МААМ-картинки

Проект «Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной»

Алефтина Гусева
Проект «Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Родничок»

«Воспитание маленького гражданина

в процессе ознакомления с малой Родиной»

Подготовила

воспитатель высшей категории

Гусева А. П.

Актуальность:

Начальным этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Публикация «Проект „Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной“» размещена в разделах

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Малая родина у каждого своя. Для нас – это наш посёлок Молочное, самый красивый, родной, лучший, и нам есть, чем гордиться!

Проблема:

Дети не задумываются о том, что посёлок, в котором они живут – это их малая Родина. Не достаточно знают историю своего посёлка, традиции, достопримечательности, людей, прославивших его.

Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель:

(слайд 3)

Формирование ценностного отношения к малой Родине, начальной ступеньки гражданственности и патриотизма в процессе взаимодействия с социальными партнёрами.

В процессе работы над данной темой определи следующие задачи:

познакомить детей с историей возникновения посёлка, его названием, достопримечательностями, традициями и знаменитыми людьми;

поддерживать воспитательный потенциал семьи в формировании у детей глубокого чувства сопричастности к истории родного края;

воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, героическое прошлое земляков.

(слайд 4)

Свою работу начали с анкетирования родителей, опроса детей, составления социального портрета дошкольного учреждения. В него вошли описание и анализ того социального окружения, в котором находится наше дошкольное учреждение:

-адрес детского сада и его местоположение в микрорайоне;

- социальные партнёры; (школы, библиотеки, «центр музейной работы по истории Вологодской ГМХА и масла Вологодского», Академия, поликлиника, молочный завод и др.)

- история возникновения посёлка, названия улиц, парков, скверов, архитектурных зданий;

- традиции дошкольного учреждения и посёлка;

- люди прославившие его;

- любимые места отдыха жителей;

- планируемые события в детском саду, посёлке, городе Вологда (юбилей детского сада, спортивный праздник, день Земли, день Защитника Отечества, акция «Экологический десант»; день посёлка, юбилейные даты Академии, празднование дня Победы, масленица, день здоровья, лыжня России, день защиты детей; День знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Государственного флага Р. Ф, день рождения Города и др.).

-достопримечательности, которые есть у нас в посёлке (обелиск погибшим воинам землякам, роща Памяти, памятные и мемориальные доски).

Имея такой социальный портрет детского сада, была намечена работа по долгосрочному проекту : «Моя малая Родина – Молочное».

(слайд 5, 6)

Для дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющие резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнёрства.

Социальный партнёр Городская детская библиотека №4,

Клуб любителей истории «Молочное» МОУ СОШ №6

МДОУ №91 Детская школа искусств Октябрьский дом-интернат для престарелых и инвалидов

мероприятия Посещение библиотеки, чтение книг, участие в выставках рисунков, викторинах, интерактивных занятиях

Участие в презентации книги «Молочное – дом, в котором мы живём»;

Встречи с интересными людьми. Семинары по преемственности дошкольных учреждений и начальных классов Музыкальные спектакли, концерты, интерактивные представления с участие выпускников ДОУ День пожилого человека, день Матери, день Победы; Акции «Подари открытку ветерану», «Из детских рук частичку доброты»

Ожидаемый продукт деятельности - Выставки детских рисунков,

рассказы детей.

Экскурсии по посёлку, участие в концертах и выставках Открытые уроки и занятия.

Участие детей в совместных играх, праздниках, соревнованиях. Организация концертов, совместных праздников, досугов. Участие детей в праздничных концертах, изготовление открыток для ветеранов.

Социальный партнёр Вологодская ГМХА «Центр музейной работы по истории Вологодской ГМХА и масла Вологодского» Мотоагитпробег «Победа» Центр по работе с населением села Молочное

мероприятия Ежегодные Всероссийские Беловские чтения;

Встречи со студентами факультетов: технологического, лесного хозяйства, механизации и др.

Большой этнографический диктант Экскурсии, беседы, выставки, конкурсы детского творчества Традиция, праздник Победы, совместный концерт, благотворительные акции. Конкурсы: «Украсим ёлку», «Игрушки на ёлку», акции «Покормим птиц зимой», массовые мероприятия «Масленица», «День защиты детей»

Ожидаемы продукт деятельности Участие педагогов и детей в Беловских чтениях, в этнографическом диктанте.

Участие в мастер-классах, викторинах, конкурсах, проводимых студентами. - выставки детских рисунков и поделок;

- участие в детских конкурсах; Участие детей и студентов в праздничных мероприятиях, военно-патриотическая игра «Зарница», акциях: «Сирень Победы», «Посади дерево», «Тюльпан Победы» Участие детей в конкурсах, акциях

Мы предположили, что взаимодействие с социальными партнёрами поможет сформировать ценностно – ориентированное отношение к малой Родине и повысит качество дошкольного образования через доступность и открытость.

(слайд 7)

Начиная знакомить детей с историей родного посёлка, мы отбирали доступный материал, чтобы детям было интересно и понятно. Мы придерживались следующих рекомендаций:

- В младшей группе проводили в основном наблюдения за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседовали о том, где детям приходилось бывать, что видели и запомнили;

- со средней группы начали знакомить детей с достопримечательностями посёлка, ставя перед собой цель – вызвать у детей чувство восхищения красотой посёлка, что всё вокруг создано руками людей, и мы должны беречь то, что они сделали. В этой группе, по-прежнему, большая часть работы проходит вне занятий – это и разговоры с детьми, и чтение художественной литературы, и наблюдения, и целевые прогулки по ближайшим улицам;

- а уже в старшем возрасте знакомили детей с историей посёлка и знаменитыми людьми, прославившими его.

При подготовке к занятиям необходимо было составить рассказы для детей.

-эти рассказы мы сопровождали наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, простейшими схемами;

-во время рассказа задавали детям вопросы, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес, любопытство, стремление что – то узнать самостоятельно;

-меньше употребляли даты, так как они затрудняют восприятие материала;

-старались, чтобы язык рассказа был очень простым и доступным детям.

Вот пример такого рассказа:

«Это было давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были такими же как и вы. Тогда нашего посёлка ещё не было. Здесь была небольшая животноводческая ферма. Кроме железной дороги, которая находилась недалеко, других дорог не было. Молоко возили продавать на железнодорожную станцию, которую так и назвали «Молочная». Потом построили Молочный институт и молочный завод».

(слайд 8)

Большую помощь в нашей работе оказывает «Центр музейной работы по истории Вологодской ГМХА и масла Вологодского».

В нём дети знакомятся с историей возникновения посёлка, Академии, событиями Великой Отечественной войны, героями – земляками. Могут сравнить по фотографиям и документам каким был посёлок раньше и каким стал теперь. Как развивалась Академия. Как изменилась за это время природа, и что делают люди, чтобы наш посёлок был чистым, уютным, зелёным.

Наши дети всегда с удовольствием ходят на выставки и занятия, которые проводит руководитель музея, Беляева Любовь Дмитриевна.

(слайд 9)

Мы очень благодарны Ульяновой Любовь Константиновне, руководителю клуба любителей истории «Молочное», за организуемые мероприятия в детском саду: это презентации об истории посёлка и академии, о творческих людях посёлка, а также прогулки по улицам Молочного.

Раньше наш посёлок все называли «Академгородком», т. к. на его территории находятся три института (Вологодский молочный институт – ныне Вологодская государственная молочнохозяйственная Академия имени Н. В. Верещагина;Северо – Западный научно – исследовательский институт молочного и лугопастбищного хозяйства; Вологодский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК – ныне объединённый с Вологодской ГМХА, а также несколько школ.

Поэтому мы большое внимание уделяем ознакомлению детей с такой социальной сферой, как образование и культура. Знания, полученные в процессе ознакомления, дети переносят в игры. Они играют в такие игры, как «Школа», «Академия», «Библиотека», «Лаборатория» и т. д.

(слайд 10)

Очень любят дети посещать нашу поселковскую библиотеку, где можно не только выбрать книги и журналы для чтения, но и принять участие в КВН, различных конкурсах и выставках, театрализованных представлениях, встречах с творческими людьми.

(слайд 11)

Развивающая предметно – пространственная среда группы, помогает детям дополнять, закреплять и расширять знания о своей малой Родине.

В каждой возрастной группе организуем центр краеведения, в котором дети рассматривают и рассказывают о символике Вологодской области и города Вологды, путешествуют по карте, рассматривают альбомы с фотографиями о посёлке, о жизни в детском саду, о различных праздниках.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим с историей Вологодского костюма. Они рассматривают на куклах костюмы девушки Вологодской губернии 19 века, праздничные и современные костюмы, сравнивают их.

Составляем карту – схему посёлка, где дети рисуют свои дома, подписывают названия улицы, номер дома и квартиры в которой живут. Придумывают и рисуют условные обозначения для каждого социального учреждения, а также любят потом играть в экскурсоводов и рассказывать, как можно дойти до детского сада, школы, стадиона, по какой улице. Составляют рассказы «За что я люблю свой посёлок», «Свою улицу». «Свой город», «Свою страну».

Знакомя детей с таким предприятием, как молочный завод, проводим виртуальные экскурсии, оформляем выставки молочной продукции. Дети знакомятся с ассортиментом, товарным знаком продукции. Рассказывают о пользе молочных продуктов, что можно приготовить из них. А особенно им нравится проводить дегустацию новых молочных продуктов.

(слайд 12,13,14,15)

Хорошая традиция, которая сохранилась в нашем детском саду - это встречи с творческими людьми. Встречи организуем с помощью родителей, которые рассказывают о своей профессии, знакомят со своими увлечениями, проводят мастер – классы с детьми. В гости к детям приходят и выпускники нашего детского сада, они рассказывают о своих успехах, достижениях, увлечениях. С большим интересом посещаем выставки, которые проводятся в библиотеке Вологодской ГМХА. Выставки местных художников Смирнова В. А., Юдникова Л. А., Зайцева Г. А., фотохудожника Талашова В. Е. - порадовали не только детей, но и взрослых. Родители отметили, что такие выставки прививают у детей любовь к родному краю, воспитывают культуру, учат видеть красоту и разнообразие родной природы. А народный умелец Зайцев Геннадий Александрович, показал детям, как из простой коряги получается интересное существо, а из берёзового капа – красивая, ажурная ваза.

В выставках, которые у нас проводятся, принимают также участие родители и сотрудники детского сада. На таких встречах дети видят, что наш посёлок богат талантливыми, творческими и интересными людьми.

(слайд 16)

С младших групп мы активно взаимодействуем с родителями. Они с интересом откликаются на наши просьбы. Вместе с детьми рисуют свою семью, улицу на которой живут и родную природу, конструируют дома, делают макеты. Чтобы помочь ребёнку лучше узнать историю своей семьи, дети с родителями оформляли генеалогическое древо, знакомили с семейными традициями и реликвиями. Дети с гордостью и любовью рассказывали ровесникам о своей семье и о том, где трудятся их родители. Мы очень благодарны родителям за их помощь.

(слайд 17)

И ещё одна из наших давних традиций: каждый год посещаем областной Дом Ветеранов, участвуем в концерте, посвящённом Дню победы, поздравляем ветеранов - дети читают стихи, исполняют танцы, поют песни, вручают ветеранам памятные открытки, которые мастерят сами.

(слайд 18)

В предверии Дня Победы готовим с детьми цветы и идём на экскурсию к обелиску «Славы героям, павшим во времена Великой Отечественной Войны», где возлагаем цветы и читаем стихи, чтим память павших минутой молчания.

А 9 мая наш коллектив выходит на митинг к обелиску, куда приходят наши дети с родителями. И дети видят, как мы, взрослые относимся к памяти погибших воинов - земляков.

Для ребёнка чувство Родины начинается с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, преломлённые через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота и гражданина.

(слайд 19)

Ещё одна важная традиция, которой в этом году уже исполняется 15 лет, совместно со студентами ВГМХА участниками мотоагитпробега «Победа», родителями и детьми, организуем праздничные мероприятия к 9 Мая - поём песни, играем, исполняем танцевальные композиции, читаем стихи. Мы стараемся сохранить в памяти всех своих поколений великую гордость и вечную память о Победе нашего народа над захватчиками, о той силе и мужестве наших воинов, что принесли мир нашей стране, всему миру, всем поколениям, и о том горе, которое принесла война.

Кульминацией встречи, стало проведение на территории ДОУ военно-патриотической игры «Зарница», в которой дети учатся ловкости, взаимовыручке, дисциплинированности, совершенствуют физические навыки.

В конце игры все вместе высаживаем деревья, кустарники и цветы.

(слайд 20)

В результате проведё нной работы:

- сформировали начальную ступеньку чувства любви и гордости за свою малую Родину, бережное и ответственное отношение к ней, уважение к героям – землякам.

- у детей появился устойчивый интерес к истории возникновения посёлка, традициям, достопримечательностям, памятникам, знаменитым людям;

- дети познакомились со своей малой Родиной – посёлком Молочное, научились свободно ориентироваться там, где они живут, что очень важно для будущих школьников;

Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота – маленького гражданина своей Родины.

Моё Молочное

Алексей Меснянкин

Может быть далеко, может рядом

Не нужна здесь особая точность,

Как невеста в своём наряде

Есть посёлок студентов Молочное.

Он всегда просыпается рано

С новой радостью, с новой заботой.

Новый день, как страница романа,

Как струна на весенней ноте.

Не найти Вам весны счастливей,

Не найти Вам грустней листопада.

Ты не спорь, что Москва красивей-

Мне взамен три Москвы не надо.

Если хочешь узнать ты точно,

Где начало у радуги пёстрой,

Я отвечу, что здесь в Молочном,

Улыбнувшись в придачу просто!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Подготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗОПодготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗО Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной,.

Проект «Что мы Родиной зовём»Проект «Что мы Родиной зовём» Проект «Что мы Родиной зовём» (средняя группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Наумова.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной»
Опубликовано: 31 мая 2020 в 11:39
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной»» (включая файлы) размещена пользователем Алефтина Гусева (УИ 2350244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД