Экология взаимоотношений взрослых и детей

Римма Душенькина
Экология взаимоотношений взрослых и детей

Ключевые слова: кризис современного детства, значение стиля общения с детьми, правила взаимодействия с детьми по Ю. Б. Гиппенрейтер. Краткая аннотация. В статье автор говорит об использовании новых форм взаимодействия с детьми. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).(2,с. 6)

Современный мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодняшнее поколение это-поколение цифровых технологий: эрудированное, любознательное, развитое не по годам. Но! Общение детей, от самого рождения, с различными гаджетами накладывает отпечаток на их психику. Появляются серьёзные проблемы со здоровьем, часто встречается задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивность, различные речевые нарушения и т. п. Ценностные ориентиры современного мира часто оказывают разрушительное влияние на семью. Сегодня появились социально-скрытые неблагополучные семьи, где только внешне всё хорошо. Из-за растущей материальной и социальной неудовлетворённости взрослых, возникло понятие «социально скрытые сироты», когда родители имеются, но они на заработках в другом городе. На детей, так же отрицательно влияет неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неумение родителей решать конфликтные ситуации. Современные педагоги все чаще говорят о кризисе традиционного детства, при котором взрослые не в состоянии выполнить одну из главных своих миссий – передать детям опыт прошлых поколений. Более того, родители и педагоги стали стремительно терять свой авторитет и средства воздействия на детей. Взять, к примеру, рядовое занятие в детском саду - сделать всё запланированное удаётся не всегда. Один ребенок «встал не с той ноги», другой медлительный, третий гиперактивный и т. п. Вот тут равновесие и теряется, срабатывают автоматические реакции: раздражение, нетерпение, вылетают слова критики в адрес «неугодных», тон повышается. Вряд ли такое занятие станет плодотворным. А что унесёт с такого занятия каждый ребенок? Какой социальный опыт получит? Как же быть? В сложившейся ситуации, общение с детьми требует новых знаний и умений. Пришлось думать и искать, как подобрать ключики к маленьким непоседам, как повернуть их, бьющую ключом, энергию в нужное русло, и как получать результат и радость от общения с детьми? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности и сохранения здоровья. Они приводят сравнение с пищей и делают вывод, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу. (1,с. 5) Несколько лет назад мне пришлось заниматься на психологических родительских курсах, где изучалась новая система воспитания, нацеленная на гармонизацию отношений в семье. Программа курсов оказалась очень интересной и полезной. Основывалась она на книге известного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», где шаг за шагом автор знакомит, как строить благоприятные отношения с ребенком. Ее книги – это готовые учебники для любящих родителей и педагогов. Некоторые рекомендации я попробовала использовать на своих занятиях. Ведь детский сад является вторым домом ребенка, а значит, как и семья, педагоги тоже должны выстраивать доброжелательные отношения со своими воспитанниками. Вот правила, которые на мой взгляд, можно и нужно применять в работе с дошколятами. Правило 1. Для активизации детей во время организационных моментов (когда убирают игрушки, переодеваются или переходят к другому виду деятельности). Детей нужно ограничивать во времени. Начать счет, например до «10», объявить соревнование «кто первый?» или подбодрить: «А, вот, Юра первым услышал мою просьбу и выполнил ее». Правило 2. Когда вопрос касается послушания (точнее – непослушания) и дисциплины. Психологи предлагают: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое». Для этого нужно придумать фрагменты занятий, которые будут создавать зону радости (любимые игры детей, сюрпризные моменты) и проводить их регулярно,чтобы дети ждали их и знали,что они наступят обязательно,если они не сделают чего-то очень плохого. (1,с. 171) У меня на этот случай сформирована подборка увлекательных музыкальных игр. Правило 3. О чувствах взрослых. Как с ними быть? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. (1,с. 111) Например:1)МНЕ трудно говорить, когда шумно. 2)Меня огорчает, когда дети небрежно выполняют задание. Заметьте, эти предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Психологи эти высказывания называют «Я - сообщениями», которые позволяют выразить негативные чувства в не обидной для ребенка форме. А не «Почему ты шумишь?» или «Ну что ты не стараешься?».Здесь чувствуется выпад,обвинение и критика,на которые ребенок ответит обидой,защитой или дерзостью. Правило 4. В образовательном процессе, когда дети чему-либо учатся, они делают ошибки. А давайте вспомним, как мы реагируем? С психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому, который учится что-либо делать сам, нелепы. Как же научить, если не указывать на ошибки? Указывать на них нужно, но с особенной осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку, а замечание всегда надо делать на фоне общего одобрения. (1. с. 22)1)Саша, ты хорошо знаешь слова песни,вот и пой громче, чтобы все услышали. 2)Посмотрите, ребята, как легко танцует Марина. А не «Саша, ну почему так тихо поешь!» «Ребята, зачем вы так топаете!». Ребенку важно не только освоить умение и потренировать способность учиться, но важен и эмоциональный след от образовательной ситуации, и след на отношениях со взрослым. Получалось не сразу. Пришлось трудиться, ломать свои привычки, стирать автоматические реакции. Правила я старалась применять не только в работе с детьми, но и в общении с коллегами и близкими. Реже стали возникать конфликтные ситуации, а если и случались, то благополучно разрешались. Приятно было наблюдать детей – они действительно реагировали, исправлялись, подтягивались, старались. Нервозность и раздражение отступили, на занятиях воцарилась благоприятная атмосфера, а главная награда - это счастливые улыбки ребят, и наше общее желание общаться вновь и вновь. Данная методика будет работать лучше, если её поддержат все участники воспитательного процесса: и педагоги, и родители. Для этого, в образовательном учреждении хорошо организовать курсы и проработать все необходимые приемы на тренингах. Тогда, осознав всю ответственность за то, какое детство проживут дети, педагоги и родители смогут иначе общаться с ними: будут понимать и принимать их, научатся их слышать, быть с ними вместе, мудро разрешать тупиковые ситуации. А дети обретут бережную заботу и разумную любовь взрослых.

Литературные источники: 1. Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком Как!-М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВК,2010,- 238(2)с.:ил.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

Публикации по теме:

Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР – д\с «Золотой ключик» г. Зернограда «Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста».

Лэпбук «Экология» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Экология» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! В продолжение разговора об экологическом воспитании дошкольников хочу вам показать ещё один лэпбук, который так и называется.

Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его.

Инновационный опыт «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие,.

Использование сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возрастаИспользование сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста Конспект театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Дедушкин пирог». Предлагаю вашему вниманию.

Календарный план недели «Экология» для группы детей с ОНР с 16 по 20 июля 2018 г. 3 неделя: Тема: Экология Задачи: Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять и систематизировать.

Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску»Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Фотоотчет «Победительница конкурса «Земля — наш дом: экология в рисунках детей»Фотоотчет «Победительница конкурса «Земля — наш дом: экология в рисунках детей» "Земля - наш дом: экология в рисунках детей". Пять воспитанников «Детского сада №3 «Светлячок» вместе с родителями и воспитателями приняли.

Родительское собрание в детском саду «Экология общения детей и родителей» Экология общения родителей с детьми Цель : Содействие развитию отношений партнёрства и сотрудничества между детьми и родителями. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Пожарная безопасность
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экология взаимоотношений взрослых и детей
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 21:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет о проведении осенней выставки в детском саду
Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Подготовили:Ожева Н. Н, ПрилепкоЕ. А( Младшая группа. Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки...
Фотозарисовки с музея-заповедника Херсонеса Таврического
Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку. Город-герой Севастополь бережно хранит свою богатейшую историю и отличается своим неповторимым...
Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...