Валентина Мехоношина
Дидактическая игра по развитию речи «Здесь живут звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»
для детей дошкольного возраста
«Здесь живут звуки»
воспитатель
В. С. Мехоношина
Игра основана на материале из книги «Научи меня слышать» Н. А. Лукиной, предназначена для детей от 3 до 6 лет, может использоваться в индивидуальной и групповой работе, на речевых занятиях, занятиях по ознакомлению с окружающим миром, при организации совместной и самостоятельной игровой деятельности. Материал в картинках подобран таким образом, что на основе данной игры кроме речевых задач можно решать задачи сенсорного характера, поисково-исследовательской деятельности.
Публикация «Дидактическая игра по развитию речи „Здесь живут звуки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2016
Кроме того, данную игру можно использовать как диагностический материал по ОО «Познавательное развитие» : ФЭМП (количество и счет до 10, старший возраст); познавательно-исследовательская деятельность (сенсорное развитие, цвет младший возраст); ознакомление с миром природы (формирование у детей понятий о живых и неживых объектах природы, средний возраст).
Цели:
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование элементарных математических представлений.
Приоритетная образовательная область, реализуемая через дидактическую игру :
«Речевое развитие». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов, познавательных действий по формированию элементарных математических представлений, ознакомление с природой, обогащение сенсорного опыта в играх с дидактическим материалом.
«Социально-коммуникативное развитие». Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к образованию.
Задачи ОО «Развитие речи» :
Дидактическая :
- развивать фонематический слух, учить выделять звуки (гласные, согласные) в начале слова;
-знакомить с условными обозначениями гласных, твердых и мягких согласных звуков (красный, синий, зеленый цвет);
Речевая:
-формировать у детей суждения ( например: картинка утка начинается на гласный звук [у], помещу на дерево с красными листьями, т. к. гласные звуки мы обозначаем красным цветом).
Развивающая :
- развивать любознательность, умение делать выводы;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-развивать доказательную речь.
Воспитательная:
-воспитывать умение играть в игру с правилами, проявлять терпение, стремление доиграть до конца.
Игровая задача для детей:
-выиграй, не соверши ошибку, подбери правильно картинку и заполни листья деревьев (дерева).
Область «Познавательное развитие»
-закреплять у детей знания цветовых эталонов, соотносить их с маркером;
- способствовать развитию познавательных интересов по экологическому воспитанию, (обобщать знания детей о живой и неживой природе);
-закреплять знания цифр;
-упражнять в порядковом счете.
Область «Социальная коммуникация»
-учить детей вступать в диалог, участвовать в обсуждении учебно-игровых задач, взаимодействовать во время игры со взрослыми и сверстниками.
I вариант (старший возраст)
Правила игры.
Организационные. Игра проводится за столом. Играют 1-3 игрока, ведущий.
Дисциплинарные. Смотри внимательно на карточку, если тебе подходит, заберешь. Выиграет тот, кто правильно соберет картинки и закроет все листочки на дереве.
Игровые действия.
1. Мотивация. Ведущий раздает каждому игроку карту с деревом. «Ребята, перед вами лежат три карты, с красными, синими и зелеными листьями (две карты, с красными листьями и синими для детей ср. возраста). Кто правильно и до конца соберет картинки на дерево, закроет листочки, тот и выиграет». Маленькие карточки лежат в центре стола картинками вниз.
2. .Ход игры.
Ведущий. «У меня утюг, подходит мне, потому что слово «утюг» начинается на гласный звук [у], обозначаем его красным цветом, а у меня дерево с красными листьями». Ведущий берет вторую картинку, например: «сом». «У меня сом, он мне не подходит, кому он подходит?» Ребенок. «Мне подходит, слово «сом» начинается на звук [с]. Звук [с] твердый, согласный, обозначим его синим цветом. У меня дерево с синими листочками». Ведущий «У меня «лев», он мне не подходит, кому подходит?» Ребенок «Мне подходит, слово «лев» начинается на звук [л’], он мягкий, согласный, обозначим его зеленым цветом. У меня дерево с зелеными листочками».
Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся карточки.
Обобщение игры. В конце игры ведущий задает обобщающий вопрос: «Ребята, на какие звуки начинаются слова : осы, арбуз, обруч, утка?» Дети «на гласные». «Почему?» «При произнесении звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград». Аналогично дети выстраивают цепочку суждений, анализируя согласные звуки.
Завершаем игру похвалой «Мы правильно собрали, поэтому выиграли».
Материал: три карточки формата А4с деревьями, на них листья разного цвета (красные, зеленые, синие). Каждый листок на дереве промаркирован цифрой от 1 до 9. Маленькие карточки 27 штук, по 9 карточек на каждое дерево:
-(осы, арбуз, обруч, утка, аист, утюг, ухо, иголка, обезьяна);
-(бант, кот, дом, гриб, замок, жук, сом, мак, слон);
-(береза, дельфин, вишня, петух, лягушка, телефон, месяц, лев, земляника).
Результат:
Для детей
-дети выиграли, правильно собрали и закрыли листья деревьев;
-приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом и взрослым, умение слушать товарища;
Для воспитателя
-дети правильно определяют звук в начале слова и дают ему характеристику;
-умеют правильно выносить суждения;
-раскладывают картинки в соответствии с маркерами звуков.
• Игру можно усложнить, внести изменения в игровые правила, направленные на решение задач по формированию элементарных математических представлений.
Игровые действия. В предыдущие правила добавим: раскладываем картинки в соответствии с цифрами по порядку, не пропуская ни одной.
Обобщение игры. После того, как первый игрок закрыл все листочки на дереве, ведущий задает вопрос «Сколько листочков ты закрыл?» У второго игрока «Сколько ты закрыл?» «Кто больше? На сколько?».
II вариант (старший возраст)
Материал. Две карты (деревья с красными и синими листьями). Картинки, где слова начинаются и заканчиваются на гласные звуки.
Картинки, где слова начинаются и заканчиваются на твердые согласные звуки.
Правила игры.
Организационные. Игра проводится за столом. Играют 1-2 игрока, ведущий.
Дисциплинарные. Смотри внимательно на карточку, если тебе подходит, заберешь. Выиграет тот, кто правильно соберет картинки и закроет все листочки на дереве.
Игровые действия. Выбери и размести на дерево с красными листьями те картинки, где слова начинаются и заканчиваются гласными звуками (утка, осы, иголка, обезьяна, ухо). На дерево с синими листочками картинки, слова которых начинаются и заканчиваются на согласные звуки (замок, жук, сом, мак, слон).
III вариант
Игровые действия. Скажите ребенку: «Пришла весна, и на деревьях распустились листочки, но не простые, а разноцветные: на первом дереве листики красные, а на втором - синие. К этим листикам надо подобрать картинки».
1 вариант. Покажите ребенку все картинки и попросите его выбрать те из них, в названии которых гласные звуки [A], [У], [О], [И] стоят в начале слова, и разложить их на красные листики первого дерева.
2 вариант. Покажите ребенку все картинки и попросите его выбрать те, в названии которых согласные звуки [П], [Т], [К], [М] стоят в конце слова, и разложить их на синие листики второго дерева.
3 вариант. Покажите ребенку все картинки и попросите его разложить их на оба дерева. На дерево с красными листиками – картинки с изображением животных и растении, в названии которых гласные звуки стоят в начале слова, на дерево с синими листиками – картинки с изображением животных и растений, в названии которых согласные звуки находятся в конце слова. Так могут играть и двое детей.
IV вариант (младший возраст)
Цель: Закрепить знания основных цветов. Обучить выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
Материал. Три карты с деревьями, расположенными на них листьями разных цветов. Маленькие карточки с изображением различных предметов (количество карточек варьируется от количества играющих 1-3 человека)
Правила игры.
Организационные. Игра проводится за столом. Играют 1-3 игрока, ведущий.
Дисциплинарные. Смотри внимательно на карточку, если тебе подходит, заберешь. Выиграет тот, кто правильно соберет картинки и закроет все листочки на дереве.
Игровые действия. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их, затем достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». У кого есть такая же картинка, получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.
Обобщение игры. Какого цвета листочки твоего дерева? (Красные). Какие картинки ты подобрал? Ребенок называет картинки (например, стул). Почему выбрал стул? Потому, что он красный.
Результат.
Для детей. Выиграл, закрыл карту. Молодец!
Для воспитателя. Дети соотносят цвет картинки с маркером, отвлекаясь от других признаков предметов. Учатся отвечать на вопросы воспитателя.
V вариант (средний возраст)
Цель. Формировать у детей понятие о живых и неживых объектах природы и об их значении для человека; расширять знания о предметном окружении.
Материал. Две карты (деревья с зелеными и синими листьями, маленькие карточки.
Правила игры. Прежние.
Игровые действия. Перед началом игры следует побеседовать с детьми о признаках живых и неживых объектов и договориться, что живые предметы будем обозначать зеленым цветом, не живые – синим. После беседы игроки могут самостоятельно выбирать и раскладывать картинки на карты. Воспитатель наблюдает и координирует действия детей.
Обобщение игры. Почему выбрал эту картинку?
Результат.
Для детей. Выбрал правильно. Закрыл всю карту. Молодец!
Для воспитателя. Дети проявили творчество, самостоятельность, любознательность, активность; правильно называют признаки живых объектов.
МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»
Дидактическая игра по развитию речи
для детей дошкольного возраста
«Здесь живут звуки»
воспитатель
В. С. Мехоношина
Игра основана на материале из книги «Научи меня слышать» Н. А. Лукиной, предназначена для детей от 3 до 6 лет, может использоваться в индивидуальной и групповой работе, на речевых занятиях, занятиях по ознакомлению с окружающим миром, при организации совместной и самостоятельной игровой деятельности. Материал в картинках подобран таким образом, что на основе данной игры кроме речевых задач можно решать задачи сенсорного характера, поисково-исследовательской деятельности.
Кроме того, данную игру можно использовать как диагностический материал по ОО «Познавательное развитие» : ФЭМП (количество и счет до 10, старший возраст); познавательно-исследовательская деятельность (сенсорное развитие, цвет младший возраст); ознакомление с миром природы (формирование у детей понятий о живых и неживых объектах природы, средний возраст).
Цели:
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование элементарных математических представлений.
Приоритетная образовательная область, реализуемая через дидактическую игру :
«Речевое развитие». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов, познавательных действий по формированию элементарных математических представлений, ознакомление с природой, обогащение сенсорного опыта в играх с дидактическим материалом.
«Социально-коммуникативное развитие». Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к образованию.
Задачи ОО «Развитие речи» :
Дидактическая :
- развивать фонематический слух, учить выделять звуки (гласные, согласные) в начале слова;
-знакомить с условными обозначениями гласных, твердых и мягких согласных звуков (красный, синий, зеленый цвет);
Речевая:
-формировать у детей суждения ( например: картинка утка начинается на гласный звук [у], помещу на дерево с красными листьями, т. к. гласные звуки мы обозначаем красным цветом).
Развивающая :
- развивать любознательность, умение делать выводы;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-развивать доказательную речь.
Воспитательная:
-воспитывать умение играть в игру с правилами, проявлять терпение, стремление доиграть до конца.
Игровая задача для детей:
-выиграй, не соверши ошибку, подбери правильно картинку и заполни листья деревьев (дерева).
Область «Познавательное развитие»
-закреплять у детей знания цветовых эталонов, соотносить их с маркером;
- способствовать развитию познавательных интересов по экологическому воспитанию, (обобщать знания детей о живой и неживой природе);
-закреплять знания цифр;
-упражнять в порядковом счете.
Область «Социальная коммуникация»
-учить детей вступать в диалог, участвовать в обсуждении учебно-игровых задач, взаимодействовать во время игры со взрослыми и сверстниками.
I вариант (старший возраст)
Правила игры.
Организационные. Игра проводится за столом. Играют 1-3 игрока, ведущий.
Дисциплинарные. Смотри внимательно на карточку, если тебе подходит, заберешь. Выиграет тот, кто правильно соберет картинки и закроет все листочки на дереве.
Игровые действия.
1. Мотивация. Ведущий раздает каждому игроку карту с деревом. «Ребята, перед вами лежат три карты, с красными, синими и зелеными листьями (две карты, с красными листьями и синими для детей ср. возраста). Кто правильно и до конца соберет картинки на дерево, закроет листочки, тот и выиграет». Маленькие карточки лежат в центре стола картинками вниз.
2. .Ход игры.
Ведущий. «У меня утюг, подходит мне, потому что слово «утюг» начинается на гласный звук [у], обозначаем его красным цветом, а у меня дерево с красными листьями». Ведущий берет вторую картинку, например: «сом». «У меня сом, он мне не подходит, кому он подходит?» Ребенок. «Мне подходит, слово «сом» начинается на звук [с]. Звук [с] твердый, согласный, обозначим его синим цветом. У меня дерево с синими листочками». Ведущий «У меня «лев», он мне не подходит, кому подходит?» Ребенок «Мне подходит, слово «лев» начинается на звук [л’], он мягкий, согласный, обозначим его зеленым цветом. У меня дерево с зелеными листочками».
Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся карточки.
Обобщение игры. В конце игры ведущий задает обобщающий вопрос: «Ребята, на какие звуки начинаются слова : осы, арбуз, обруч, утка?» Дети «на гласные». «Почему?» «При произнесении звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград». Аналогично дети выстраивают цепочку суждений, анализируя согласные звуки.
Завершаем игру похвалой «Мы правильно собрали, поэтому выиграли».
Материал: три карточки формата А4с деревьями, на них листья разного цвета (красные, зеленые, синие). Каждый листок на дереве промаркирован цифрой от 1 до 9. Маленькие карточки 27 штук, по 9 карточек на каждое дерево:
-(осы, арбуз, обруч, утка, аист, утюг, ухо, иголка, обезьяна);
-(бант, кот, дом, гриб, замок, жук, сом, мак, слон);
-(береза, дельфин, вишня, петух, лягушка, телефон, месяц, лев, земляника).
Результат:
Для детей
-дети выиграли, правильно собрали и закрыли листья деревьев;
-приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом и взрослым, умение слушать товарища;
Для воспитателя
-дети правильно определяют звук в начале слова и дают ему характеристику;
-умеют правильно выносить суждения;
-раскладывают картинки в соответствии с маркерами звуков.
• Игру можно усложнить, внести изменения в игровые правила, направленные на решение задач по формированию элементарных математических представлений.
Игровые действия. В предыдущие правила добавим: раскладываем картинки в соответствии с цифрами по порядку, не пропуская ни одной.
Обобщение игры. После того, как первый игрок закрыл все листочки на дереве, ведущий задает вопрос «Сколько листочков ты закрыл?» У второго игрока «Сколько ты закрыл?» «Кто больше? На сколько?».
II вариант (старший возраст)
Материал. Две карты (деревья с красными и синими листьями). Картинки, где слова начинаются и заканчиваются на гласные звуки.
Картинки, где слова начинаются и заканчиваются на твердые согласные звуки.
Правила игры.
Организационные. Игра проводится за столом. Играют 1-2 игрока, ведущий.
Дисциплинарные. Смотри внимательно на карточку, если тебе подходит, заберешь. Выиграет тот, кто правильно соберет картинки и закроет все листочки на дереве.
Игровые действия. Выбери и размести на дерево с красными листьями те картинки, где слова начинаются и заканчиваются гласными звуками (утка, осы, иголка, обезьяна, ухо). На дерево с синими листочками картинки, слова которых начинаются и заканчиваются на согласные звуки (замок, жук, сом, мак, слон).
III вариант
Игровые действия. Скажите ребенку: «Пришла весна, и на деревьях распустились листочки, но не простые, а разноцветные: на первом дереве листики красные, а на втором - синие. К этим листикам надо подобрать картинки».
1 вариант. Покажите ребенку все картинки и попросите его выбрать те из них, в названии которых гласные звуки [A], [У], [О], [И] стоят в начале слова, и разложить их на красные листики первого дерева.
2 вариант. Покажите ребенку все картинки и попросите его выбрать те, в названии которых согласные звуки [П], [Т], [К], [М] стоят в конце слова, и разложить их на синие листики второго дерева.
3 вариант. Покажите ребенку все картинки и попросите его разложить их на оба дерева. На дерево с красными листиками – картинки с изображением животных и растении, в названии которых гласные звуки стоят в начале слова, на дерево с синими листиками – картинки с изображением животных и растений, в названии которых согласные звуки находятся в конце слова. Так могут играть и двое детей.
IV вариант (младший возраст)
Цель: Закрепить знания основных цветов. Обучить выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
Материал. Три карты с деревьями, расположенными на них листьями разных цветов. Маленькие карточки с изображением различных предметов (количество карточек варьируется от количества играющих 1-3 человека)
Правила игры.
Организационные. Игра проводится за столом. Играют 1-3 игрока, ведущий.
Дисциплинарные. Смотри внимательно на карточку, если тебе подходит, заберешь. Выиграет тот, кто правильно соберет картинки и закроет все листочки на дереве.
Игровые действия. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их, затем достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». У кого есть такая же картинка, получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.
Обобщение игры. Какого цвета листочки твоего дерева? (Красные). Какие картинки ты подобрал? Ребенок называет картинки (например, стул). Почему выбрал стул? Потому, что он красный.
Результат.
Для детей. Выиграл, закрыл карту. Молодец!
Для воспитателя. Дети соотносят цвет картинки с маркером, отвлекаясь от других признаков предметов. Учатся отвечать на вопросы воспитателя.
V вариант (средний возраст)
Цель. Формировать у детей понятие о живых и неживых объектах природы и об их значении для человека; расширять знания о предметном окружении.
Материал. Две карты (деревья с зелеными и синими листьями, маленькие карточки.
Правила игры. Прежние.
Игровые действия. Перед началом игры следует побеседовать с детьми о признаках живых и неживых объектов и договориться, что живые предметы будем обозначать зеленым цветом, не живые – синим. После беседы игроки могут самостоятельно выбирать и раскладывать картинки на карты. Воспитатель наблюдает и координирует действия детей.
Обобщение игры. Почему выбрал эту картинку?
Результат.
Для детей. Выбрал правильно. Закрыл всю карту. Молодец!
Для воспитателя. Дети проявили творчество, самостоятельность, любознательность, активность; правильно называют признаки живых объектов.
Вариант игры для детей младшего возраста на сенсорное развитие «Разложи картинки по цвету»
Так играют малыши.
Задача для детей старшего возраста сложнее.
«Ребята, перед вами лежат три карты, с красными, синими и зелеными листьями. Кто правильно и до конца соберет картинки на дерево, закроет листочки, тот и выиграет»