Елена Фёдоровна Бондаренко
«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 комбинированного вида.
Подготовила и провела воспитатель:
Бондаренко Елена Фёдоровна
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе.
Тема. «Вот какой он муравей».
Интеграция образовательных областей :
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Публикация «„Вот какой он — муравей“, Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание. Закреплять у детей об образе жизни муравьёв, устройстве муравейника. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни : распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Оборудование:
Муравейник с муравьями, (изготовленные, детьми с помощью воспитателя); дидактическая игра «Собери муравья»(для каждого ребёнка) схема муравейника, заготовки с контуром муравья, ватные палочки гуашь; ватман с изображением большого муравейника; письмо. Аудиозапись: «Звуки леса»
Ход занятия.
Воспитатель. – Ребята, Нам пришло письмо от нашего друга Лесовика, но вместо письма, здесь только игра «Самые – самые» Поиграем! Вижу, согласны.
Дидактическая игра «Самые-самые»
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард)
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
Воспитатель. - Всё правильно, но странно как-то, обычно наш друг Лесовик пишет большие и познавательные письма, а тут только игра. Да тут ещё, что-то мелким почерком написано: «Кто самый сильный?. Когда дадите правильный ответ, расскажите всё, что вы знаете о нём. Лесовик» Мне кажется, наш Лесовик хочет нас запутать, но я думаю, у него это не получится. Ребята, я всегда думала, что на земле самый сильный - это
Слон или бегемот. Но я ошибалась. Кто же может быть самым сильным на земле, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Загадки про муравьёв :
Сам мал,
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу. (Муравей)
Кто трудолюбивее всех на свете (Муравей)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов. (Муравьи)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
За пнем бугорок, а в нем – городок. (Муравейник)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? (Муравей)
Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты. (Муравейник)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Кто на свете всех сильнее? (Муравей)
Воспитатель. Верно, ребята, самые сильные - это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Воспитатель. - Ребята, расскажи мне – а муравей, кто это?
Дети: - Муравей – это насекомое, обитающее на земле, на деревьях.
Воспитатель. - Правильно, насекомое. А как вы думаете муравьи полезные?
Дети: - Муравьи очень полезные для леса, ведь их называют «санитарами леса». Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается.
Воспитатель: - А где они живут? Кто видел муравейник?
Дети: - Муравьи живут в муравейниках, но не только в них, но и в стволах и на стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов
Воспитатель: - Правильно, ребята! Муравьи в основном живут в муравейниках. Ведь муравьи – великолепные строители! Поэтому муравейник – это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Давайте рассмотрим схему муравейника. А вы, ребята, расскажите, что вы знаете про этот многоэтажный дом.
Дима: - Муравейник имеет покрытие из иголок и веточек, которое защищает жилище от превратностей погоды. Ремонтируется жилище и обновляется рабочими муравьями.
Диана: - В муравейнике есть "Солярий" – это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
Артё м: - Один из входов в муравейник охраняется «солдатами», он также служит вентиляционным каналом.
Олеся: - Это "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Настя: - В муравейнике есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода.
Дима: - Есть у муравьёв и "Хлебный амбар", здесь они хранят зерна.
Олеся: - А это царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
Артё м: - Как и у нас детей у муравьёв есть детские комнаты. Но это комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Настя. – А этот этаж муравьи называют "Коровник", здесь муравьи содержат тлей.
Диана. - У муравьёв есть и "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Проводится физкультминутка «Я весёлый муравей».
Воспитатель: - Правильно, есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. Ребята, давайте расскажем стихотворения, какие вы знаете о муравьях.
Диана.
Есть строитель муравей
Он любитель кирпичей
Лапок много у него
Быстро строит оттого
Только солнышко проснулось
И роса земли коснулась
Он спешит на стройку вновь
Инструмент ему готовь
Муравейник так растёт
И откуда сил берёт
Чудный мастер молодец
Муравейников творец1
Воспитатель. А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали?
Дети: - «Няньки»
Артём.
Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
Что-то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Мелкие песчинки,
Разные крупинки.
Работяги-муравьи
Целый день снуют,
От восхода до зари,
И не устают!
Воспитатель показывает муравейник с муравьями, дети продолжают читать стихотворения
Настя.
Заблудился муравей
Средь травы высокой.
Помоги ему скорей,
Выйти из осоки.
Ждет давно его семья,
Муравьиха плачет.
Муравьята – сыновья,
Тоже слезы прячут.
И вздыхает муравей :
«Где мой муравейник?».
Нет с ним рядом сыновей,
Впереди – репейник.
Муравья – к семье, домой,
Отнеси бедняжку.
И подружатся с тобой
Муравьи – трудяжки.
Олеся.
Вот домик муравья.
К нему подсела я.
Смотрю, а муравьишко
Листок несет в домишко.
И кажется, что он
Шагает под зонтом.
По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам
Рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
Он как солнышка кусочек,
Тоже золотистый очень.
Не смотри, что кроха он,
Он могучий словно слон.
Не боится он труда,
Не ленится никогда.
Воспитатель: - Какие красивые стихотворения про таких маленьких насекомых. Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Пазлы все любите собирать! «Кто быстрее соберёт муравья»
Дидактическое упражнение «Собери муравья в разрезе».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять коробку с перемешанными в ней картинками и предлагает детям собрать их последовательно.
Воспитатель: - Молодцы быстро справились с заданием, за это я вам расскажу рассказ, который придумала я сама. Готовы слушать.
Воспитатель рассказывает детям рассказ о Муравье. «Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти.
Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел.
«Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра.
Но в ответ только: «У-у-у»
Светила ярко луна.
«Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». - Попросил у луны муравей.
Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей : «Не могу, не могу, не могу»
Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте…»
- Хороший рассказ? Но только очень грустный. Давайте попробуем помочь муравью, чтоб у нашего рассказа был хороший конец.
Дети сами придумывают конец рассказа: все муравьи - друзья дружно пошли на поиски муравья и нашли его.
Воспитатель предлагает раскрасить заготовки муравья и его друзей.
Проводится пальчиковая гимнастика «Муравьиная семья».
Дети раскрашивают каждый свою заготовку муравья в технике нетрадиционного рисования (ватными палочками) после того, как все муравьи (друзья) будут раскрашены, каждый ребёнок придумывает ему имя, и вывешивают свои рисунки на ватман, где нарисован большой муравейник, с названием «Дружная семья».