Марина Горбунова
Возможности организации экспериментальной деятельности в мини-музее
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.
Как научить ребенка жить в окружающем его мире?
Как развивать в ребенке качества активного созидателя?
Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?
В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. А это во многом зависит от нас. Путь этот хоть и сложный, но интересный!
Публикация «Возможности организации экспериментальной деятельности в мини-музее» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Мы экспериментальную деятельность проводим используя технологию Н. Дыбиной «Неизведанное рядом». Наши отношения строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В уголке экспериментирования «живет» кукла Почемучка. Она хочет много узнать и всем интересуется, она «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. У нее есть карман для вопросов. Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. А экспериментальная деятельность тесно связана с исследовательской. Об оборудовании мы не будем говорить, оно есть во всех детских садах.
Мы же нашли возможность провести эксперименты не в группе, а в мини-музее. Музей- учреждение, которое занимается собирательством, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и всего окружающего, и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Самым актуальным явилось создание мини-музея мыла, потому что не все дети любят мыть руки с мылом, как сделать этот процесс приятным и полезным. Чтоб детям интерес привить мы
играли в игры :
«Найди по цвету»
Цель: - закреплять знания детей основных цветов и оттенков; - развивать сенсорное восприятие, внимание детей.
Ход
Предложить детям для игры круг с секторами разного цвета. Выбрать ведущего. Он запускает волчок. И на какой цвет укажет волчок, мыло того цвета должен найти игрок среди предложенного.
«Найди и принеси»
Цель: - упражнять детей в умении находить по числу нарисованному на карточке определённое количество мыла; - развивать логическое мышление.
Ход
По показу воспитателя дети находят определённое количество мыла или шампуня.
«Чей пузырь улетит дальше»
Цель:- развивать наблюдательность, внимание детей, умение отслеживать предмет во время его перемещения;
- развивать глазомер детей;
- воспитывать умения радоваться успехам своих товарищей.
Ход
Предложить детям выпустить по одному мыльному пузырю и проследить его полёт. Чей пузырь улетит дальше.
«Подбери слово»
Цель:- учить детей подбирать родственные слова (однокоренные) слова для слов: мыло, чистота, умываться.
Ход
Разделить детей на три команды и предложить детям по цепочке (не обрывая её) придумать однокоренные слова (мыло - мыльница - мыльные -намылить - мылить).
«Разрезные картинки»
Цель: - упражнять детей в умении складывать разрезную картинку из 6 - 8 частей; - развивать логическое мышление, внимание детей.
Ход
Предложить детям сложить несколько разрезных картинок с изображением мыла, шампуня.
«Почему летают мыльные пузыри»
Цель: - развивать знания детей о том, почему летает мыльный пузырь.
Ход
Предложить детям объяснить, почему мыльный пузырь вылетев из трубочки на падает на землю, а продолжает свой полёт.
«Что сначала, что потом»
Цель: упражнять детей в умении определять последовательность действия умывания;
- развивать логическое мышление, память, умение последовательно выполнять алгоритм умывания;
- развивать культурно-гигиенические навыки.
Ход
Рассмотреть с детьми отдельные карточки алгоритма умывания и предложить расположить их в определённой последовательности, чтобы закрепить с детьми умение правильно и аккуратно умываться.
«От чего к чему»
Цель:- расширять знания детей о том, что люди использовали много-много лет назад; - развивать желание детей узнавать что-то новое, интересное;
Ход
Предложить расположить в определённой последовательности
иллюстрации тех предметов, которыми пользовались люди во время умывания.
«Найди такой же»
Цель: - закрепить умения детей находить предметы такой же формы по образцу;
- развивать внимательность;
- расширять словарь детей.
Ход
Ребёнок находит мыло определённой формы по слову (по образцу или по схематическому изображению).
Ставили опыты :
Опыт №1 «Мыло меняет цвет»
Цель: показать на основе каких материалов меняется цвет у мыла.
Ход опыта:
Маленький кусочек хозяйственного мыла положите в пузырёк с тёплой водой, закройте пузырёк пальцем и взболтайте хорошенько. К мыльному раствору добавить несколько капель раствора фенолфталеина. Вода меняет цвет, становится малиновой.
Опыт №2 «Мыло из соды»
Цель: показать процесс изготавливания мыла из соды;
закрепить умение работы с различными материалами.
Ход опыта:
Нагреть в кастрюльке немного воды и сыпать в неё порциями стиральную (кальцинированную)соду, постоянно размешивая. Когда сода перестанет растворяться, получается её раствор. В горячем виде осторожно перелить в небольшую, но обязательно тонкостенную склянку, лучше всего в пробирку. Пипеткой, каплю за каплей, добавлять растительное масло, пока оно не станет растворяться. В склянке образовалось мыло, но в жидком виде. Потом добавить одну-две щепотки соли - и твёрдое мыло всплывёт на поверхности.
Опыт№3 «Как выдувать мыльные пузыри»
Цель: показать как можно сделать мыльные пузыри,
доставить детям удовольствие от игры с мыльными пузырями.
Ход опыта.
В 100г. тёплой дистиллированной или долго кипевшей воды растворить 2 г. тонко настругаемого сухого детского мыла и 10 г. чистого глицерина. После охлаждения к раствору добавить понемногу, крепкого нашатырного спирта, пока раствор не станет прозрачным и не будет сильно пахнуть аммиаком. Затем небольшую стеклянную вороночку, к которой присоединена резиновая трубочка, погрузить раструбом в мыльный раствор. Крупные пузыри хорошо выдувать на блюдце с раствором, смочив им края блюдца.
Опыт№4 «Как мыли волосы в Древней Руси?»
Цель: показать как в Древней Руси женщины, стремясь сохранить мягкость, пушистость и блеск волос пользовались народным рецептом, изготовления щелока.
Ход опыта:
Взять золу, залить кипятком, распарить на водяной бане очень долго получается щёлок. Оставить смесь на сутки, процедить через чистую тряпочку, развести чистой водой, подогреть и можно мыть голову.
Опыт№5 «Грязные и чистые руки»
Цель: научить детей мыть руки, показать алгоритм мытья рук.
Ход опыта:
Помыть грязные руки без мыла. Вытереть полотенцем. А потом грязные руки с мылом. Вытереть полотенцем. Сравнить их. И увидишь что лучше мыть мылом, т. к. одно грязное, а другое чистое. Показать алгоритм мытья рук.
Опыт№6 «Из свечи мыло»
Цель: показать процесс изготавливания мыла из свечи;
учить участвовать в коллективном преобразовании.
Ход опыта:
Взять несколько обломков стеариновой свечи (не парафиновой). Нагреть обломки в тонком стакане, поставленном в очень горячую воду. Когда стеарин расплавится, добавить крепкий раствор стиральной соды. Тут же появится белая масса. Это и есть мыло. Дать ему ещё постоять несколько минут в горячей воде, а затем осторожно вылить в спичечный коробок. Когда масса застынет, получается кусочек мыла.
Загадывали загадки :
1.«Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.»(мыло)
2. «Гладко, душисто, моет чисто.»(мыло)
3. «Руки мыть пошла Людмила
Ей понадобилось (мыло)»,
Заучивали потешки :
Чище мойся,воды не бойся.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь, ушки,
Мойся, шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Мойтесь сразу оба глаза.
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся! Грязь, сдавайся!
Самым главным и интересным был эксперимент «Изготовим мыло своими руками».Дети собрали информацию об истории возникновения мыла, о его видах, свойствах, область применения,потом объединили информацию разных стран, узнали из каких ингредиентов состоит мыло.
Все это способствовало развитию интереса и желание детей изготовить мыло и добавить что-нибудь свое (добавку).
«Варенье для душа»
Цель: использовать знания в пользе мыла для решения познавательной задачи; показать процесс изготавливания мыла ручной работы;
учить участвовать в коллективном преобразовании; закрепить умение работать с различными материалами и инструментами.
Ход опыта:
Натрите кусок мыла на крупной тёрке. Добавьте в стружку 200мл, горячей воды, 3ч. л. персикового масла, 1ч. л. глицерина, по 0,5 ч. л. витаминов А и Е. Нагревайте смесь на водяной бане. Размешивайте её в течение 15-20 мин., чтобы в ней было как можно меньше комочков. Горячая масса должна быть текучей. Взбивайте массу блендером 2-3 мин., чтобы убрать комки. Разлейте мыльную смесь в три разные миски, процедив её через сито, чтобы убрать мелкие комочки. В одну добавить 1ч. л. мелко смолотой сушенной петрушки получится краситель для «яблока» нежно- салатового оттенка. Тщательно перемешать. В другую миску добавить 1ст. л. календулы, получится жёлтый оттенок. В третью миску добавить ромашку и разложить в фигурные формочки для льда и оставьте на 15-20 мин. Получится мыло.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».