Наталья Завгородская
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Юные экологи спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе.
Тема: «Юные экологи спешат на помощь».
Завгородская Наталья Викторовна, воспитатель
МДОУ «ДС №8 «Золотая рыбка»
Цель: закрепление знаний детей о живой и неживой природе.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе „Юные экологи спешат на помощь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- учить умение делать выводы и умозаключения; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- формировать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;
- обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность;
- активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы).
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к природе.
Интегрируемые области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Оборудование: Проектор, ноутбук, экран, мольберт, карточки, иллюстрации, пять контейнеров с надписью того материала, который нужно в них бросать (стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы, карточки с изображением «мусора».
Ход занятия:
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг. (природа) .
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе) .
- Да, нас окружает природа.
- Какая бывает природа? (живая и неживая).
- Что относится к живой природе? (ответы детей)
- Что относится к неживой природе? (ответы детей)
- Есть одно такое интересное слово : ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.
- А кто же такие экологи? (Это учёные, которые изучают природу, защищают её).
Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.
- Ребята, отгадайте загадку.
Реки, горы и поля, ох огромная Земля. Но на нем вся поместилась,В шарик меньше превратилась. Ты его крути, верти, точку мира в миг найди (глобус).
Воспитатель показывает глобус.
- Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.
- Какой формы Земля? (Шар)
- Какой основной цвет нашей планеты? (Голубой)
- А что он обозначает? (большая часть планеты занята морями и океанами).
- Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают? (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).
- Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»? (На ней обитают люди, животные, рыбы, насекомые, растения).
- Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле. А что необходимо для нашего существования на планете, вам помогут вспомнить загадки.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
(Солнце)
-Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Я и твердой быть могу!
(Вода)
- Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
- Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать? (Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может).
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле).
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
- Мы сегодня поговорим о природе. А чтобы нам не было скучно, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Физкультминутка «Мы – шоферы».
Программа «Умники и умницы».
-Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
-Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко.
Игра «Кто правильно назовёт?»
Я вам покажу знаки, а вы объясните, что он обозначают.
-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух
- Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
Не ловить бабочек, он красивы как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
-Не разорять муравейники- они убирают все нечистоты под землю. Поэтому в лесу всегда чисто и свежо.
- Молодцы ребята, правильно знаки назвали.
Программа «Детская лаборатория».
- Сейчас мы с вами приступим к исследованиям.
Эксперимент №1. «Почувствуй воздух». (выполняют 3 ребенка)
- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).
- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.
- Что вы чувствуете? (Ответы детей).
Эксперимент №2. «Поймаем воздух» опыт с полиэтиленовым пакетом. (выполняют 3 ребенка)
- Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему? (в нем нет воздуха)
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Эксперимент №3. «Имеет ли воздух запах?».
- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
- Ребята, мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.
- Воздух не имеет: запаха, вкуса, цвета, формы; он есть везде. И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
Программа «В мире животных».
-Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.
-Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания) .
-А чем отличаются растения? (цветом, формой, местом произрастания) .
-Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники) .
-А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, желтый круг - пустыня и степи, красный круг – теплые страны) .
(Дети должны доказать правильность своих действий) .
-Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).
- Ребята нам пришло срочное сообщение с другой планеты.
- Что это за надпись? (Ответы детей).
- Это сигнал бедствия, просьба о помощи! Что же случилось, давайте посмотрим.
Письмо:
– "Уважаемые жители планета Земля. Вас приветствуют жители планеты "Грин". Она очень похожа на вашу родную землю. Умоляем, помогите! Наша планета погибает!"
- Ребята, нам нужно срочно отправиться на планету Грин и помочь ее обитателям.
Дети кружатся вокруг себя.
- Ребята, мы прибыли на планету Грин. Давайте рассмотрим ее внимательно.
- Ребята посмотрите, какой ужас. Что же случилось? (Загрязнена почва, воздух, вода).
- Как вы думаете, из-за чего загрязнён воздух? (фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым).
- Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают на растениях, почве и вредят им.
- Как же защитить воздух от загрязнения? (На заводах и фабриках надо построить специальные фильтры (очистительные сооружения, нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух).
- Правильно. Тогда воздух будет чистым и нам с вами будет легче дышать.
- Расскажите, что случилось с водоёмом? Каким он стал? (В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья).
- Как же защитить водоёмы от загрязнения? (Строить очистительные сооружения).
- Ребята, а вы знаете, как работают очистительные фильтры для воды?
Проводится опыт «Очистка воды».
- Мне сейчас будет помогать Полина. Нам надо два стакана. В один стакан мы положим комочек земли и перемешаем. Что стало с водой? (Вода стала мутной, она помутнела).
- Но её можно очистить. В качестве фильтра мы используем марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Она стала чистой.
Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
- Посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит? (Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому).
- Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?
(стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы).
- Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать. Я предлагаю научить жителей планеты Грин сортировать мусор. Научим?
Подвижно-дидактическая игра «Сортировка мусора».
Воспитатель выставляет мусорные баки для раздельного сбора мусора. Детям предлагаются картинки «мусора». Они должны распределить «мусор» по бакам.
- Ребята, благодаря вашей помощи, мы помогли спасти планету Грин от экологической катастрофы! Но, чтобы вновь не случилась беда, жителям планеты нужно запомнить правила о том, как можно обращаться с природой, а как нельзя.
- Планета стала чистой как раньше. Трава позеленела, водоём вновь обрёл жителей, а небо снова стало ясным и синим.
- Ребята, а с нашей планетой может произойти такое же бедствие? (Да, может, если не выполнять правила обращения с природой).
- Все люди должны беречь и охранять планету, на которой живут, ведь все мы являемся частью природы.
- Ребята, а ведь именно этому и учит наука ЭКОЛОГИЯ.
Письмо:
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли нам своими советами и навели порядок на нашей планете. Теперь мы видим, что вы настоящие защитники природы -Юные экологии. Высылаем вам в благодарность от нас медали. До новых встреч!
Жители планеты Грин»
- Ребята, сегодня вы отлично справились с поставленными задачами и, я думаю, еще не раз сможете прийти на помощь природе и на своей планете!
- Вот эти медали, которые нам отправили жители с планеты Грин. Но что то с ними не так. (ответы детей).
Дети садятся за столы и раскрашивают медали.
Рефлексия.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Где это вам пригодится?
- Какие трудности испытали?