Лучший педагог года

Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе

Наталья Адаева
Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе

Консультация для воспитателей

Современная ситуация в образовательном пространстве постепенно переходит из способа просвещения индивида в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, личности, способной конструировать самого себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Для становления целостной личности ребёнка современный мир выдвигает серьезные требования к профессиональным знаниям педагога. Хороший специалист характеризуется не только наличием диплома, но и содержательной наполненностью педагогических знаний, умений и навыков, особенностями личности, вовлеченностью в педагогическое взаимодействие, умением своевременно и уместно использовать ИКТ в собственной работе и организации воспитательно-образовательного процесса.

Публикация «Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе» размещена в разделах

Для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии и средства воспроизведения информации. Необходимо, чтобы ребёнок принял педагога как яркую неповторимую личность.

Авторы многочисленных педагогических концепций и подходов считают, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, ИКТ. Такие характеристики дадут ему возможность педагогически мыслить и действовать, анализировать педагогические процессы, дифференцировать педагогические ситуации, переживать процесс осмысления и обнаруживать в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится, находить основную педагогическую задачу, проблему и способы ее оптимального решения; выбирать способы реального отражения происходящего посредством ИКТ.

Нельзя сказать, что педагог пребывает исключительно в позиции ведущего, каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника. Профессиональное мастерство приходит уже после полученного практического опыта.

Представление педагогической деятельности как процесса целого, который состоит из ряда других знаний и мастерство педагога, характеризуется как раз возможностью интегрировать эти знания, доводить их до обобщённых умений, что позволит эффективно управлять педагогическим процессом.

Педагогическое мастерство – искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования. Мастерство характеризуется высокой степенью развития умения направлять все виды учебно-воспитательной работы на гармоничное развитие ребёнка, включая его мировоззрение и способности. Оно выражается в компетентном владении педагогом методами и приёмами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности; умением грамотно определять уместность и эффективность использования средства ИКТ.

Именно реализация всех вышеперечисленных профессиональных функций приводит к образованию педагогического мастерства.

Чтобы не терять такие качества, педагог должен постоянно повышать квалификацию и самосовершенствоваться, реализовывать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Такая работа над собой позволит выстроить мостик между педагогом и ребёнком, будет способна вызвать у детей готовность прилагать собственные усилия, разбудит внутреннюю активность, которая впоследствии перейдет в самостоятельность. Еще для развития профессионализма – мастерства педагога, ему потребуется способность видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

Проверить и оценить эффективность педагогического взаимодействия можно, как раз, за счет понятия «педагогическая режиссура». В этом его концептуальное отличие от педагогического мастерства. Проектируя и реализовывая замысел, педагог выступает как драматург, разработчик, «выдумщик» и сценарист, организатор «постановщик» в роли режиссёра и артиста, в то время как мастерство предполагает использование добытых и развитых методов и форм ранее, преобразовав их под конкретную педагогическую ситуацию, сквозь призму своей индивидуальности.

Творчески работающий педагог, с высоким уровнем мастерства, умеет придать вариативность и полифонию образовательной деятельности, внедряя своё или предложенное автором методического пособие, план, используя ИКТ.

Как режиссер, педагог планирует предстоящее общение, выбирая возможные подходы, определяет, что будет говорить он и предполагает возможные ответы детей, а как мастер, приводит задумку до логического и эффективного результата. Поскольку подготовится к предстоящему взаимодействию невозможно на сто процентов, здесь уместным считается тонкое чувствование педагогической линии взаимодействия, что и определяется мастерством педагога.

Педагогическая режиссура – это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом. Можно представить, что педагогическая режиссура - это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса.

Педагогической режиссуре свойственно :

• Профессиональное построение логики взаимодействия участников педагогического процесса;

• Умение строить ценностное отношение к изучаемому объекту;

• Организация нравственного воздействия на воспитанников;

• Выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов деятельности, их компоновка;

• Внутреннее соединение всей палитры красок деятельности, всего спектра специфики отношений.

Мастерство - это проявление внутреннего ресурса педагога, его эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание, средства ИКТ, используемые в процессе обучения и воспитания детей.

Педагогическая режиссура предполагает :

Прогнозирование возможных результатов обучения;

Выделение и правильное формулирование сверхзадачи деятельности;

Педагогически целесообразное структурно-композиционное построение деятельности;

Рациональное распределение времени между этапами деятельности;

Умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника;

Ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них;

Тематическое примерное представление эмоциональной "кривой";

Заготовку "художественных деталей" (образных примеров интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения, средств ИКТ) и другое.

Профессия педагога - это и искусство, и труд, не менее творческий, чем труд режиссёра, но более тяжелый и ответственный. Педагог в гораздо более высокой степени, чем режиссер-постановщик, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом он постоянно находится в режиме обратной связи : ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Педагог - не только профессия, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке путем собственного самосовершенствования и мастерства.

Литература

1. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] – Режим доступа :https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56925;

2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства [Текст] / С. Д. Якушева. – М. : Академия, 2013. – С. 126 – 137.

Публикации по теме:

Доклад для педагогов: «Секреты педагогического мастерства». "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития.

Доклад «Новые возможности использования интерактивных развивающих программ в образовательном процессе» МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан» ДОКЛАД К СЕМИНАРУ «Интерактивные технологии в ДОУ» «Новые возможности использования интерактивных развивающих.

Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства»Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства» 25 января мы все вместе собрались в музыкальном зале, чтобы, наконец-то, подвести итоги нашего конкурса педагогического мастерства "Педагогическая.

Неделя педагогического мастерства. Игра-викторина «Самый умный» Игра-викторина «Самый умный». Неделя педагогического мастерства для воспитателей района. Парий Галина Сергеевна- воспитатель средней группы.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

Сценарий конкурса педагогического мастерства для педагогов «Пуговичное чудо»Сценарий конкурса педагогического мастерства для педагогов «Пуговичное чудо» Положение о смотре – конкурсе творческих работ «Пуговичное чудо» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии.

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» Звучит музыка (гимн детского сада, гости и жюри проходят в зал и рассаживаются. Звучит музыка А. Рыбникова «Усатый нянь» Ведущий: Добрый.

Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя Сообщение «Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя». Слайд 1. Совершенствование качества обучения и.

Справка о Неделе педагогического мастерства СПРАВКА о неделе педагогического мастерства МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103» 2015-2016 учебный год На основании годового.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок»! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется с вами поделиться одним из моих достижений. В январе я приняла участие в конкурсе "Мой лучший урок".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе
Опубликовано: 16 июля 2016 в 12:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД