Папки-передвижки

Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе

Наталья Адаева
Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Современная ситуация в образовательном пространстве постепенно переходит из способа просвещения индивида в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, личности, способной конструировать самого себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Для становления целостной личности ребёнка современный мир выдвигает серьезные требования к профессиональным знаниям педагога. Хороший специалист характеризуется не только наличием диплома, но и содержательной наполненностью педагогических знаний, умений и навыков, особенностями личности, вовлеченностью в педагогическое взаимодействие, умением своевременно и уместно использовать ИКТ в собственной работе и организации воспитательно-образовательного процесса.

Публикация «Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе» размещена в разделах

Для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии и средства воспроизведения информации. Необходимо, чтобы ребёнок принял педагога как яркую неповторимую личность.

Авторы многочисленных педагогических концепций и подходов считают, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, ИКТ. Такие характеристики дадут ему возможность педагогически мыслить и действовать, анализировать педагогические процессы, дифференцировать педагогические ситуации, переживать процесс осмысления и обнаруживать в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится, находить основную педагогическую задачу, проблему и способы ее оптимального решения; выбирать способы реального отражения происходящего посредством ИКТ.

Нельзя сказать, что педагог пребывает исключительно в позиции ведущего, каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника. Профессиональное мастерство приходит уже после полученного практического опыта.

Представление педагогической деятельности как процесса целого, который состоит из ряда других знаний и мастерство педагога, характеризуется как раз возможностью интегрировать эти знания, доводить их до обобщённых умений, что позволит эффективно управлять педагогическим процессом.

Педагогическое мастерство – искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования. Мастерство характеризуется высокой степенью развития умения направлять все виды учебно-воспитательной работы на гармоничное развитие ребёнка, включая его мировоззрение и способности. Оно выражается в компетентном владении педагогом методами и приёмами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности; умением грамотно определять уместность и эффективность использования средства ИКТ.

Именно реализация всех вышеперечисленных профессиональных функций приводит к образованию педагогического мастерства.

Чтобы не терять такие качества, педагог должен постоянно повышать квалификацию и самосовершенствоваться, реализовывать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Такая работа над собой позволит выстроить мостик между педагогом и ребёнком, будет способна вызвать у детей готовность прилагать собственные усилия, разбудит внутреннюю активность, которая впоследствии перейдет в самостоятельность. Еще для развития профессионализма – мастерства педагога, ему потребуется способность видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

Проверить и оценить эффективность педагогического взаимодействия можно, как раз, за счет понятия «педагогическая режиссура». В этом его концептуальное отличие от педагогического мастерства. Проектируя и реализовывая замысел, педагог выступает как драматург, разработчик, «выдумщик» и сценарист, организатор «постановщик» в роли режиссёра и артиста, в то время как мастерство предполагает использование добытых и развитых методов и форм ранее, преобразовав их под конкретную педагогическую ситуацию, сквозь призму своей индивидуальности.

Творчески работающий педагог, с высоким уровнем мастерства, умеет придать вариативность и полифонию образовательной деятельности, внедряя своё или предложенное автором методического пособие, план, используя ИКТ.

Как режиссер, педагог планирует предстоящее общение, выбирая возможные подходы, определяет, что будет говорить он и предполагает возможные ответы детей, а как мастер, приводит задумку до логического и эффективного результата. Поскольку подготовится к предстоящему взаимодействию невозможно на сто процентов, здесь уместным считается тонкое чувствование педагогической линии взаимодействия, что и определяется мастерством педагога.

Педагогическая режиссура – это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом. Можно представить, что педагогическая режиссура - это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса.

Педагогической режиссуре свойственно :

• Профессиональное построение логики взаимодействия участников педагогического процесса;

• Умение строить ценностное отношение к изучаемому объекту;

• Организация нравственного воздействия на воспитанников;

• Выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов деятельности, их компоновка;

• Внутреннее соединение всей палитры красок деятельности, всего спектра специфики отношений.

Мастерство - это проявление внутреннего ресурса педагога, его эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание, средства ИКТ, используемые в процессе обучения и воспитания детей.

Педагогическая режиссура предполагает :

Прогнозирование возможных результатов обучения;

Выделение и правильное формулирование сверхзадачи деятельности;

Педагогически целесообразное структурно-композиционное построение деятельности;

Рациональное распределение времени между этапами деятельности;

Умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника;

Ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них;

Тематическое примерное представление эмоциональной "кривой";

Заготовку "художественных деталей" (образных примеров интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения, средств ИКТ) и другое.

Профессия педагога - это и искусство, и труд, не менее творческий, чем труд режиссёра, но более тяжелый и ответственный. Педагог в гораздо более высокой степени, чем режиссер-постановщик, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом он постоянно находится в режиме обратной связи : ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Педагог - не только профессия, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке путем собственного самосовершенствования и мастерства.

Литература

1. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] – Режим доступа :https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56925;

2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства [Текст] / С. Д. Якушева. – М. : Академия, 2013. – С. 126 – 137.

Публикации по теме:

Доклад для педагогов: «Секреты педагогического мастерства». "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития.

Доклад «Новые возможности использования интерактивных развивающих программ в образовательном процессе» МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан» ДОКЛАД К СЕМИНАРУ «Интерактивные технологии в ДОУ» «Новые возможности использования интерактивных развивающих.

Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства»Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства» 25 января мы все вместе собрались в музыкальном зале, чтобы, наконец-то, подвести итоги нашего конкурса педагогического мастерства "Педагогическая.

Неделя педагогического мастерства. Игра-викторина «Самый умный» Игра-викторина «Самый умный». Неделя педагогического мастерства для воспитателей района. Парий Галина Сергеевна- воспитатель средней группы.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

Сценарий конкурса педагогического мастерства для педагогов «Пуговичное чудо»Сценарий конкурса педагогического мастерства для педагогов «Пуговичное чудо» Положение о смотре – конкурсе творческих работ «Пуговичное чудо» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии.

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» Звучит музыка (гимн детского сада, гости и жюри проходят в зал и рассаживаются. Звучит музыка А. Рыбникова «Усатый нянь» Ведущий: Добрый.

Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя Сообщение «Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя». Слайд 1. Совершенствование качества обучения и.

Справка о Неделе педагогического мастерства СПРАВКА о неделе педагогического мастерства МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103» 2015-2016 учебный год На основании годового.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок»! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется с вами поделиться одним из моих достижений. В январе я приняла участие в конкурсе "Мой лучший урок".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе
Опубликовано: 16 июля 2016 в 12:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Адаева (УИ 220523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД