Янина Курганова
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с людьми родного края
▼ Скачать + Заказать документы
" Воспитание нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с людьми родного края"
На сегодняшний день нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.
Нравственность : это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с людьми родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Патриотизм: это любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить приумножить богатство своей Родины.
Нравственно- патриотическое воспитание : взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытии и формировании в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Мы должны постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
Для реализации работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
2. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
4. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
1. Формирование любви к родному краю (своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу).
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Формирование духовно-нравственных отношений.
4. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
5. Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям.
6. Формирование чувств собственного достоинства как представителя своего народа.
7. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, другим людям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, детям передают взрослые.
В каждом районе, городе, поселке есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Необходимо понимать, что воспитание любви к своей Родине — это сложный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое.
Вывод: Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Из опыта работы:
В своей работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников использовали следующие методы и приемы:
- Проектная деятельность (привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды по теме недели – приносили атрибуты к с – р игре, экспонаты для мини музеев, книги; рисовали с детьми герб семьи, создавали Красную книгу и т. д) Долгосрочный проект в мае – «Книга памяти ВОВ»
(создание музея, рассказ о знаменитых земляках, о подвигах детей, возложение цветов к памятнику врача Михайлова и другое)
- Сюжетно – ролевые игры ( например : Авиастар + земляки летчики)
- Народные игры и дидактические игры (картотеки + самодельные игры)
- Экскурсии в библиотеку, в музеи (где экскурсовод рассказывал о знаменитых людях родного края)
- Видео экскурсии с последующим обсуждением
- Образовательные мероприятия и совместная деятельность с детьми (взаимосвязь работы воспитателя и узких специалистов – рассказ детям о знаменитых композиторах, художниках, спортсменах родного края)
- Чтение художественной литературы, знакомство с творчеством детских писателей
- Конкурс чтецов
- Создание альбома «Известные люди родного края»
- Выставки рисунков
- Создание видеотеки : «Известные земляки родного края»
- Обогощение демонстративного материала
- Организация тематических праздников по творчеству композиторов и поэтов родного края.
Литература:
1 Маханева М. Д. "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". Москва 2009г.
2. Л. Е. Никонова "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Минск "
" Народная Асвета" 1991г.
3. Зеленова Н. Г. " МЫ живем в России" старшая группа. Москва 2016г.