Получи документы

Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий повышения педагогической культуры родителей

Екатерина Требушная
Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий повышения педагогической культуры родителей

Повышение педагогической культуры – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания.

Педагогическая культура родителей отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.

Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий повышения педагогической культуры родителей» размещена в разделах

Работу с семьей мы определили в качестве первоочередной, так как родители наших воспитанников самые важные и ближайшие партнёры. Поэтому мы активно привлекаем родителей в работу по воспитанию детей.

Основными задачами работы с семьей являются :

установить доверительные, партнерские отношения с семьей каждого нашего воспитанника;

объединить усилия в воспитании и развитии детей;

создать атмосферу взаимопонимания между взрослым и ребенком, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

обогатить знания родителей в воспитании детей дошкольного возраста и научить использовать эти умения;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Помощь родителям в воспитании детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

Усиление роли сотворчества детей и взрослых (педагогов, родителей) в воспитании личности ребенка, в конечном результате - повышение качества дополнительного образования детей.

Одна из важных потребностей человека – потребность в эмоциональных отношениях. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями.

Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным «выплеснуть» свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей.

Зависимость детей от настроения, эмоций и физического состояния родителей далеко не лучшим образом сказывается на их здоровье, установках в общении и поведении.

Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, возникла необходимость большее внимание уделить социальному и коммуникативному компонентам повышения педагогической культуры родителей.

Совместная детско-родительская игровая и творческая деятельность - одна из наиболее эффективных форм работы с родителями, помогающая решить данную задачу.

К любому, даже к самому небольшому мероприятию с родителями мы тщательно и серьезно готовимся. Подбираем то, что интересно будет и взрослым, и детям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому перед началом работы мы проанализировали социальный состав родителей, их настрой и ожидание от пребывания ребенка в детском саду. Провели анкетирования, личные бесед на эту тему помогли правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Выявили интересы, потребности, запросы родителей, установили эмоциональный контакт между субъектами образовательного процесса.

Познакомили родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями.

Мы решили создать детско-родительский клуб «Веснушки», в который мы включили следующие формы работы с родителями :

клуб выходного дня;

совместные мастер-классы, практикумы;

совместные праздники, развлечения;

Походы, экскурсии

Одной из эффективных форм работы, являются мастер-классы.

Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом.

Каждый мастер–класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные.

В нашей группе на протяжении 2021-2023 года мы осуществляем совместную деятельность с детьми и родителями через проведение мастер–классов. Чтобы привлечь родителей, мы к каждому мастер-классу изготавливали приглашения, где стараемся отразить тематику предстоящей встречи. Каждый мастер-класс соответствует тематическим неделям либо предстоящим праздникам в детском саду. Перед мастер-классом одной из семей давалось задание на дом. Им необходимо было найти интересную информацию по теме, подготовить практическую часть. Родители знакомили других родителей и нас в том числе со своими замыслами и идеями о том, чем мы будем заниматься на мастер-классе. Родители с детьми не останавливались на том, что изготовили в саду на мастер-классе, а продолжали свою работу дома, а затем делились своими успехами! В процессе проведения мастер–классов для нас было важным, заинтересовать родителей, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата.

Конструктивной формой взаимодействия ДОУ с семьёй является совместное проведение детских праздников. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определённые умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но и танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Сущность праздника – разорвать паутину обыденности, внести в жизнь яркие впечатления, новые эмоции. Праздник ценен своим переживанием, которое можно разделить: с родителями, с другом, с любимым воспитателем. Сила и полнота переживаний во многом зависит от активности участников. Это относится не только к детям, но и их родителям.

Изначально праздник существовал как коллективное действо, нацеленное на порождение общего переживания. Малыши переживают «начало» своей личной истории, а родители – радость общения с собственным ребёнком, гордость за его успехи. Без праздника детская жизнь немыслима. Праздники важны для взрослых, но ещё более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, а в том, что ребёнок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости и веселья, игры. Праздники являются школой чувств ребёнка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни».

Мы предложили родителям поставить спектакль по сказке «Муха Цокотуха». В процессе работы родители проявили смекалку и фантазию, участвовали в составлении сценария, подготовки костюмов и атрибутов для театра.

Так же одной из эффективных форм являются совместные физкультурные праздники (досуги) с родителями и детьми. Такие мероприятия позволяют с пользой провести свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

Совместные походы и экскурсии еще одна форма работы с родителями и детьми. В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда.

Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятия вне детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. Совместные экскурсии педагога и родителей, родителей и детей, подружили семьи, сплотили коллектив детей.

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

интеграции – объединение всех участников образовательного процесса. Взрослые являются помощниками, соратниками и все принимают участие в воспитательно-образовательном процессе в детском саду;

открытости детского сада для семьи – каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как «живёт» и развивается его ребёнок;

активности и свободы самовыражения взрослого и ребёнка, постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции;

симпатии и участия – каждый ребёнок чувствует себя в полной безопасности; взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников;

сотворчества – участие в совместной со взрослыми деятельности, сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.

Таким образом, систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимых знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.

Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, стали чаще интересоваться жизнью группы, эмоционально поддерживают своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно принимают участие в подготовке к праздникам и развлечениям, изготавливая нужные атрибуты, при этом привлекают ребенка в совместную деятельность дома, активно участвуют в мероприятиях ДОУ, выступают инициаторами проведения каких-либо мероприятий, делятся опытом в воспитании и развитии детей с другими родителями.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволяет нам решить те задачи, которые мы перед собой ставим. Работа продолжается.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Опыты как одно из условий ФЭМП дошкольниковОпыты как одно из условий ФЭМП дошкольников «ОПЫТЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Опыт – это преобразование.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий повышения педагогической культуры родителей
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 13:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД