МААМ-картинки

Воспитание толерантности у детей посредством приобщения к национальной культуре

Ирина Степанова
Воспитание толерантности у детей посредством приобщения к национальной культуре

Добрый день уважаемые коллеги, жюри и гости конкурса.

Изучение родного края тема обширная и многогранная. Это не только знакомство с природой, но и с историей, бытом и традицияминародов, населяющих Чембарский край. Тема моего мастер-класса «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к национальной культуре». СЛАЙД 1

Так что же такое толерантность? Как вы считаете? (работа с залом)

Публикация «Воспитание толерантности у детей посредством приобщения к национальной культуре» размещена в разделах

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. СЛАЙД 2

Игра, как мы знаем, является ведущим видом детской деятельности. Ни что так не объединяет детей как совместные игры. А во что же играли в старину малыши? Конечно, в игрушки, изготовленные руками родителей. Народные куклы существуют столько, сколько нации помнят себя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. СЛАЙД 3

В старину создавались три типа кукол: обереги, обрядовые и игровые. Мы остановимся на игровых куклах. СЛАЙД 4

Я приглашаю к столу моих помощников и трёх гостей из зала (входят три педагога в национальных костюмах. На столах разложены материалы для изготовления тряпичных кукол и схемы: татарка, конёк, мордовка, куклак, хороводница, пеленашка). Опираясь на схемы предлагаю вам самостоятельно сделать национальную игровую куклу. (приступают к работе)

Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. СЛАЙД 5 Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.

Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненногоопыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.

В нашем район проживают люди разных национальностей. Самые многочисленные из них: русские, мордва и татары. С давних времен они жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. СЛАЙД 6 Тем самым, обуславливается то, что мордовские, татарские и русские народные игрушки – очень похожи. СЛАЙД 7

Какими бывают игровые куклы? Давайте заглянем в наш волшебный сундучок. СЛАЙД 8

Кукла Кувадка - первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. В связке должно было быть не менее семи кукол кувадок. Такую же роль выполняли и Куклы - Птички

Кукла Зайчик на пальчик - одна из самых первых игровых детских тряпичных кукол. Выбор образа зайца не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии. Специальная форма этой куклы, которая позволяет надевать ее на палец, имеет двойное назначение. Во-первых, так удобно няньке или родителю играть с маленьким ребенком – надел игрушку на палец, и можно сочинять истории и показывать представления. Во-вторых, малыш сам начинает играться с такой куклой, просовывая в нее пальцы и крепко их сжимая, пытаясь удержать. Так развивается хватательный рефлекс, а на его основе формируется мелкая моторика кистей рук, что является делом важным и очень полезным. СЛАЙД 9

Когда дети подрастали, то и образы кукол становились более сложными.

Кукла Барыня - всем своим видом говорит о своем непререкаемом авторитете и власти над домочадцами. Эта игровая тряпичная кукла предназначена для наглядной демонстрации образа большухи – самой главной женщины в семье.

Кукла Девка-Баба (Перевёртыш) - Ее использовали для передачи детям разницы между образами молодой девушки и замужней женщины, для объяснения сути взросления и внешних изменений этого процесса.

Кукла Малышок-голышок - такой старинный пупсик. С ним девочки играли в дочки-матери, нянчили его, баюкали. И, конечно, шили разные одежки, осваивая первые шаги обращения с ниткой и иглой. Ведь в отличие от большинства народных кукол здесь можно снимать-одевать-переодевать малышка, т. к ручки и ножки у него сгибались. СЛАЙД 10

Кукла Куклак/Кулачник - игрушка для мальчиков. Когда на праздниках проводились молодецкие забавы, взрослые устраивали кулачные бои, а малышам делали кукол Кулачников, для возможности поиграть в кулачные бои. Главное условие игры — нужно сбить шапку у своего соперника. Кулачник располагался на палочке, и у него были тяжелые кулачки, если палочку покрутить внизу, то куклак может делать движения вокруг самого себя. Это отличная тренировка пальцев рук и начальное обучение мальчиков приемам борьбы.

Кукла Коняшка - народная тряпичнаяигрушка для мальчиков. Первые кони были из травы, пакли, ниток. СЛАЙД 11

Кукла Хороводница - это обычная игрушка на палочке для девочек, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребенку сразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, девочкадолжна была крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение.

Кукла Стригушка - первая помощь маме, чтобы занять ребенка хоть в поле во время работы, хоть дома во время других занятий. Она скручивалась из пучка травы или соломы.

Кукла Утешница - выслушает все детские горести и печали, успокоит ребенка и отвлечет его. СЛАЙД 12

Традиционная тряпичная кукла безлика. Все народные куклы делались так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. СЛАЙД 13

На сегодняшний день интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Традиционная народная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонности к труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Ну, что уважаемые мастерицы, готовы? (демонстрация готовых изделий). Перед вами по две национальные игровые куклы : татарские выполнены из шерстяных нитей (Конь, татарочка, мордовские сделаны из деревянных палочек и кусочков материи (мордовочка, куклак, русские – из лоскутков пёстрой ткани (хороводница, пеленашка. Кладут игрушки в сундучок).

Предлагаю закончить наш мастер-класс хороводом дружбы (участницам раздаются платочки, а гостям народные музыкальные инструменты).СЛАЙДЫ 14,15,16,17

Спасибо за внимание СЛАЙД 18

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народаРусские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к миру искусства Мы можем смотреть прекрасную картину, любоваться статуей, восхищаться гениальным творением зодчего. Но конечная цель общения с произведениями.

Правовое воспитание в условиях ДОУ, особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре "Правовое воспитание в условиях ДОУ, особенности приобщения дошкольников к нравственно — правовой культуре" Вопросы знания нормативно –.

Мастер-класс «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре» Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Народное искусство как средство приобщения к национальной культуре В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. На сегодняшний.

Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера Организация образовательной деятельности дошкольника через приобщение к культуре народов Севера. Мирон А. А воспитатель МБДОУ «Варьеганский.

Районный семинар «Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской национальной культуре»Районный семинар «Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской национальной культуре» Семинар работников дошкольного образования в п. Тургенево Аткарского района, Саратовской области. 05.03.2019г. в МДОУ-детский сад «Берёзка».

Чтобы не выросли Иванами, родства не помнящими. Воспитание у детей любви к русской национальной культуре Чтобы не выросли «Иванами, родства не помнящими» или воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству,.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “ Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №51 города.

Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду. Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей посредством приобщения к национальной культуре
Опубликовано: 28 июля 2019 в 12:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД