Консультация «Взаимодействие детского сада с семьей. Совместная деятельность»

Галина Статив
Консультация «Взаимодействие детского сада с семьей. Совместная деятельность»

«Взаимодействие детского сада с семьей.

Совместная деятельность»

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная работа с родителями дает возможность лучше изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и учитывать их в учебно-воспитательном процессе, расширить сферу участия родителей в жизни дошкольного заведения, выработать единые требования и подходы к развитию ребенка в детском саду и дома, создать атмосферу доверия, взаимопомощи и творчества.

Модель совместной работы дошкольного учреждения и семьи можно представить следующим образом:

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы совместной деятельности. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к образовательной деятельности в детском саду. При подготовке и проведении мероприятий родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Наиболее эффективные и интересные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей:

семейные художественные студии;

семейный театр;

семейный абонемент;

семейная ассамблея;

семейная гостиная;

выставки семейного творчества;

семейные поэтические и литературные конкурсы;

детско-родительские конференции.

Хочу представить Вашему вниманию сценарий детско-родительской конференции «Весенние праздники народов Крыма». В подготовке и проведении конференции активное участие принимали родители детей старшей группы. Без их поддержки и заинтересованности в пропаганде обычаев народов Крыма, в желании воспитать в своих детях толерантное отношение ко всем народам, населяющим полуостров, конференция не состоялась бы.

Идея и методическая разработка сценария: заместитель заведующего по УМР Статив Г. И. Подготовила и провела воспитатель старшей группы Пелевина Н. Л.

Цели:

1. Углублять и расширять знания детей об обычаях, традициях и культуре народов Крыма.

2. Привлекать родителей к совместной деятельности, направленной на формирование культуры межэтнического и межконфессионального общения детей дошкольного возраста.

3. Воспитывать толерантное отношение к народам, проживающим в Крыму.

Ведущий: Приветствуем участников и гостей детско-родительской конференции, тема которой «Весенние праздники народов Крыма».

По плану работы конференции нам предстоит:

- в теоретической части заслушать совместные выступления родителей и детей по теме конференции;

- во второй, практической части, будут работать секции по изготовлению атрибутов к весенним праздникам народов Крыма.

На горный весенний луг, с множеством самых разных цветов похож наш Крым, потому что представители более ста национальностей считают Крым своим домом. У каждого из них своя история пребывания в Крыму, свои верования, обычаи и обряды, свои национальные костюмы, свои песни и легенды. Но объединяет их одно: все хотят мира и дружбы. А еще крымские народы очень любят народные праздники, потому что они отражают важные события в жизни каждого народа.

Особенно богата праздниками весна: вся природа оживает, готовится к обновлению. Вот об этих национальных весенних праздниках нам расскажут представители крымских народов.

Ведущий: Мы приглашаем Наталью Александровну, маму Алисы, которая расскажет нам о татарских праздниках «Наврез» и «Воронья каша»

(Звучит татарская музыка)

Ребенок:

Вот просыпается земля

И одеваются поля!

Весна идет, весна идет

Ликуй и радуйся народ!

И праздник НАВРЕЗ

Встречай у ворот!

Родители: Мы хотим познакомить вас с праздником Наврез - это день всех земледельцев. Он оповещает о начале весны, о начале года. Крымские татары празднуют Наврез с самых давних времен. Давным-давно татар прогнали с родной земли, они долгое время вынуждены были жить в горах, пока кузнец-воин не показал им дорогу домой. Но лежала на их дороге железорудная гора, и лишь полностью расплавив ее, татары вернулись на свою родную землю и обозначили это началом своей новой жизни и нового дня (нав переводиться как новый, а рез как день)

Праздник состоит из нескольких этапов. Проводится старый год, хозяйки приводят в порядок дом, выпекают пироги и печенье по форме напоминающее скрученный рог. Вечером девочки берут букетики подснежников и идут поздравлять всех с весенним праздником, за это получают сладости. Дедушки и бабушки идут на кладбище и прибирают могилки своих усопших близких. Наврез отмечают днем. Давайте посмотрим на картину, где накрыт праздничный стол. На стол обязательно ставят зеркало, а по обе стороны светильники со свечами, число которых соответствует числу членов семьи. На праздничном столе должно быть лакомство сумаляк - солодовая халва. Кроме того на столе должны присутствовать семь яств, название которых начинается с буквы «СИН»: сабзи (пророщенные зерна, себ (яблоко, сир (чеснок, сумах (барбарис, сирко (уксус, сипанд (шпинат, сонджит (маслины).Все верят что новый год подарит радость, здоровье, хороший урожай, благополучие в каждой семье.

Татары считают, что на крыльях весну приносят вороны. Этот праздник - «Карга Боткасы»-воронья каша. Народ собирался на самом возвышенном месте, зажигали костер и варили кашу. Первая порция каши отдавалась земле с пожеланиями всем мира и богатого урожая. Вторая - воде, чтобы вода сохранила живность на земле. Третья - небу, чтобы было много солнечных дней, и вовремя шел дождик, и четвертая - воронам с благодарностью за то, что они принесли весну. Затем каша раздавалась всем присутствующим, все веселились, радовались, играли. Якши! (хорошо).

Считалки на татарском языке

Ведущий: Приглашаем Ирину Юрьевну и ее дочь Катю, которые расскажут об особенностях самого древнего праздника - Песах.

Родители: Песах - этот праздник связан с освобождением от рабства и построением своего собственного государства. Праздник встречают в марте или апреле и длится он семь дней. Единственный хлеб разрешенный в Песах - маца, пресные хлебцы. (показ мацы).Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. Убираются все продукты, в которые входят злаки пшеницы, рожь, ячмень, полба. Эти продукты называются хамец. Когда на вечернем небе появляются первые звезды, глава семьи зажигает свечу и берет в руки перышко, вместе с ребенком обходит весь дом, заглядывая в каждый уголок. Должны быть осмотрены все углы в доме, в поисках крошек хамеца. Это развлечение очень нравится детям.

Ребенок: Мама, а чем отличается ночь перед Песахом от всех других ночей.

Родители: Во все другие ночи мы ни разу не должны обмакивать нашу еду, в эту же ночь обмакивают дважды. Один раз карпас (кусочек лука или вареной картошки) в соленую воду, второй раз марор (горькая зелень-хрен, салат) в харосэп (яблоки, орехи,вино).

Ребенок: Во все другие ночи мы едим хамец (хлеб) или мацу, а в эту ночь только мацу.

Родители: В эту ночь мы едим облокотившись. (Показывает).

Ребенок: Во все другие ночи мы едим всякую зелень, в эту же ночь-горькую зелень.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза - седер (порядок). На стол ставится лучшая посуда, свечи, три больших куска мацы, и специально украшенный кубок для пророка Ильи. Вот какой он праздник Песах—освобождения от рабства.

Родители: Марине Органесовна, мама Айко, расскажет о подготовке к Затику у армянского народа.

(звучит армянская музыка)

Родители (армяне): Мы вас познакомим со страстной неделей (Ават шабат). Уже с понедельника повсюду идет работа. Очищаются дома и дворы, улицы. Вторник- люди загадывают желание. Среда – называется - долой зло. Многие совершают паломничество к святым местам.

Четверг - праведный и свободный от всякого зла. В этот день мужчины сажают деревья. Потому что, посаженные в этот день деревья, хорошо плодоносили. В чистый четверг все старались искупаться до рассвета, очиститься от болезней.

Пятница и суббота проходят в предпраздничном ожидании.

Главным украшением праздника Пасхи (Затик) было «Древо жизни» на которое вешали пасхальные декоративные яйца. Сегодня это дерево заменяют ветки плодовых деревьев. Древние пасхальные традиции предполагали наличие двух соломенных кукол. Женская кукла- бабка Утис - символ хранительницы домашнего очага. Мужская - дед Пас- держал в руках ровно 49 нитей с привязанными на концах камушками. Это был своего рода календарь, ведь деда Паса ставили за 49 дней до Пасхи и каждый день отвязывали по одному камешку. На Пасху готовили чечевичную похлебку и плов с изюмом (это блюдо олицетворяет землю, которую Бог населил людьми).А еще был обычай со всех домов собирать деньги, чтобы на них купить еду и раздать всем нуждающимся.

Ребенок: Мама, а что интересного выпекали детям?

Родители: Это печенье с секретиком. Кому достанется монетка в печенье у того желание сбудется. Расскажи нам, сыночек стихотворение на праздник.

Ребенок: Читает стихотворение на армянском языке.

Ведущий: О магических свойствах вербы и традициях украинского народа расскажет Ольга Михайловна вместе с Кирой.

(звучит украинская музыка)

Родители: Мы рады встрече с вами! Хотим познакомить вас с Вербным воскресеньем. Издавна святым деревом считалась верба. Поскольку на наших землях пальма не распространенное растение. В Вербное воскресенье святят вербовые ветки, и дети наперегонки стараются съесть пару котиков, чтобы горло не болело. А дедушка брал пару веток вербы, шел на огород и высаживал под забором - «Чтобы рослы Богови на славу, а нам на корысть». Потом возвращался домой и бил всех членов семьи по плечам, приговаривая: «нэ я б’ю, лоза б’э, через тыждень Велыкдень, будемо Пасху ковбаску кушать, и иметь Божью ласку. А детям говорили: «Будь большой как верба, а здоров как вода, а багатый как земля»

Ребенок: А веточки прямо волшебные получаются?

Родители: Никто и не забывал о магических свойствах веточек вербы.

- Их нельзя топтать ногами, а можна только сжигать.

- Весной скотину на пастбище выгоняли освященной вербой.

- Если сильный град, на огород бросали веточку, освященной вербы, чтобы сохранить урожай.

- Отваром освященной вербы, лечат от головной боли.

- Толченные листья вербы кладут на раны.

- Ветки вербы входили в состав лечебных отваров, которыми лечили разные болезни.

Вот такие весенние обычаи были у наших предков!

Ребенок: Я знаю о том, что весну нужно зазывать. Эти песенки называются веснянками.

(читает веснянку)

А вже красне сонечко припекло, припекло,

Ясне, щире золото розлило, розлило,

На вулицъ струменъ воркотять, воркотять,

Журавлъ курликають та летят, та летят.

Засинъли пролъски у лъску, у лъску.

Швидко буде земленька вся в вънку, вся в вънку.

Ой, сонечку братечку догоди, догоди,

А ти земле матънко, уроди, уроди!

Пословицы и поговорки о весне

Ведущий: «Праздник праздников» - так называется славянская Пасха. О народных традициях расскажет Ирина Владимировна и Марианна.

(Звучит русская музыка)

Выходят родители с ребенком в национальном костюме, в руках кулич и пасхальные яйца.

Родители: Мы хотим познакомить с «праздником праздников» - Пасхой. В течение всей пасхальной недели звучал колокольный звон. Все принимали гостей, радовались, обменивались пасхальными яйцами. Их, как и сейчас, делали из фарфора, хрусталя, дерева, стекла. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, а дома хозяйки украшали по разному свои пысанки, а также пекли вот такие замечательные куличи или творожные пасхи. В наши дни многие обычаи сохранились. Например, красное яйцо – символ Пасхи. Ему приписывались магические свойства. Освященное в церкви яйцо могло спасти дом от пожара, помогало скотине от разных болезней. Дети верили, что если сохранить яйцо до следующей Пасхи, то оно исполнит любое желание.

Ребенок: Мама, а правда, что на Пасху солнце играет на небе.

Родители: Пасха связана с солнцем. У славян существовало поверье, что один день в году, а именно на Пасху солнце играет на небе. Для этого нужно встать на рассвете, чтобы увидеть это чудо. Были приметы на Пасху небо ясное к хорошему урожаю. На Пасху дождь - добрая рожь.

Дети обращались к солнышку с речевками, закличками, потому что связывали Пасху с весной, с расцветом добрых чувств, с надеждой на будущее счастье. Давай мы с тобой, доченька, позовем весну, ведь праздник придет очень скоро.

Ребенок:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись,

Гори, солнце, ярче-

Лето будет жарче.

А зима – теплее,

А весна - милее.

Весенний хоровод с детьми.

Ведущий: Лариса Викторовна и ее дочь Маша расскажут о греческом празднике Арту.

Родители: Я хочу познакомить вас с праздником «Арту». Его отмечают через неделю после Пасхи. В понедельник с утра в каждой семье пекли специальный хлеб-артос, а маленькие хлебцы - артыче. Все выходили в поле, где росла пшеница и катали артос. Хлеб отличается от артоса тем, что в нем нет запеченных 5 яиц. Все садились в круг и катали хлеб по кругу от одного к другому. При этом наблюдали за тем, как падал хлеб, если головой вверх, то к хорошему урожаю, если низом вверх - к неурожаю. Дети катали маленькие артыче, а потом съедали хлебцы, разламывая на куски, при этом свято верили словам мамы: «Это для твоего здоровья» Вот такой обычай есть у греков. Утром хозяйка дома кормила крошками с артоса курей, чтобы хорошо неслись. А также считали обязательным спросить у соседей «как спали после арту» - хорошо звучало в ответ.

Ребята, правда, замечательный праздник!

Ребенок: Мама, я знаю еще один обычай. Дарить всем вот такие браслеты в первый день весны. С пожеланиями добра и мира.

Ведущий: Сколько интересной информации мы услышали. Вы, наверное, заметили, как похожи между собой праздники разных народов. А сейчас переходим к практической части нашей конференции, изготовлению атрибутов весенних праздников. Мы разделимся на три секции. Каждая группа будет выполнять практическое задание вместе с мамами. А также приглашаются по два гостя на каждую секцию. После выполнения заданий гости должны сделать краткую презентацию работы, выполненной детьми.

Дети делятся на секции. Звучит музыка.

Задания для 1 секции: Греческий веночек.

В день весеннего равноденствия дети водят хороводы, ходят в гости и поют песни о прилете ласточек. Ласточка у греков – символ весны. Вместе с взрослыми дети плетут венки из живых цветов и листьев плюща, кипариса, либо делают различные картонные заготовки, разукрашивают и вешают на дверь. Обязательным атрибутом венка является фигурка ласточки-символа весны. Приступаем к работе. Основа у всех разная и веночки каждый украшает по своему, но не забывайте прикрепить ласточку.

Задания для 2 секции: «Злаковые яйца».

Ребята, все вы знаете, что татары труженики - земледельцы. Поэтому мы будем делать украшение для праздничного стола из злаковых семян. Для того, чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю в специальную посуду сажали пшеничные зерна и поливали их. К празднику появлялись зеленые ростки, а уложенные в нее яйца очень красиво смотрелись. У каждого из вас есть заготовки, вам необходимо украсить их семенами, и положить на праздничное блюдо. Приступайте к работе.

Задания для 3 секции Пасхальные колокольчики.

В старину было очень мало игрушек у детей. На праздник Пасхи везде звенели колокола. Перед тем как идти святить куличи и яйца в церковь, старшие дети делали для младших маленькие колокольчики, чтобы они могли изображать звон. А совсем маленьким детям вешали над кроваткой колокольчик, как погремушку. Колокольчики делали из дерева, керамики, привязывали камушки, палочки. Конечно, они не так звенели как наши колокольчики, но дети радовались подаркам. У каждого из вас есть стаканчик, его необходимо украсить и прикрепить к нему колокольчик, завязать ленту. Задание несложное, если нужна помощь – помогайте друг другу.

Ведущий: Дети работают по секциям, а всех гостей попросим ответить на вопросы анкеты.

Ведущий: Задания по секциям выполнены. Давайте послушаем наших гостей с презентацией работ.

Ведущий: Наша конференция подошла к концу, спасибо вам за участие в работе конференции. Но особенно хочется сказать огромное спасибо родителям, за оказанную помощь.

Подведение итогов. Награждение родителей грамотами за участие в работе конференции.

Публикации по теме:

Эффективность взаимодействия детского сада с семьей Существуют группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее. Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей» Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс, ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОУ с семьей по ФГОС» У родителей и педагогов единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, жизнелюбивыми, активными, общительными,.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность и ее роль в сближении родителей и детского сада» Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное.

Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада» Взаимодействие семьи и детского сада в подготовке утренников и развлечений – залог успешного музыкально-эстетического воспитания дошкольника.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Консультация «Взаимодействие ДОУ с семьей по сохранению и возрождению семейных обычаев и традиций» Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский человеческий опыт.

Программа по взаимодействию детского сада и семьи «Вместе с семьей» «Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие детского сада с семьей. Совместная деятельность»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 19:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Фото отчёт о проведении проекта «Птички — невелички» с детьми старшей группы
Цель: ознакомление детей с миром птиц. Задачи: - расширять словарный запас на тему «Птицы»; - формировать представления о птицах; - развивать речь,...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
НОД по рисованию в средней группе на тему «Осень»
Задачи. Организовать работу детей в уголке творчества , учить выбирать материалы, цвета, техники, средства выразительности в соответствии с замыслом. Учить...