Папки-передвижки

Воспитание патриотизма на занятиях духовно-нравственного цикла

Татьяна Кузьмина
Воспитание патриотизма на занятиях духовно-нравственного цикла

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

В настоящее время патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Публикация «Воспитание патриотизма на занятиях духовно-нравственного цикла» размещена в разделах

• Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

• Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение [2, С. 55].

Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательной работы, поэтому была разработана система работы в ДОУ, которую можно представить себе следующим образом:

• Семья,

• Детский сад

• Мой город

• Родная страна

Цель воспитания : развитие гуманных, духовно - нравственных качеств личности ребенка и воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе воспитательно-образовательного процесса определили для себя следующие задачи:

Задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям [7,С. 98].

Для достижения задач, чтобы занятия были запоминающиеся и интересные, используются различные формы работы с детьми:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Творческие вечера.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально.

Учет возрастных особенностей требует применение игровых приемов, неоднократного обращения к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности, посещение музеев, а также организация музеев в ДОУ.

Привитие чувств духовности, нравственности начинается с младшего возраста. В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Например, цикл занятий «Мамины помощники». Сюда включается составление детьми рассказов о том, как они помогают маме дома, беседы о членах семьи и близких. Совместно с детьми родители делают небольшой проект дома, после чего на аппликации и рисовании дети совместно с воспитателем оформляют стенд «Дом, в котором живут мамины помощники», на конструировании создают постройки своей квартиры. Идет знакомство детей с произведениями художественной литературы и устным народным творчеством, песенками о маме.

В средней группе расширяются знания детей о детском саде, о профессиях о народно – прикладном искусстве, о русской культуре. Ежемесячно в разных разделах учитываются темы по формированию у детей духовно – нравственного и патриотического воспитания. Например, цикл НОД по проекту «Дом Радости», где дети знакомятся с жителями этого дома, их работой. Эти занятия воспитывают уважение к своему детскому саду, к окружающему, развивают навыки труда. Дети учатся с помощью взрослых ухаживать за растительным миром, формируется бережное отношение к природе и всему живому на занятиях, как «Люблю я пышное природы увядание.», «Уход за растениями», «Вода - волшебница».

В старшей группе особое место занимает театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это такие занятия, «Помощники» по сказке «Репка», «Как люди добывали огонь» и др.

В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа.

В старшей группе, реализуя проект «Край родной, навек любимый!», где даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Духовно – нравственное, патриотическое воспитание детей осуществляется через занятия : «Как красива улица, на которой я живу!», «Землю красит солнце, а человека труд», «Познание» - «Знакомство с памятниками города», «День Победы в моей семье», «Животные и рыбы нашего края», «Красавица природа», «Краеведческий музей», «Наш родной город». Итоговое мероприятие проекта является интегрированное занятие совместно с родителями «Родной мой край, навек любимый!» с оформлением выставки «Город старый- Город новый». Проходили совместные занятия под названием «Встречи с интересными людьми». Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю формируют чувства национального достоинства, ответственности и перерастает в любовь и чувство гордости за свою страну. Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Вся работа строится на занятиях познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области и организации творческой деятельности детей: рисование, аппликация ; музыка: «Нас много на шаре земном», «Как жили славяне», «Древняя Русь», Земля – наш общий дом», «Москва – столица моей Родины», «Я гражданин России», “Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице,«Сильны и могучи Защитники Отечества!», «Народные промыслы России», «Русский лес – чудесный лес», «Климатические зоны России», «Красная книга России» [6, С. 722].

Продуктивная деятельность:

Аппликация: «Флаг России» «Город мой родной!» «Красная площадь, стены и башни московского Кремля».

Конструирование: «Кремлевская башня» «Открытка для папы!»

Рисование: «Мы дети одной страны» «Наша Армия родная».

Рисование :«Моя планета Земля», «Солнечная система».

Лепка: «Ракета», «Дымковская лошадка».

Чтение художественной литературы:

Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»

Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»

Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём»», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Музыка:

Слушание: «Пение птиц» Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.

Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:

«По произведениям С. Я. Маршака»

Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.

Экскурсии к ВЕЧНОМУ ОГНЮ в музей боевой славы

Во время занятий используются дидактические игры и упражнения :

«Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная); «Составь флаг», «Составь герб», «В магазине», «Профессии», «Найди дерево», «Собери картинку», «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва» [4, С. 155].

Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка:

• Милосердие

• Доброта

• Любовь

• Коммуникативность

• Терпимость

• Чувство меры

• Отзывчивость

• Справедливость

• Ответственность

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы [5, С. 255].

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А. С. Макаренко

Список литературы

1. Агапова, И. А. Детям о памятных датах и культурных ценностях России / И. А. Агапова. – М. : АРКТИ, 2014. – 424 с.

2. Буре, Роза Социально-нравственное воспитание дошкольников / Роза Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 548 с.

3. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. Я. Ветохина. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 375 c.

4. Ежкова, Нина Сергеевна Приобщение Дошкольников К Ценностям: Теория И Методика. / Ежкова Нина Сергеевна. - Москва: СИНТЕГ, 2010. - 396 c.

5. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - М. : Детство-Пресс, 2015. - 304 c.

6. Микляевой, Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание

дошкольников / Н. В. Микляевой. - М. : Сфера, 2013. - 921 c.

7. Панина, С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников. Конспекты

непосредственно образовательной деятельности / С. М. Панина. - М. : Учитель, 2016. - 152 c.

8. Петрова, В. И. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7

лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 331 c.

9. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические

проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю.

Александрова и др. - М. : Учитель, 2007. - 208 c.

ч

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма на занятиях духовно-нравственного цикла
Опубликовано: 16 мая 2021 в 18:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД