Носкова Елена Сергеевна
Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, идет учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу. Обычно этот путь проделывается детьми вместе с родителями, ночасто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно – их нарушают. А ведь как гласит народная мудрость, «Ничто не убеждает лучше примера».
Наиболее частыми причинами аварий, особенно с участием детей, являются:
вается в обе стороны;
-детские игры и шалости вблизи проезжей части или на ней;
Публикация «Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге» размещена в разделах
-невнимательность во время перехода улицы.
Опасные ситуации на дороге возникают по нескольким причинам, самая главная из которых – большое количество машин на улицах. Значит, первое правило безопасности – каждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, – первоисточник этих знаний для детей.
Среди жертв ДТП много детей. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье детей как дань автомобилизации.
Значит, надо уберечь детей от ДТП, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем здесь должны стать Вы, родители! Главное – привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.
Проблема обучения детей дошкольного возраста ПДД имеет свои особенности. От Вас, родители, требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Изучение правил – дело нужное, но их отличное знание само по себе не гарантирует детям безопасности на дорогах.
1. Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях.
2. Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации.
3. Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях.
непроизвольно посмотреть в сторону по рассеянности.
-Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты, оно концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют детей больше всего.
-На детей большое влияние оказывают эмоции: радость, испуг, удивление, интерес к чему-то заставляют напрочь забыть об опасности, которой дети может быть подвергнуты.
Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцирующего поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное» чувство: вести себя так же, как и другие.
-Взрослые, подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем, готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще.
-Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать варианты поведения водителя.
дети медленнее и неправильнее принимают решение.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения С. Михалкова «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит» и посмотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД.
В возрасте 4-5 лет лучше всего :
- дать ребенку знание (представление) об общественном транспорте, познакомить с грузовым транспортом;
- дать знание об улице: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;
- рассказать о том, какие дорожные знаки бывают : сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;
- познакомить с правилами дорожного движения : переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Е. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, смотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД
В возрасте 5-6 лет лучше всего :
- познакомить ребенка с запрещающими и предписывающими знаками;
- провести работу по изучению работы регулировщика;
- работать на формирование у ребенка умения свободно ориентироваться на дороге;
- продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Кирюша попадает в переплёт», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовать сюжетно-ролевые игры на тему правил поведения на улице («Мы идем в магазин», в общественном транспорте («Мы едем, едем, едем») и на дороге в целом («Мы – машинки»).
В возрасте 6-7 лет лучше всего :
- продолжать учить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
- продолжать закреплять правила поведения на улице : ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», Н. Кончаловской «Самокат», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовывать сюжетно-ролевые игры на соответствующую тематику, а так же настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.
Подготовила педагог-психолог Носкова Е. С.