Папки-передвижки

Выявление рисков девиантного поведения дошкольников

Марус - Камалеева
Выявление рисков девиантного поведения дошкольников

«Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»

В дошкольный период, происходит «фактический склад личности», понимаемый большинством отечественных психологов как появление у детей 5-7 лет новых качественно иных возможностей поведения. Такие возможности появляются у ребенка в контексте социальной ситуации развития, ведущей деятельности и других видов детских деятельностей.

Публикация «Выявление рисков девиантного поведения дошкольников» размещена в разделах

С другой стороны, в этот возрастной период происходят и процессы индивидуализации. У детей появляются относительно устойчивые индивидуальные особенности поведения, эмоциональных реакций на окружающую действительность, обусловленные не их природными, биологическими свойствами (например, типом нервной системы, а спецификой их социального опыта, взаимодействия с другими.

Поэтому на практике педагог-психолог сталкивается с двумя задачами: оценкой успешности формирования и эффективности функционирования личностных новообразований и выявлением индивидуальных особенностей ребенка. Данные задачи не исключают, а дополняют друг друга, более того, для предупреждения рисков отклоняющего поведения вести учет обоих процессов, определяющих возможности и специфику осознанной регуляции поведения у конкретного ребенка, весьма целесообразно. Но при этом необходимо подчеркнуть, что ставиться и реализовываться такие задачи могут только после 5-ти лет.

Поскольку в дошкольном детстве личностные и индивидуальные особенности только начинают оформляться, то относительно данного возраста корректнее говорить не о «девиантном поведении», а о поведенческих проблемах и работе, направленной на предупреждение возможности появления у детей в более старших возрастах дивиантных форм поведения.

В дошкольном возрасте формируются такие новообразования, как:

- произвольное поведение;

- иерархия соподчиненных мотивов;

- этические представления;

- начальная форма личного сознания;

- социальные эмоции;

- творческое воображение.

Указанные качественные изменения детей и определяют их возможности начиная с 5-ти лет более осознанно и самостоятельно регулировать свое поведение, иными словами, выводят их на личностный уровень поведения и деятельности.

При любых видах психологической работы с поведенческими проблемами дошкольников акцент делается на развитии у них возможности его произвольной регуляции. Произвольное поведение является одной из важнейших характеристик личности и проявляется как:

- способность вести себя независимо от случайных внешних обстоятельств и сиюминутных потребностей и желаний;

- способность к сознательной постановке цели;

- способность самостоятельно контролировать поведение.

Произвольному поведению противопоставляется импульсивное, при котором действия детей часто непредсказуемы и зависят от случайных либо внешних обстоятельств, либо от их эмоций и желаний.

Необходимо понимать, что у детей среднего, а особенно младшего дошкольного возраста импульсивность поведения во многих ситуациях является вполне нормальным явлением. Проблемы в регуляции поведения, наблюдаемые у старших дошкольников, при определенных обстоятельствах могут указывать на риски появления девиантных форм поведения на следующих этапах развития. В качестве основных причин проблем в поведении детей старшего дошкольного возраста можно указать на:

- особенности умственного развития детей, которые затрудняют овладение ими нормами и правилами поведения;

- выраженные эмоциональные проблемы, затрудняющие контроль над действиями и поведением.

В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. В дошкольном возрасте складываются внутренние психические механизмы, участвующие в регуляции поведения, – иерархия соподчиненных мотивов; этические представления; самооценка как начальная форма личного сознания.

Среди этих механизмов в связи с обсуждаемой проблемой представляют наибольший интерес этические представления, которые являются основой произвольного поведения и, как отмечал Д. Б. Эльконин, напрямую участвуют в эмоциональной оценке ребенком своих поступков. Очевидно, что такая «обратная связь» от эмоциональных переживаний влияет на возможности ребенка самостоятельно и последовательно регулировать свое поведение.

Вместе с тем расширение социальных контактов, опыта проживания различных ситуаций, которые имеют место быть у дошкольника, на практике может приводить к формированию у ребенка отчасти стихийных и не всегда одобряемых каким-нибудь взрослым этических представлений. В этих случаях складывается парадоксальная ситуация – ребенок регулирует поведение усвоенными им нормами, но из-за того, что такие нормы не поддерживаются всеми или одним из взрослых, к ребенку начинают предъявлять претензии, чтобы он вел себя «правильно», «как все» и пр.

Поэтому в случаях не вполне корректного поведения ребенка педагога-психолога в первую очередь интересуют следующие показатели:

1. Содержание этических представлений ребенка.

2. Непротиворечивость/противоречивость этических представлений воспитывающих взрослых.

3. Последовательность этических требований воспитывающих взрослых.

Поведение дошкольника характеризуется не только произвольностью, но

и индивидуальной спецификой, отличающей одного ребенка от другого. В настоящее время большинство практических психологов выделяют такие индивидуальные особенности дошкольников, как демонстративность, тревожность и агрессивность.

Несмотря на то, что подобная «классификация» не имеет единого психологического основания и основана на эмпирических наблюдениях, она все-таки позволяет достаточно эффективно анализировать возможные причины проблем и трудностей ребенка, разрабатывать рекомендации относительно их воспитания и взаимодействия с ними.

Демонстративные дет[bТаких детей отличает стремление выделиться, привлечь к себе внимание. Предполагается, что особенности поведения демонстративных детей обусловлены их повышенной потребностью во внимании. Демонстративные люди отличаются от других не столько наличием потребности в признании, сколько упорством, с которым они этого добиваются. Причины стремления выделиться, привлечь к себе внимание могут быть разными, что сказывается на специфике проявления демонстративности в каждом конкретном случае.

Тревожные дети. Формирование тревожности как индивидуальной особенности связывают с повышенной эмоциональной чувствительностью (сензитивностью, которая провоцирует более легкое, нежели у других людей, возникновение состояния тревоги, т. е. эмоционального состояния, возникающего в ситуациях неопределенности и проявляющегося в ожидании неблагоприятного развития событий.

Агрессивные дети. До сих пор среди психологов нет единой точки зрения на понимание агрессивности. Одни авторы полагают, что она является чертой личности, другие же относят ее к поведенческим реакциям, за которыми могут стоять различные причины – от особенностей ситуации до акцентуаций характера (например, как в случае эпилептоидного характера). При этом агрессивность чаще всего определяют как стремление к нанесению физического (физическая агрессия) или психического (вербальная агрессия) вреда другим людям. Возможность применения такого понимания агрессивности к большинству детей дошкольного возраста остается спорной. Весьма часты случаи, когда за агрессивными проявлениями детей стоят воспроизведение образцов поведения одного из родителей, следование их советам «давать сдачу», некоторые дети используют их как средство привлечения внимания, отстаивания своих прав. Вместе с тем можно выделить, по крайней мере, две причины, которые могут приводить к формированию агрессивности как устойчивого способа взаимодействия с другими. Первая из них связана с ограничениями детской активности, направленной на исследование окружающей действительности, запретами использовать определенные предметы (например, ножницы, бытовую технику). В таких случаях ребенок оказывается в ситуации фрустрации, которая рассматривается в качестве одной из главных причин возникновения агрессивных реакций. И чем более активен ребенок, тем чаще он оказывается

в подобных ситуациях, что в свою очередь может привести к формированию у него представлений, что окружающие люди являются помехой для реализации его желаний, которые побудят взаимодействовать с ними в агрессивной манере. Вторая причина возникновения агрессивного поведения связана с тем, что либо из-за нарушенного взаимодействия взрослых с ребенком, либо из-за его тревожности он постоянно испытывает чувство угрозы, опасности, которое провоцирует ребенка на защитные агрессивные реакции. Если у ребенка сформируется устойчивое представление о «враждебности» окружающего мира, то такие реакции становятся опережающими.

При работе с индивидуальными особенностями детей необходимо понимать, что обусловленная ими специфика поведения не всегда имеет неблагоприятные последствия как для самих детей, так и для окружающих. Характер влияния индивидуальных особенностей на поведение детей определяется всем спектром его развития: умственного, эмоционального, волевого и опытом взаимодействия ребенка с другими людьми.

В контексте обсуждения рисков появления у детей девиантных форм поведения среди всех видов индивидуальных особенностей наибольший интерес представляет описанный А. Л. Венгером синдром «негативного самопредъявления», могущий по мере взросления ребенка и без должной психологической помощи перейти в демонстративный нигилизм. Психологической сутью данного синдрома является в той или иной мере осознанное стремление ребенка привлечь необходимое ему внимание посредством нарушения правил, требований, норм.

Независимо от индивидуальных особенностей у дошкольников могут наблюдаться проявления непослушания (негативизма). Такие особенности обусловлены возрастающей самостоятельностью детей, осознанием ими своих желаний, намерений. Наиболее выраженно непослушание может проявляться у детей с тенденциями к агрессивным реакциям. Но не всегда и вовсе не обязательно оно будет проявляться у них в негативных формах. Это обусловлено тем, что у старших дошкольников агрессивные реакции начинают вербализовываться.

И у тревожных, и у демонстративных детей чрезмерное давление также может вызывать реакции непослушания, но, как правило, они носят более пассивный характер: отказ от взаимодействия и общения, демонстративная обида, плач и пр.

В целом, можно сказать, что в дошкольном возрасте чаще встречаются проблемы поведения, связанные с непослушанием детей, нежели проблемы, обусловленные их индивидуальными особенностями. Специфика различных поведенческих проблем отражена в таблице.

Поведенческие Проявление Причины

проблемы

Негативное Нарушение норми Демонстративность

самопредъявление правил как способ ребенка

(вариант привлечения внимания Взрослый обращает

демонстративного типа)

внимание на ребенка

только тогда, когда он

«ведет себя

неправильно»

Непослушание, Нарушение 1. Взрослый

негативизм непосредственных ограничивает ребенка в

требований, просьб самостоятельности,

взрослого как способ возможностях

проявления отношения реализовывать им своих

ребенка к ситуации намерений

И/ИЛИ

2. Чрезмерная

требовательность

взрослого,

формирующая у ребенка

негативное

эмоциональное

отношение к

необходимости

регулировать свое

поведение

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна»Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна» Конспект урока безопасного поведения «Осторожно - волна!» Программное содержание: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения»Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения» Жили-были в Кедровом лесу Малыш Енотик и его мама. Енотик был хорошим, добрым и дружелюбным. Он очень любил играть со своими друзьями, большими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выявление рисков девиантного поведения дошкольников
Опубликовано: 12 августа 2022 в 12:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД