Лучший педагог года

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Юлия Моржукова
Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС формирование основ здорового образа жизни занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Большинство выпускников дошкольных учреждений приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья и это не, потому что с детьми не ведётся работа в ДОУ, а потому, что не все родители заинтересованы в здоровом образе жизни и полагаются только лишь на педагогов, отодвигая на дальний план воспитание и развитие детей, уверяя себя в том, что работы с ребёнком в ДОУ достаточно.

Но как показывает практика, вопросами оздоровления детей должны заниматься не только педагоги, но и родители, так как детский сад и семья —две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь, ценить и укреплять здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные компоненты: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. Также в здоровый образ жизни включается и утренняя гимнастика, так как именно с занятия гимнастикой мы начинаем свой день.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном) :

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

В жизни ребенка наблюдаются несколько критических периодов. К одному из них относится дошкольный возраст. В течение всего дошкольного периода происходит формирование высшей нервной деятельности, нарастание силы и подвижности нервных процессов. Быстрой истощаемостью отличаются нервные процессы. С ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций связано эмоциональное перенапряжение. Именно в этом возрасте не случайно родители и педагоги сталкиваются с такими негативными проявлениями в поведении детей, как повышенная раздражительность, смена настроения, плаксивость, невнимательность при выполнении заданий, психомоторная возбудимость, быстрая утомляемость. У детей могут проявляться следующие реакции: они крутят волосы, ногти грызут, не засыпают длительное время, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).

Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности этого понятия в его сознании. Для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки :

• активное развитие психических процессов;

• появляются положительные изменения в физическом развитии;

• старшие дошкольники самостоятельно владеют навыками самообслуживания, выполняют бытовые поручения, прилагают волевые усилия в проявлении физической активности, для достижения поставленной цели в игре.

На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников :

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Каждый возрастной период определяется своими особенностями, которые необходимо учитывать в работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но еще не могут дать самую элементарную характеристику здоровью. Поэтому никакого отношения к здоровью у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте дошкольники начинают осознавать угрозы здоровью от своих собственных действий (есть мороженое, мочить ноги и т. д., а также со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк).

В старшем дошкольном возрасте, личный опыт детей возрастает, существенно меняется отношение к здоровью. Дети соотносят здоровье с болезнью, но уже отчетливее определяют угрозы здоровью как от собственных действии («нельзя брать еду грязными руками», «нельзя есть грязные фрукты» и пр., так и от проявлений внешней среды. При определенной воспитательной работе понятие «здоровье» дети соотносят с выполнением правил гигиены.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы система физического воспитания, специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни также оказывают подвижные игры Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 августа 2020 в 14:46
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД