Приложение МААМ

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному краю

Светлана Волощук
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному краю

Совсем недавно проблема воспитания гражданственности и патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитывали понятие «Родина», «великая держава», «мы, советский народ». Раньше ребенок смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Наши дети сегодня видят, что мы не самая могущественная и не самая великая страна.

Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному краю» размещена в разделах

В наших детях практически полностью пропало чувство патриотизма. И это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в предпочтении западной музыки и кинофильмов, в употреблении возгласов, как это делают американские дети.

Социологические диагностики фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. Юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, отвечали: деньги; деловая карьера и образование; - получить от жизни удовольствия. Извечные же ценности такие как: любовь; действия ради будущего России; идеалы и вера - потеряны!

Экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения и нашего города в частности. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы нравственно-патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Известно, что дошкольный возраст - начальный и самый важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, общественных организаций и государственных органов по возрождению в среде молодежи патриотизма, преданности и любви к своему Отечеству, народу, готовности к выполнению гражданского долга.

Назрела необходимость углубленно заняться проблемой нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края.

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

По мнению многих педагогов, психологов, философов «Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств : доброты, справедливости умению противостоять лжи и жестокости и должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей».

Любовь к отечеству начинается с любви к малой Родине – месту где родился человек. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и повышения.

Недостаточный уровень знаний у детей и родителей обусловлен безграмотностью молодых семей в вопросах воспитания патриотизма, гражданственности, так как зачастую данный вопрос не считается важным в таких семьях и зачастую вызывает лишь недоумение.

В настоящее время выходит достаточно много литературы по данному вопросу. В ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания в конкретных видах деятельности. Нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранить и приумножать богатство своей страны.

Проанализировав современные программы, реализующие идеи концепции нравственно-патриотического воспитания дошкольников, пришла к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы.

Основной программой в нашем дошкольном учреждении является программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Данная программа ориентирована на приобщение ребёнка к миру общечеловеческих чувств : формированию отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к искусству, к культуре. Однако в ней недостаточно внимания уделяется разделу «Ознакомление детей с окружающим миром родного края».

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя :

- Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям. Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.

- Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа. Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве (русские народные сказки, потешки, поговорки и. т. д, которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры и архитектуры.

- Формирование представлений о России, как родной стране, о Москве, как столице России.

- Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России (флаг, герб, гимн).

- Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.

Для достижения этих целей у нас в группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором представлены альбомы: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», Мой поселок», а так же подборка открыток «Город Бердск», «Москва-столица нашей Родины». Книги «Наша Родина-Россия», «Я живу в России». Имеется подборка художественной литературы: русские народные сказки, потешки, былины, пословицы и поговорки, а так же символика России и Новосибирской области, портрет президента Российской Федерации.

Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков. Помещаются фотостенды: «Наша дружная семья», «Наши папы и дедушки-защитники Отечества», «Моя мама лучшая на свете» и т. д.

Первой ступенькой в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, приглашаем в гости ветеранов, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего города, знаменитыми людьми, которые родились и выросли в нашем городе (поэты, писатели, знакомят с их произведениями.

Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего города, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.

С детьми постарше организуем экскурсии, знакомя их с достопримечательностями города, которые расположены на близлежащих улицах: школа, почта, администрация города, памятник погибшим воинам, Дом культуры, магазины, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наша область и город в частности, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники знают название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город (поселок, деревня, где он родился, вырос и живет.

Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству города и т. д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Так же организуются экскурсии, где происходит знакомство с народными промыслами нашей области, народными умельцами, путешествие в прошлое нашего города. В этом нам помогают работники школьных музеев, организуя экскурсии с дошкольниками.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о войне, о своих боевых товарищах, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и 6 Августа (день освобождения п. Томаровки от немецко-фашистских захватчиков, возлагаем с детьми цветы, проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни и т. д.

Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8Марта», «День семьи, любви и верности», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет. Большое значение для детей имеют совместные походы, экскурсии по городу и его окрестностям, посещение концертов, спектаклей, праздников. Участие в народных праздниках, проводимых в ДОУ (рождественские колядки, масленица, день семьи, любви и верности, помощь в изготовлении атрибутов.

Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей большой страны России, со столицей нашей Родины - Москвой, символикой и президентом России.

В ходе этой работы ребенок начинает чувствовать себя сильным, значимым для своей страны, понимать, что может помочь, защитить, сохранить, что он созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному краю
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 09:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному краю» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Волощук (УИ 1951564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД