Лариса Шерстнёва
Игра — сфера жизни детей. Эффективность целостного педагогического процесса — показатель педагогического мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
«Эффективность целостного педагогического процесса- показатель педагогического мастерства»
тема: «Игра – сфера жизни детей»
Цель: рассмотрение своеобразия игры, как активной познавательно- развивающей деятельности детей и подходы к проектированию деятельности педагога, направленное на развитие игры.
Задачи:
*раскрыть сущность игры и её роль в развитии личности ребёнка;
*охарактеризовать структурные элементы игры;
Публикация «Игра — сфера жизни детей, Эффективность целостного педагогического процесса — показатель педагогического мастерства» размещена в разделах
*проанализировать позиции взрослого в организации и руководстве играми детей разного возраста;
*формировать умение проектировать взаимодействие с детьми в процессе игровой деятельности, оценивать и анализировать её результаты;
* учить организовывать развивающую среду и предметное оснащение игр, активизировать детей на игровую деятельность.
В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание максимальных условий для раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужит игра-важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Я считаю сегодня просто необходимо сделать игру союзником в образовательных учреждениях для учащихся всех возрастов. Любая игра, используемая в рамках образовательного процесса, требует дополнительных педагогических усилий, определённого педагогического мастерства. Необходимо профессиональное осмысление игры, формирование у педагогов целостного представления игры, игровой деятельности, понимания универсальности игровых приёмов. Их вне предметности, создание условий для использования её богатейшего потенциала. Игру принято рассматривать, как педагогическую форму, как систему и как деятельность-эмоциональный настрой.
Игры не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их активности к плодотворной работе на занятиях.
Диагностическая функция побуждает к созданию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности.
Релаксационная функция используется для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.
Компетентностная функция даёт возможность ограниченного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.
Коммуникативная функция игры является широким фактором общения.
Функция самореализации – проверка накопленного опыта.
Социокультурная функция – социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности.
Терапевтические функции - коррекция нравственных взаимоотношений, одобрение и неодобрение ребёнка, преодоление разных трудностей с окружающими, обучение.
Игра многогранна : она деятельность и отдых, познание и развлечение, импровизация и тренинг. Эти полярные признаки существуют в игре одновременно.
Разнообразные виды игр я применяю на занятиях по нетрадиционному рисованию в творческом объединении «Семицветик» это:
- пальчиковые игры;
- словесные игры;
- игровой самомассаж;
- дидактические игры;
- подвижные игры.
Пальчиковая гимнастика - игры пальчиками в двигательных и образных действиях превращает учебный процесс в увлекательную игру обогащает внутренний мир ребёнка, оказывает положительные действия на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. Мной было разработано методическое пособие «Пальчиковые игры» в помощь педагогам.
Также на занятиях я применяю игровой самомассаж-это поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно –игровой форме.
Дети любят играть в дидактические игры такие как: «Найди тёплые- холодные цвета», «Радуга», «На что похоже?», «Дорисуй» и т. д.
На занятиях обучающиеся очень любят играть в подвижные игры такие как «У оленя дом большой», «Иголочка и нитка», «Космонавты», и т. д. ;
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму. Облегчает процесс запоминания и освоения программы, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Играя дети познают себя и окружающий мир. Игра-это важный и неоценимый фактор в жизни каждого ребёнка не только в свободное время, но и в процессе занятий.