Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге

Елена Носкова
Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге

Уважаемые родители, идет учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу. Обычно этот путь проделывается детьми вместе с родителями, ночасто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно – их нарушают. А ведь как гласит народная мудрость, «Ничто не убеждает лучше примера».

Наиболее частыми причинами аварий, особенно с участием детей,являются:

вается в обе стороны;

-детские игры и шалости вблизи проезжей части или на ней;

-невнимательность во время перехода улицы.

Опасные ситуации на дороге возникают по нескольким причинам, самая главная из которых – большое количество машин на улицах. Значит, первое правило безопасности – каждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, – первоисточник этих знаний для детей.

Среди жертв ДТП много детей. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье детей как дань автомобилизации.

Значит, надо уберечь детей от ДТП, научить их безопасному поведению на дороге.

Первым учителем здесь должны стать Вы, родители! Главное – привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.

Проблема обучения детей дошкольного возраста ПДД имеет свои особенности. От Вас, родители, требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Изучение правил – дело нужное, но их отличное знание само по себе не гарантирует детям безопасности на дорогах.

1. Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях.

2. Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации.

3. Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях.

непроизвольно посмотреть в сторону по рассеянности.

-Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты, оно концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют детей больше всего.

-На детей большое влияние оказывают эмоции: радость, испуг, удивление, интерес к чему-то заставляют напрочь забыть об опасности, которой дети может быть подвергнуты.

Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцирующего поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное» чувство: вести себя так же, как и другие.

-Взрослые, подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем, готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще.

-Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать варианты поведения водителя.

дети медленнее и неправильнее принимают решение.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения С. Михалкова «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит» и посмотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД.

В возрасте 4-5 лет лучше всего:

- дать ребенку знание (представление) об общественном транспорте, познакомить с грузовым транспортом;

- дать знание об улице: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;

- рассказать о том, какие дорожные знаки бывают: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;

- познакомить с правилами дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Е. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, смотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД

В возрасте 5-6 лет лучше всего:

- познакомить ребенка с запрещающими и предписывающими знаками;

- провести работу по изучению работы регулировщика;

- работать на формирование у ребенка умения свободно ориентироваться на дороге;

- продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Кирюша попадает в переплёт», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовать сюжетно-ролевые игры на тему правил поведения на улице («Мы идем в магазин», в общественном транспорте («Мы едем, едем, едем») и на дороге в целом («Мы – машинки»).

В возрасте 6-7 лет лучше всего:

- продолжать учить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

- продолжать закреплять правила поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», Н. Кончаловской «Самокат», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовывать сюжетно-ролевые игры на соответствующую тематику, а так же настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

Подготовила педагог-психолог Носкова Е. С.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей в 3–4 года Возрастные особенности детей 3-4 лет Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента.

Опыт работы по изучению с детьми дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге Грасс У. С. На протяжении нескольких лет мною ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и привитию навыков.

Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.

Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Цель: расширение арсенала методов выхода из ситуаций, когда ребёнок.

Возрастные особенности 4–5 лет Уважаемые родители. знаете ли вы, что представляют собой особенности наших детей 4-5 лет? На данном этапе каждый ребенок развивается по-разному.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4–5 лет Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4—5 лет Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом.

Возрастные особенности детей 5–6 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой.

Возрастные особенности детей в 4–5 лет Физическое развитие В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Транспорт
  • ПДД
Автор публикации:
Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге
Опубликовано: 23 января 2018 в 14:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Посткроссинг. Фото отчет «Привет из Рязани». (часть первая)
Посткроссинг. Фото отчет «Привет из Рязани». ( часть первая) Лариса Гацко. Блог. Урожайной осень выдалась, друзья, Щедро наградила наши закрома,...
Фотоотчёт конкурса из природного материала «Осень золотая!»
ОСЕНЬ Дарит осень чудеса, Да ещё какие! Разнаряжены леса. В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей....
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...