Наталья Адаева
Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Современная ситуация в образовательном пространстве постепенно переходит из способа просвещения индивида в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, личности, способной конструировать самого себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.
Для становления целостной личности ребёнка современный мир выдвигает серьезные требования к профессиональным знаниям педагога. Хороший специалист характеризуется не только наличием диплома, но и содержательной наполненностью педагогических знаний, умений и навыков, особенностями личности, вовлеченностью в педагогическое взаимодействие, умением своевременно и уместно использовать ИКТ в собственной работе и организации воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Возможности ИКТ в реализации педагогического мастерства и педагогической режиссуры в образовательном процессе» размещена в разделах
Для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии и средства воспроизведения информации. Необходимо, чтобы ребёнок принял педагога как яркую неповторимую личность.
Авторы многочисленных педагогических концепций и подходов считают, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, ИКТ. Такие характеристики дадут ему возможность педагогически мыслить и действовать, анализировать педагогические процессы, дифференцировать педагогические ситуации, переживать процесс осмысления и обнаруживать в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится, находить основную педагогическую задачу, проблему и способы ее оптимального решения; выбирать способы реального отражения происходящего посредством ИКТ.
Нельзя сказать, что педагог пребывает исключительно в позиции ведущего, каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника. Профессиональное мастерство приходит уже после полученного практического опыта.
Представление педагогической деятельности как процесса целого, который состоит из ряда других знаний и мастерство педагога, характеризуется как раз возможностью интегрировать эти знания, доводить их до обобщённых умений, что позволит эффективно управлять педагогическим процессом.
Педагогическое мастерство – искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования. Мастерство характеризуется высокой степенью развития умения направлять все виды учебно-воспитательной работы на гармоничное развитие ребёнка, включая его мировоззрение и способности. Оно выражается в компетентном владении педагогом методами и приёмами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности; умением грамотно определять уместность и эффективность использования средства ИКТ.
Именно реализация всех вышеперечисленных профессиональных функций приводит к образованию педагогического мастерства.
Чтобы не терять такие качества, педагог должен постоянно повышать квалификацию и самосовершенствоваться, реализовывать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Такая работа над собой позволит выстроить мостик между педагогом и ребёнком, будет способна вызвать у детей готовность прилагать собственные усилия, разбудит внутреннюю активность, которая впоследствии перейдет в самостоятельность. Еще для развития профессионализма – мастерства педагога, ему потребуется способность видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.
Проверить и оценить эффективность педагогического взаимодействия можно, как раз, за счет понятия «педагогическая режиссура». В этом его концептуальное отличие от педагогического мастерства. Проектируя и реализовывая замысел, педагог выступает как драматург, разработчик, «выдумщик» и сценарист, организатор «постановщик» в роли режиссёра и артиста, в то время как мастерство предполагает использование добытых и развитых методов и форм ранее, преобразовав их под конкретную педагогическую ситуацию, сквозь призму своей индивидуальности.
Творчески работающий педагог, с высоким уровнем мастерства, умеет придать вариативность и полифонию образовательной деятельности, внедряя своё или предложенное автором методического пособие, план, используя ИКТ.
Как режиссер, педагог планирует предстоящее общение, выбирая возможные подходы, определяет, что будет говорить он и предполагает возможные ответы детей, а как мастер, приводит задумку до логического и эффективного результата. Поскольку подготовится к предстоящему взаимодействию невозможно на сто процентов, здесь уместным считается тонкое чувствование педагогической линии взаимодействия, что и определяется мастерством педагога.
Педагогическая режиссура – это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом. Можно представить, что педагогическая режиссура - это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса.
Педагогической режиссуре свойственно :
• Профессиональное построение логики взаимодействия участников педагогического процесса;
• Умение строить ценностное отношение к изучаемому объекту;
• Организация нравственного воздействия на воспитанников;
• Выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов деятельности, их компоновка;
• Внутреннее соединение всей палитры красок деятельности, всего спектра специфики отношений.
Мастерство - это проявление внутреннего ресурса педагога, его эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание, средства ИКТ, используемые в процессе обучения и воспитания детей.
Педагогическая режиссура предполагает :
Прогнозирование возможных результатов обучения;
Выделение и правильное формулирование сверхзадачи деятельности;
Педагогически целесообразное структурно-композиционное построение деятельности;
Рациональное распределение времени между этапами деятельности;
Умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника;
Ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них;
Тематическое примерное представление эмоциональной "кривой";
Заготовку "художественных деталей" (образных примеров интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения, средств ИКТ) и другое.
Профессия педагога - это и искусство, и труд, не менее творческий, чем труд режиссёра, но более тяжелый и ответственный. Педагог в гораздо более высокой степени, чем режиссер-постановщик, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом он постоянно находится в режиме обратной связи : ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Педагог - не только профессия, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке путем собственного самосовершенствования и мастерства.
Литература
1. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] – Режим доступа :https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56925;
2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства [Текст] / С. Д. Якушева. – М. : Академия, 2013. – С. 126 – 137.