Оксана Косоногова
«Вредные привычки» у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает характер потребности.
Вредные привычки – социально - психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения, регулярно совершаемых человеком и приносящих ему вред; проявления психического и психологического дискомфорта индивида в результате неблагоприятного воздействия микросоциальных, социально-психологических и индивидуально-биологических факторов, мешающих успешной самореализации личности как представителя данного общества и приносящих вред здоровью человека и окружающей его среде. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Публикация «„Вредные привычки“ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Вредные привычки - навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребёнка, его физическом и психическом развитии. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребёнок совершает непроизвольно и которые производят неприятное впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. (Педагогический терминологический словарь).
Когда дети в возрасте до 3 лет начинают регулярно сосать пальцы, теребить волосы, грызть ногти, постоянно трогать половые органы — все это относится именно к вредным привычкам, с которыми родителям так или иначе придется вести борьбу. Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно держит палец во рту, ни в коем случае не нужно ругать его, а уж тем более шлепать по руке.
Такая привычка имеет намного более глубокие психологические причины, чем физические, и для ее успешного искоренения необходимо их отыскать. Чаще всего, сосание пальца и подобные навязчивые привычки приобретаются детьми из-за одиночества. Если ребенка часто оставляют одного, в кроватке или просто в комнате, он может начать испытывать страх: темноты, одиночества, того, что его все покинули. Ведь давно известно, что даже еще в утробе матери ребенок часто сосет собственные пальцы. В простых, доступных действиях, таких, как сосание пальца, или краешка наволочки, или чего-то еще, находящегося рядом, чувствующий себя брошенным малыш просто ищет успокоения и отвлечения от своих страхов. И с течением времени эти действия входят в привычку. И когда родители начинают беспокоиться, заметив повторяющиеся движения или действия ребенка, как правило, бывает уже поздно. Бывает, что родители принимают за вредные привычки нервные тики или навязчивые движения у детей. Проявляться невроз навязчивых движений может по-разному: в виде частых миганий, движений головой (как будто ребенок откидывает челку или разминает шею, шмыгания носом, покашливания, кряхтения и т. д.
В этом случае особенно опасно ругать ребенка из-за «вредной привычки». Наоборот, не стоит заострять внимание малыша на нервном тике. Иногда навязчивые движения у детей проходят самостоятельно при исчезновении провоцирующих факторов и соблюдении режима питания и сна, в других случаях ребенку требуется помощь специалистов. Как бороться с вредными привычками у детей
Во-первых, как уже говорилось, не должно быть агрессии. Любые агрессивные методы (прикрикнуть, ударить, намазать пальцы горчицей и так далее, способны лишь вызвать у малыша психологическую травму, справиться с которой потом будет еще даже сложнее, чем с приобретенными навязчивыми действиями. Если ребенок грызет ногти, постоянно сосет пальцы или язык, значит, необходимо в первую очередь обратить внимание на время перед сном — ведь именно в такие моменты привычка обычно появляется и укореняется. Для того, чтобы у малыша не было тяги к такому «самоуспокоению», желательно общаться с ним ежедневно перед сном хотя бы в течение часа: это могут быть какие-то спокойные игры или совместное чтение книги — главное, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и интересным, видел родительское внимание и чувствовал любовь.
Очень хорошо зарекомендовали себя в качестве комплексных средств в избавлении детей от вредных привычек различные упражнения на тренажерах. Примерное время занятий - четверть часа вечером, перед сном. Самым доступным методом являются прыжки со скакалкой перед сном, которые, кстати, очень активно рекомендуются детскими психотерапевтами в случае приобретения практически всех вредных привычек у детей.
Вторая распространенная проблема — детский онанизм в той или иной степени. Родителей детей до трех лет это вообще не должно беспокоить. Дело в том, что ребенок в этом возрасте как бы «бесполый», и когда он трогает половые органы, для него это означает то же самое, как если бы он потрогал, например, свое ухо или плечо. Ощущения у него от этих прикосновений, скорее всего, различные, но в итоге для самого ребенка осязание своих половых органов - это такое же познание собственного тела, как посмотреться в зеркало или прикоснуться к своей щеке. Однако, как правило, родители, воспитатели и другие взрослые, кто окружает малыша, увидев его руку, находящуюся в штанах, реагируют на это недвусмысленно и агрессивно. Ребенку сначала не понятна разница, затем он начинает прятаться, чтобы иметь возможность трогать себя там, где ему хочется. В итоге это действительно вырастает в проблему, решать которую необходимо, проявляя терпение. Самое главное: следить за здоровьем ребенка - ведь причиной появившегося онанизма могут стать такие элементарные вещи, как запоры или острицы.
Очень полезными оказываются курсы гомеопатии и лекарственных трав, направленных на успокоение нервной системы - но обязательно после консультации с доктором.
Любая вредная привычка ребенка — это следствие какого-то испуга, плохого настроения, чувства собственной ненужности или неполноценности. Соответственно, все, что вызывает позитивное настроение у малыша, устраняет депрессивные настроения, может способствовать избавлению от любых вредных привычек.
Любая возникшая вредная привычка - это повод для родителя обратить внимание на ребенка. Возникновение привычки индивидуально в каждом случае, поэтому следует обратиться к психологу за консультацией.