Воспитывать трудолюбие, работать старательно и аккуратно, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда;
Развивающие :
1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, связной речи;
2. Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
4. Содействовать развитию мотивационной сферы : формированию стремления подражать положительным героям сказок;
5. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
В основе данной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
духовно- нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;
сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности.
Направленность программы – духовно- нравственное; по форме организации – кружковой; по времени реализации– годичной.
2. Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник будет знать:
отличия духовно-нравственных категорий : добро– зло, послушание– непослушание, трудолюбие– лень, бескорыстие– жадность, простота– хитрость;
окружающий мир через литературную и музыкальную культуру;
пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;
считалки, заклички;
наиболее важные православные праздники, их смысл и значение.
Воспитанник будет уметь:
выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
активно включаться в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, радовать близких результатами своего труда;
отличать хорошее и плохое в сказке и в жизни, делать нравственный выбор;
подражать положительным героям сказок;
видеть, ценить и беречь красоту;
уступать, помогать друг другу;
рассказывать сказки, используя манеру сказочного повествования;
Воспитанник будет способен:
проявлять интерес к сказкам, задавать вопросы в ходе беседы, делиться впечатлениями.
Воспитанник сможет участвовать в развлечениях, театрализованных представлениях.
Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».
Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.
3. Календарно-тематическое планирование
№
п/п Месяц Тема Цели, задачи Совместная деятельность
1-2
Сентябрь
1-2 неделя
Начальная диагностика интегративных качеств детей, анкетирование родителей о духовно- нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса. Диагностика знаний детей о духовно- нравственных ценностях
Задания, игры, упражнения,
анкеты.
3 3 неделя Беседа «Что такое сказка»
Дать детям представление о сказке, активизировать познавательный процесс сказки. Формировать позитивное отношение к своему «я», принятие детьми друг друга Игры и упражнения:
Игра «Живой огонек», упражнение
Игровое упражнение «В гостях у сказки»,
игра «Кого не стало», этюд «Цветок»
4 4 неделя Театральная игра Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, развивать смелость и фантазию. Муз. игра «Мы водили хоровод»,
игра «Зеркало, зеркало– скажи»,
игра «Упрямая подушка»
Октябрь
5 1неделя «Доброта» Уточнить представления детей о доброте, эмоциональных состояниях, воспитывать стремление совершать добрые поступки. Игры и упражнения:
«Волшебные шарики», «Прогулка в лес»,
упр. «Добрые тучки», рисование «Добрые волшебники»
6 2 неделя Рассказывание сказки
«Привередница» Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. Этюд «Ракушка», заучивание пословицы
«Кто почитает родителей, того и дети будут почитать», Упражнения «Кляксы»,
«Волшебные цветы».
7 3 неделя «Сочини сказку» Развивать у детей стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать верный пример выбора друга (выбор сердца) Этюд «Потерянная варежка», игра «Волшебная корзина»
(добрые слова, составить сказку о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила,«Угадай, кого не стало».
8 4 неделя Подарки феи Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе, формирование мотиваций деятельности и активных личностных качеств. Игра «Пожелания» «Кляксы», этюд «Кувшин с водой», чтение и драматизация отрывка из
сказки «Медведь- липовая нога».
Ноябрь
9 1 неделя «Хаврошечка» Воспитывать навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Упражнение «Зеркало», игра «Подбери определение», заучивание пословицы,
нарисовать дерево своихдобрых дел иобязанностей, правила поведения в группе.
10 2 неделя «Жадность, воровство», «Сказка о золотом петушке» Раскрыть понимание чувство совести, воспитывать чувство ответственности за плохие поступки. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки», загадывание загадок,упр. «Чаша добра», игра «Береги предмет»
изготовление коллажа с использованием оригами.
11 3 неделя «12 месяцев» Познакомить детей с предметами быта (скалка, кадка, коромысло). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Загадки бабушки Арины, упражнение
«Волшебные клубочки», коллективное панно «Лужайка с подснежниками»
12 4 неделя «12 месяцев» Пробудить интерес к драматизации, способствовать развитию артистических навыков, развивать интонационную выразительность, закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре. Учить бесконфликтно распределять роли. Рассматривание иллюстраций, слушание
музыки, распределение ролей, рассказывание сказки по ролям.
Разучивание танца.
Декабрь
13 1 неделя Мастерская по сказке Развивать умение детей изготавливать атрибуты к сказке «12 месяцев», воспитывать аккуратность в работе. Развивать творчество. Игровые упражнения «Придумай рифму», «Испорченный телефон».
14 2 неделя Сказочный калейдоскоп Соединить отдельные номера в единое целое, продолжать работать над текстом и выразительном исполнением своих ролей. Воспитывать уверенность в себе, своих возможностях. Обсуждение содержания сказки, слушание
музыки.
Драматизация сказки для младших
дошкольников.
15 3 неделя Нам не страшен мороз, сказка Одоевского «Мороз- красный нос» Довести до сознания детей замысел сказки (трудолюбие, вознаграждение, познакомить с новыми пословицами о труде. Развивать умение выделять пропущенные части сказки. Учить оценивать поступки. Игра «Почему так говорят», «Подскажи
пословицу», показ мультфильма, рисование «Ленивица», «Рукодельница», начать
изготовление куклы- закрутки.
16 4 неделя «Зависть», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Рассказать об источниках зла, зависти, гордости, своенравии. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Беседа «Вопрос- ответ», задание «раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или мачеха (контурное изображение)», изготовление куклы- закрутки.
Январь
17
2 неделя Послушание- непослушание, любовь, эгоизм, ответственностьСказка «Айога»
Учить детей выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности. Воспитывать заботу к родным. Упражнение Волшебные шарики», «Прогулка
в лес». Драматизация сказки с применением простой атрибутики. Аппликация методом обрыва бумаги «Дикие гуси летят».
18 3 неделя Наши фантазии
Учить детей передаче музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально на него.
Чтение произведений о Рождестве, музыкальное произведение М. Глинка «Вальс-фантазия», упражнения по ритмопластике. Изготовление поделки «Ангел добра»
(из ткани).
19 4 неделя Мы – актеры
Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми, развивать воображение и способность к творчеству. Упражнение «Прогулка», «Представь себе.».
Разыгрывание мини- сцены «Еж и лиса».
Февраль
20 1 неделя Служение Отечеству,
сказка «Илья Муромец и Соловей- разбойник» (отрыв.) Раскрыть понимание нравственного качества служения людям, рассказать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям. Пословицы «доброму – добрая память».
Рассматривание картины Васнецова
«Три богатыря». Совместно сочинить сказку,
используя качества героев (карты Проппа)
21 2 неделя Послушание, дружба, милосердие, смелость. Сказка «Сивка- бурка» Уточнить с детьми значение непонятных слов. Помочь увидеть зависимость героев от их внешнего облика. Воспитывать милосердие, ответственность за порученные дела. Учить преодолевать трудности. Упражнение «Добрые тучки», игра
«Я начну, а ты продолжи». Викторина по сказкам, герои которых обладают данными качествами.
22 3 неделя «Стойкость и мужество, любовь и верность», сказка «Стойкий оловянный солдатик»
Дать нравственно- этические представления о стойкости, мужестве, любви и верности. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны. Формировать умение понимать смысл образных выражений загадки. Пальчиковая игра, упражнение «В стране
звуков и шумов». Игра «Скажи наоборот», подобрать синонимы к качествам личности главного героя. Практическая работа «подари сердечко другу»
23 4 неделя Сказка «Стойкий оловянный солдатик» Формировать представление о воине как о воплощении верности, стойкости и мужества. Развивать восприятие образа солдатика через использование музыкального произведения. Викторина по сказке. Разыгрывание сценок.
Загадки.
Март
24 1 неделя Сказка «Сердце матери» Побуждать детей к составлению рассказа о самом дорогом человеке. Помочь прийти к выводу о том, что не только мамы должны заботиться о детях, но и дети о матерях. Игры «Волшебные мамины глаза, «Перечисли сокровища, которые хранятся в мамином
сердце», речь с движениями. Составление
рассказа «Дорогая мамочка». Рисование «Букет любви»
25 2 неделя Уважительное отношение к родителям. Сказка «Кукушка» На примере сказки учить детей мудрости, осмотрительности в своих поступках. Упражнение «подари цветок». Беседа «Кто
о ком заботиться». Проиграть этюды,
отражающие качества героев (самостоятельный подбор). С помощью цвета изобразить героев сказки.
26 3 неделя Музыкальная сказка «Дюймовочка»
Познакомить с музыкальной сказкой, помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других. Игровые упражнения «Со свечой»,
«Испорченный телефон», «Придумай рифму». Слушание музыкальных номеров. Обсуждение характерных особенностей героев.
27 4 неделя «Дюймовочка» Пробудить интерес к драматизации, способствовать развитию артистических навыков, развивать эмоциональную сторону речи, закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре. Упражнение «Тюльпан», «Лесная полянка». Пантомимические и интонационные
упражнения «Голоса героев». Распределение
ролей, рассказывание по ролям.
Апрель
28 1 неделя «Веселые сочинялки» Побуждать
детей к сочинительству сказок, учить входить в роль. Развивать творчество и фантазию. Способствовать повышению самооценки детей. Развивать диалогическую речь. Упражнения «Фантазеры», «Добавлялки».
Чтение веселых стихов. Игра «Сочини предложение». Музыкально- ритмическая композиция.
29 2 неделя Сказка «Золушка» Довести до сознания детей замысел сказки (трудолюбие, вознаграждение, познакомить с пословицами о труде. Развивать интерес к жанру, умение выделять пропущенные части сказки. Учить оценивать поступки героев. Игра «Почему так говорят», «Подскажи
пословицу». Показ театра на фланелеграфе.
30 3 неделя «Золушка», придумывание загадок о личностных качествах. Учить составлять загадки о трудолюбии, лености. Самостоятельно отбирать схемы- подсказки необходимые для описания. Развивать умение передавать свой замысел в рисунке. Упражнение
«Изобрази героя под музыку»,
Отличи - загадка или пословица. Игра «Подбери рифму». Рисование «Хрустальная туфелька».
31 4 неделя Музыкальная гостиная «Сказка в музыке» Подведение детей к мотивированной оценке поступков героев. Развивать творческие способности, помочь придумывать сюжеты. Слушание произведений композитора
Прокофьева к сказке. Распределение ролей,
работа над музыкальными образами.
Май
32 1 неделя «В гостях у Золушки» Совершенствовать умение детей драматизировать сказку, учить детей согласованно взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность, воспитывать уверенность. Беседа «Что делать, если ты злишься»,
репетиция сказки.
33 2 неделя Играем сказку Создать благоприятные условия для самовыражения своих чувств. Совместно подготовить декорации, костюмы и атрибуты к сказке. Побуждать к совместной работе родителей. Инсценирование сказки «Золушка» для детей старшей группы и родителей.
34
35 3 неделя
4 неделя Диагностика Диагностика знаний детей о духовно- нравственных ценностях на конец года