Нина Чайковская
Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста
Многие дети имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме. У них проявляются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях, которые способствуют повышению нервно-психического напряжения, невозможностью контролировать и регулировать свои эмоции и чувства.
Публикация «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть своими эмоциями снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений, очень актуальна и важна.
Самыми распространенными нарушениями эмоциональной сферы являются тревожность и агрессивность. Ребенок постоянно меняется и меняет свое отношение ко всему, что происходит вокруг него. Он старается научиться общаться с окружающими, учится не показывать всех своих эмоций, уметь их сдерживать. Для того чтобы помочь ребенку снизить агрессию, тревожность, или уметь контролировать свои эмоции, помогут тренинговые упражнения.
Комплекс предлагаемых тренинговых упражнений направлен на помощь детям дошкольного возраста с нарушениями в эмоциональной сфере. Назначение: психологическая коррекция у ребенка эмоциональных нарушений : тревожности, страха, агрессии.
Основная цель комплекса упражнений - создание условий для коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Снижать нервно-психическое напряжение.
2. Развивать у ребенка умение владеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, распознавать эмоции и чувства окружающих.
3. Формировать навыки контроля и регулирования своих эмоций и чувств.
Формы организации: групповые и индивидуальные занятия.
Принципы реализации комплекса:
1. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
2. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.
3. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком.
4. Принцип индивидуализации и дифференциации.
5. Принцип партнерского общения.
6. Принцип объективизации поведения.
При проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности, страха у дошкольников необходимо помнить, что такие проблемы не решаются быстро, потребуется определенное количество времени и терпения. Педагог не ставит задачу за несколько дней сделать из ребенка «мастера общения». Нужна упорная и длительная работа над собой.
Тренинговые упражнения проводят в различном формате. Упражнения можно проводить по одному, а можно комплектовать пары, руководствуясь целями занятия. При планировании занятий, а также в процессе проведения упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование детей перед его выполнением, остановка и обсуждение результатов. Педагогу нужно предоставить возможность каждому ребенку проявить свои умения и возможности, не оставлять никого без внимания. Добровольность участия – необходимое профессионально-этическое требование. Поэтому педагог должен доступно объяснить цель работы и ее формы и сформировать у дошкольников мотивацию к этой деятельности.
При выборе упражнения для каждого этапа занятия по коррекции конкретного эмоционального нарушения важно учитывать
• что должно произойти в результате его проведения: изменится эмоциональное состояние группы как целого; изменится эмоциональное состояние каждого из участников группы в отдельности; в большей степени изменится эмоциональное состояние кого-то одного из участников; будет получен материал для последующей работы в содержательном плане;
• на каком этапе находится группа: чем она дружнее, чем непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.
• состав группы: пол, возраст, преобладающие эмоциональные нарушения, а также физические данные.
• время проведения: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот, проблем, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать каждого из группы; сконцентрировать внимание, интеллектуальную активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, которые помогут снять напряженность, усталость, создадут условия для эмоциональной разрядки. Приступать к выполнению упражнения только тогда, когда педагог убедится, что все дети его поняли.
Некоторые упражнения требуют обсуждения. Характер обсуждения может меняться в зависимости от того, как проходит упражнение. Педагог, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, есть ли у участников трудности, какой характер они носят, как изменяется состояние участников, что удается детям, а что не получается.