Малышева Александра Юрьевна
Прект «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт
педагогического проекта
Образовательная область: «Физическая культура»
Тема:
«Взаимосвязь процессов физического воспитания
и развития речи детей дошкольного возраста»
Тип проекта: Долгосрочный (октябрь-апрель)
Возраст детей : 1,5-7 лет
Участники проекта: инструктор по физической культуре Малышева А. Ю.
Актуальность:
Публикация «Прект „Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил актуальность данного проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».
Проблема (гипотеза) :
Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.
Цель:
Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.
2. Разработать план–проект развития связной речи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.
4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).
5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность, физкультурных НОДов с участием родителей.
Формы работы с родителями:
Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
Анализ ресурсов:
Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Картотека «Игровых зарядок».
Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
Формы речевой работы с детьми:
N Виды Пример Цель использования, в каких случаях используется
1 Считалки Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»
Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего
2 Слова–заклички в подвижных играх Игра «Совушка – сова»
«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»
Игра «Два Мороза»
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.
3 Стихи на спортивную тематику Стихотворение «Канатоходец»
«В час прогулки по канату
Я уверенность храню.
Свой мешочек (он не вата,
Ни за что не уроню». Используются при выполнении ОРУ и основных движений
4 Спортивные термины Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.
Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.
Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов
5 Обговаривание правил игры Вопросы педагога:
- «Знаете ли вы такую игру?»;
- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;
- «Объясни всем правила игры». Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности
6 Игровые зарядки Ходьба:
«Жил на свете пес лохматый,
Очень важный был.
Ранним утром спозаранку
Прогуляться выходил» Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса
7 Речевые приемы Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»
«Дровосек рубит дрова, ух!»
Повороты: «Часики, тик-так» и др. Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников
8 Различные виды расчета при построении «На 1,2 – рассчитайсь!»,
«По – порядку рассчитайсь!» Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников
9 Стихи и песни тематического содержания Песни:
Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»
Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.
Стихи:
В. Волина «Лыжи»
Т. Волгина «Саночки» и др. Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах
10 Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ Голицина Н. С., Шумова И. М.
«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. Развитие памяти, внимания, речи.
Мотивация к занятим физической культурой.
11 Ритмическая и пальчиковая гимнастика Ритмическая гимнастика:
Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк»
Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»
Пальчиковая гимнастика:
«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».
Развитие ритма и мелкой моторики рук
12 Упражнения на развитие мелкой моторики Эстафеты:
«Звуковая поляна», «Волк и заяц».
Игры с мячом:
«Хватайка», «Горячая картошка»» Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции
13 Дыхательная гимнастика «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.