Папки-передвижки

Выявление и развитие детских талантов и одаренности

Язева Анастасия Сергеевна
Выявление и развитие детских талантов и одаренности
▼ Скачать + Заказать документы

«Ваши дети – это не ваши дети. Они приходят через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам. Вы можете давать им свою любовь, но не мысли, поскольку у них собственные мысли. Вы можете стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными вам.»

Халил Джебран

Ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых. Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.

Публикация «Выявление и развитие детских талантов и одаренности» размещена в разделах

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Так, никто не сможет сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).

Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных особенностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают.

В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.

Каждой сфере способностей соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми возможно определить сферу талантов ребенка.

Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:

§ Наблюдательность;

§ Разносторонняя любознательность;

§ Исключительная память;

§ Легкая обучаемость;

§ Широкий кругозор;

§ Умение хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом, то он:

§ Часто выбирает своим занятием чтение;

§ Использует богатый словарный запас;

§ Подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;

§ Способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;

§ Демонстрирует умение читать.

Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:

§ Проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;

§ Проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;

§ Демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);

§ Выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;

§ Умение развираться в измерении времени (часы, календари) или денег;

Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:

§ Внимание к предметам и явлениям;

§ Проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;

§ Частые вопросы о происхождении или функциях предметов;

§ Проявление большого интереса к естественно-научным опытам и экспериментам.

Дети, которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.

Если у ребенка творческое мышление, то есть он имеет склонности к творчеству, то он:

§ Чрезвычайно пытлив и любознателен;

§ Способен не отвлекаясь заниматься интересующим его делом, работой;

§ Демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);

§ Часто делает все по-своему (независим);

§ Проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;

§ Продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.

Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.

Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и/или к музыке.

В изобразительной деятельности для ребенка характерно:

§ Проявление очень большого интереса к визуальной информации;

§ Проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;

§ Демонстрирование опережающей свой возраст умелости;

§ Осознанное построение композиции картин или рисунков;

§ Отменные композиции, конструкция и цвет работ.

Способный к музыке ребенок:

§ Проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

§ Чутко реагирует на характер и настроение музыки;

§ Легко повторяет короткие ритмические куски;

§ Узнает знакомые мелодии по первым звукам;

§ С удовольствием подпевает.

Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:

§ Легко приспосабливается к новым ситуациям;

§ Предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;

§ В окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

§ Имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

§ С легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

§ Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:

§ Проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

§ Любит движение (бег, прыжки, лазание);

§ Обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

§ Прекрасно удерживает равновесие;

§ Обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом (экстраверт – это тип личности (или поведения, который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих, а другой интровертом (интроверт – это тип личности (или поведения, ориентированный внутрь или на себя). Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов.

Одаренность – это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие способности в одном или нескольких видах деятельности.

Признаки одаренности :

§ Ребенку скучно в школе или детском саду (безучастное поведение в школе или детском саду объясняется именно одаренностью ребенка, в жизни которого присутствует несоответствие способностей и внешней среды для их выражения);

§ Раннее развитие речи.

Одаренные дети – дети, обладающие несколькими видами способностей. Одаренный ребенок может даже не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между взрослым и ребенком нет доверительных отношений. Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.

Если родители относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т. е. не поддерживают словесно, то у него тоже может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте бывает очень трудно, а порой и невозможно.

Условия для развития одаренности – подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться.

Опасны для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир: изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует осмысления.

Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ошибаются те родители, которые пытаются развивать только те из них, которыми сами отлично владеют.

Индивидуальны темпы развития каждого мальчика или девочки. Одни дети растут быстрее и опережают своих ровесников по целому ряду показателей, другие – отстают в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. Это говорит о том, что ребенок – существо удивительно пластичное. Следует отметить, что в нем особенно бурно и плодоносно развиваются те способности, которые замечают и ценят взрослые.

В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность. Когда ребенок становится старше желательно не ограничиваться одной школой. Нужны кружки по искусству или математике, спортивные секции, воскресная школа. Ребенок должен заниматься в них добровольно. И очень хорошо, что в перечисленных заведениях не выставляются оценки, и все дети находятся в равных условиях.

С таких несложных и игровых занятий начинается то, что со временем превратиться в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра – это и есть работа. Дополнительные занятия, здоровые, радостные и обязательно открывающие что-то новое для него, должны стать нормой в семье.

Возрастные особенности креативности Самый интенсивный период развития творческих способностей от 2-х до 5 лет.

По результатам проведенного исследования Торренса, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).

Важнейшая педагогическая задача

Проблема не в том, чтобы дети справлялись с требованиями специальных образовательных программ, а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок!

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

«У колыбели талантов»«У колыбели талантов» В начале марта был объявлен районный конкурс рисунков и литературного творчества"В мире книг" в рамках открытой недели детской и юношеской.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад»Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад» Консультация для педагогов и родителей «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования детский сад – или.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Выставка «Радуга талантов» (фотоотчет)Выставка «Радуга талантов» (фотоотчет) В нашем городе Черемхово целую неделю стартовал Образовательный форум- 2016г., который проводиться уже несколько лет подряд и стал традиционным.

Выступление на «Фестивале талантов 2017»Выступление на «Фестивале талантов 2017» Уважаемые коллеги и гости моей странички! 1 апреля в нашем городе в отремонтированном большом зале Школы искусств состоялось первое крупное.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Автор публикации:
Выявление и развитие детских талантов и одаренности
Опубликовано: 13 сентября 2021 в 10:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выявление и развитие детских талантов и одаренности» (включая файлы) размещена пользователем Язева Анастасия Сергеевна (УИ 1231748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД