Людмила Сапожникова
«Взаимодействие с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить условия для развития сенсомоторных способностей детей раннего возраста.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию координации движения кистей рук;
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;
Публикация «„Взаимодействие с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. В связи с этим актуальность проблемы использования активных форм работы с родителями для развития сенсорных способностей детей очевидна для всех.
Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.
Вследствие этого сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных действий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения.
Из общения с родителями, я сделала вывод, многие обеспокоены тем, что сами не могут расширять и обогащать сенсорный опыт своих детей, не знают с чего начинать и как к этому подступиться. Все слышали о пользе развития моторики руки, но что это такое и зачем её надо развивать родители не могут дать ответа. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей.
Покупая игры для развития своих детей, родители, прежде ориентируются на: ценовую политику, что выбрал ребенок, красивое оформление, просто подарили, нравится самим родителям, и не обращают внимание на возрастные рамки.
Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения работы с родителями на данную тему.
Уже на первом родительском собрании я познакомила родителей с возрастными особенностями развития детей
В результате анализа анкеты я выяснила, что 80% родителей не имеют представление о сенсорном развитии и воспитании ребенка. Но все родители отметили, что считают важной данную тему и готовы посещать творческие мастерские по этой теме.
Планируя воспитательно-образовательную работу по развитию сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, руководствовалась методическими рекомендациями А. А. Венгера, Е. Г. Пилюгиной «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Сотниковой В. «Самые маленькие в детском саду», перспективным планированием «Игры с песком и водой», «Пальчиковый массаж», серией пальчиковых игр Бардышевой Т. Ю., Агаян Г. Г. «Для самых маленьких от 2 до 4 лет» и другие. В группе создана такая предметно-развивающая среда, которая способствует сенсомоторному развитию детей. Имеется множество коррекционно-развивающих игр для формирования представлений о величине, форме, цвете. Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен и т. д.
Огромное значение имеют пальчиковые тренинги – такие как: пальчиковый массаж, игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использованием природного материала (песка) и бытового материала (карандашей, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность.
Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательности, используют мозаику, конструкторы различных размеров. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие.
Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются :
- Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии.
- Привлечение родителей к совместному участию воспитательнообразовательного процесса.
- Оказание помощи родителей в формировании современной предметноразвивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности детей в группе.
С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьей. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи. Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.
При работе с родителями затруднения исходят от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью. Мы задумались, как направить деятельность родителей и педагогов в интересах их детей, как сделать ее успешной. Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет нам активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. Мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей раннего возраста. Для родителей оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проводятся родительские собрания и консультации. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.