МААМ-картинки

«Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»

Наталья Базаева
«Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными и эффективными для своей работы.

Публикация «„Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.

Концептуальность. Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.

Теоретическая база опыта. Методическая направленность данной игровой методики базируется на идеях Карла Орфа, Золтона Кодая, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, на использовании авторских методик В. Емельянова, опыта работы музыкальных педагогов-новаторов В. Жилина, Т. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. Коэн. В методический комплекс были включены упражнения для формирования речевого пения, разработанные американским педагогом С. Риггзом, а так же игровые приемы для развития вокальной импровизации.

Ведущая педагогическая идея. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь чётко, внятно, с любовью и настроением, естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Оптимальность и эффективность средств. Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

Результативность опыта. Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства. Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления, сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.

На базе работы вокального кружка, организованного в ДОУ, была проведена диагностика детей 5-6 лет. Диагностирование осуществлялось в 2 этапа: начало и конец учебного года (промежуточная диагностика - по необходимости). В процессе исследования проверялись: музыкальный слух, память, чувство ритма. Результаты приведены в диаграмме:

В конце эксперимента было проведено дополнительное диагностическое исследование. Параметрами диагностирования по разделу «пение» для детей старшего дошкольного возраста послужили:

1. эмоциональное исполнение песни;

2. придумывание движения для обыгрывания песни;

3. сочинение попевок;

4. проявление желания солировать;

5. узнавание песни по любому фрагменту.

Полученные результаты сравнивались с исходными. Цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые педагог считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, принимают участие в городских мероприятиях, поют дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

— Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

1) формирование и развитие певческой интонации;

2) песенное творчество;

3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательнИнновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 23:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Базаева (УИ 223953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД