Снежана Сергеевна Гарбуз
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из самых актуальных задач нашего времени. Все мы знаем что, воспитать чувства патриотизма у дошкольника процесс длинный и сложный. Большие изменения произошли в последние годы в нашей стране. Изменилась как наша жизнь, так и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, великодушии, добре. Отношение людей изменилось к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека- самое трудное, важное как для семьи так и для страны. Нельзя воспитать полноценного человека, без знания своих корней, традиций своего народа. Необходимо изучать и знать культуру своих предков детям. Знание истории своего народа, его культуры в дальнейшем с интересом и уважением может относиться к традициям других народов.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Дошкольный возраст – пора открытий. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит от родителей, от взрослых которые его окружают, как они его воспитают. Дети должны не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, сострадать. У ребенка начинает закладываться чувство к Родине- с отношением к семье. Многие впечатления еще не осознанные им, играют огромную роль в становлении личности патриота. У ребенка постепенно начинает складываться «образ своего дома» с его традициями. Начиная любить свой дом с его традициями, у ребенка закладывается любовь к Родине. Наша задача взрослых сделать, так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. Помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться патриотизм: привязанность и любовь к Родине; ответственность и преданность; сохранять и умножать богатство. Мной был разработан проект : «Хакасия – мой край родной!». При знакомстве детей с родным краем: национальными, географическими, природными особенностями формирует такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Участниками, проекта являются дети, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог- психолог. Приобретаемые детьми знания в реализации проекта, становится достояние их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний. Одной из целесообразной, эффективной, интересной формой призвана организация проектной деятельности. Я, основываясь на этом выбрала тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через проектную деятельность».
Целью моей работы является нравственно- патриотическое воспитание детей через проектирование, воспитание гуманной, духовно- нравственной личности.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице города;
- знакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном; нашей страны и родного края.
- создание культурно- образовательной среды в группе.
- привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : в быту, в играх на занятии. Для решения задач, я установила последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию, разработала проекта, которые реализуем: сентябрь- «Я люблю свой детский сад»; октябрь- «Мой край- Хакасия»; ноябрь- «Абакан – столица Хакасии»; декабрь- «Встреча Нового года»; январь- «Моя семья»; февраль- «Наша Армия сильна»; март- «Мама, милая моя»; апрель- «Космос». Реализация проекта проводилась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В работу мы включили: консультации, беседы, мастер- классы, совместные мероприятия. Работа по проекту проходило в три этапа: 1. Диагностический- проводился мониторинг состояния образовательного процесса. После полученных данных был составлен план действий;. 2. Теоретика- организационный- изучение теоретических вопросов. Решена проблема с дидактическим материалом и методической литературой. ;3. Практическое исследование проблемы- практическая деятельность по реализации проектов.
В группе оформили центр патриотического воспитания, где дети самостоятельно или при помощи взрослого могут познакомиться с достопримечательностями родного города, был создан мини-музей «Моя родина - Хакасия». Пожалуй краеведение, лучше всех способствует нравственно- патриотическому воспитанию детей. Можно сказать, что моя Родина- это живая частица великой России. Знание своего края, его прошлого и настоящего - верный путь к воспитанию патриотизма. Мы постарались собрать в музеи: творческие занятия и праздники с региональным колоритом. Викторины, развлечения, посвященные родному краю, имеется разнообразная методическая литература и наглядно-дидактический материал по патриотическому воспитанию. При знакомстве с Россией, мы огромное внимание уделяли за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Так в честь великого праздника Дня Победы, в честь 70-летия я осуществила проект «Великий День Победы». Включила в проект ряд мероприятий : (слушание песен военных лет, составление рассказов по теме, заучивание стихотворений, пословиц; чтение художественной литературы; создание альбомов «День Победы», «Памятники детям героям»). В процессе реализации проекта у детей формировались чувства верности, собственного достоинства, гордости за свою Родину. Итоговым мероприятием стало оформление выставки детского рисунка " День Победы", «Праздничный салют». Приобщая детей к русской народной культуре, решила начать работу со знакомства с русскими народными традициями, такими как уважение к старости, взаимопомощи, гостеприимства, традиции русской кухни. Был проведен праздник Масленица. На котором, ребята узнали что Масленица - проводы зимы и встреча весны. Ребята познакомились с русской Матрешкой. Матрешка- хранительница иконно русской культуры, так же познакомились с особенностями внешнего вида. В зимний период у ребят состоялось знакомство с русскими валенками. Эта обувь была всегда в почете на Руси. Вся проделанная работа стала эффективной благодаря установленной тесной связи родителей с детьми. Родители не только большие и активные помощники нашего детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Как важно, чтобы взрослые были образцом для ребёнка. Родители принимают участие в праздниках, развлечениях. вместе с родителями была создана библиотека книг с краеведческой направленностью. Библиотека пробуждает у детей любопытство к родному краю, к людям которые когда-то жили и живут на этой земле. Проектная деятельность развивает у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Дошкольники проявляют больше интереса друг другу. Этому способствует: оснащение предметно – развивающей среды группы:
- Изготовление: «Красной книги Хакасии»
- Макеты «Я живу в Хакасии»
-Подборка книг- сказок
- Оформление мини-музея «Моя Родина – Хакасия»
- Подобрали дидактические игры: «Найди флаг России», «Защитники России» и другие.
Провела консультацию для воспитателей : «Растим патриотов», «Нравственно – патриотическое воспитание». Состоялось родительское собрание по теме: («Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,анкетирование, дни открытых дверей).
Подводя результат работы, мы можем сделать вывод, что использование проектного метода у дошкольника является эффективным и действенным. Дети научились в приведенной работе не принимать проявления грубости по отношению к близким, друзьям. Сформировались представления о ценности труда взрослого. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Дети по итогам участие в проекте обогащаются знаниями, усвоенными в повседневной жизни и на занятиях, проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа. В заключении своего выступления хочу сказать, что мы воспитатели работаем в детском саду, и в этом наше призвание: сеять разумное, доброе и вечное.