Галина Желтова
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества города Рассказово»
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях
по хореографии»
Методические рекомендации
Желтова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования
geltovg@gmail.com
Пояснительная записка
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на его эмоционально-психическое и физическое развитие. Поэтому на занятиях по хореографии придаётся огромное значение применению здоровьесберегающих технологий. В данной работе будут даны методические рекомендации, разработанные на основе личного опыта по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях образцового детского коллектива «Эдельвейс».
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - В. А. Сухомлинский. Сохранение здоровья учащихся – один из основных принципов учреждений дополнительного образования. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, основанной зависимостью от состояния здоровья успешного обучения.
Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Грамотное использование в хореографии движений оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.
Главная цель занятий хореографией : создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности.
Данные методические рекомендации помогут в решении основных задач:
— укрепить здоровье и гармоническое развитие форм и функций организма учащихся;….
— сформировать правильную осанку; ….
— развить специфические качества: музыкальность, танцевальность,
выразительность и творческую активность;…
— воспитать дисциплинированность, аккуратность и старательность.
Аспекты здоровьесберегающих технологий
на занятиях по хореографии
Термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С. И. Ожегова). Выделяются следующие компоненты здоровья :
соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека;
физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.
Картины мира, складывающиеся в сознании младшего школьника на основе реальных образов окружающей действительности, уникальны. Они отличаются красочностью, радостью и не доступны человеку на других возрастных этапах развития. Образно - мифологическое мироощущение, чувственное отношение к объектам природы, отзывчивость, творческая активность позволяют создать условия для полноценной реализации и развития личности ребенка. Насколько мы оценим значимость эмоционально-чувствительной сферы личности, будет зависеть психическое здоровье учащегося.
По результатам психологических тестов на внимательность, адаптацию, психологическую сплоченность, проводимых педагогом-психологом, у детей, занимающихся хореографией в коллективе, выявляются более высокие положительные результаты, чем у сверстников.
Опыт переживаний, практической деятельности, поведения и отношений из игровых ситуаций, из творческих образов ребенок переносит в реальную жизнь. Потребность в активной деятельности, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром, весь этот полученный опыт в значительной степени определяет нравственное здоровье личности. Какие роли проживет ребенок в танце, какие ценности, какой стиль взаимоотношений будут нести воплощаемые им на сцене пластические образы – от этого во многом будет зависеть его поведение. В танцевальных постановках нашего коллектива дети перевоплощаются в трудолюбивых пчелок, собирающих нектар с цветов, в беленьких котят, защитивших черного котенка, в озорниц, которые делят между собой стул.
К нравственному здоровью также относится и воспитание толерантности.
Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) — социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.
Оказывается, очень не просто – любить свою культуру и быть толерантным к культуре чужой. Ведь обычно любовь к своей культуре вырастает в какой-то защите от окружающего мира.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Все это осуществляется через изучение традиций, обрядов, национальных костюмов и праздников, постановку танцев разных народов мира (украинский «Гопак», индийский, испанский, латиноамериканский, французский танец).
На занятиях применяется принцип интеграции – органическая связь учебного и воспитательного процесса, которая заключается во взаимопроникновении хореографического образования и экологического воспитания. Обогащение педагогического процесса осуществляется за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности, отражающих экологическую тему (участие в городской акции «Праздник ВОДЫ», мероприятиях экологического клуба «Экос», в международном Дне экологии и здоровья в форме выступления экологических агитбригад). Дети активно включаются в творческий процесс по созданию экопластических образов, являясь либреттистами и исполнителями ролей в постановочной работе по теме природы. На первом году обучения у детей нередко проявляются неразвитая самоорганизация, отсутствие чувства ответственности и самоопределения. Посредством участия в концертной деятельности создается ситуация успеха, в результате дети становятся более собранными, организованными, ответственными, повышается творческий потенциал.
Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок, но и развитие координации движений, ловкости и выносливости, умения правильно управлять своим телом при физических нагрузках, профилактика нарушений осанки.
В моей программе для занятий хореографического объединения предусматривается мониторинг развития физических данных, результаты которого отражают положительную динамику по следующим критериям: растяжка, гибкость, выворотность, высота прыжка и др.
В младшем школьном возрасте происходит существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми.
Кабинет хореографии оборудован двухуровневым станком, во время занятий используются гимнастические коврики, на которых проводятся уроки балетной гимнастики: упражнения для укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, голеностопного сустава, гибкости и растяжки. Эти упражнения являются стержневым компонентом в партерной гимнастике и очень важны для укрепления физического здоровья.
Группы детей формируются по возрастам. Продолжительность занятия для 1-2 классов - 45 минут 2 раза в неделю, 3-4 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 2 раза в неделю; 5-8 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.
Так как в школьное хореографическое объединение зачисляются все желающие дети, у многих из них полностью отсутствуют специальные физические данные. Учитывая физиологические особенности детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты и количества повторения движения; использования верхнего и нижнего станка при исполнении растяжек; местоположение в зале.
Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Рекомендации педагогу дополнительного образования
к использованию здоровьесберегающих технологий
на занятиях хореографией :
1. Зал для занятий хореографией площадью из расчета 3-4 м на одного обучающегося, высотой не менее 4 м.
2. Балетная перекладина установлена на высоте 0,9-1,1 м от пола и на расстоянии 0,3 м от стены.
3. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.
4. Полы в зале должны быть дощатые, некрашеные или покрытые специальным линолеумом.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
6. Группы должны быть сформированы по возрастам. Протяженность занятия для 7 – 8 лет - 45 минут 2 раза в неделю, 9 - 10 лет – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 2 раза в неделю; 11 – 14 лет – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.
7. Следует применять дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты повторений движений, использование верхнего и нижнего станка, местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнение движений.
8. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут, предусматриваются перерывы (оздоровительные моменты : минутки релаксации, дыхательная гимнастика) по завершению определенного этапа работы.
9. Разнообразие форм и методов работы. Следует выбирать такие из них, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, а так же обогащать педагогический процесс за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности.
10. Необходимо развивать мотивацию к учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
11. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональный климат в коллективе.
Список литературы:
1. Костровицкая В. С., Писарев А. А., Школа классического танца: Учебное пособие для хореографических училищ и хореографических отд. Вузов искусств. - Л. : «Искусство», 1976.
2. Майстрова Л. Ф. Воспитание культуры отношения к природе у младших школьников средствами хореографии // Социокультурные аспекты воспитания в современном мире: Материалы IX конференции молодых ученых. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991.
4. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л. : Искусство. 1983.
5. Барышникова Т. Азбука хореографии. – 2001
6. Конорова Е. В. Хореографическая работа со школьниками Л., 1958.
7. Эльяш Н. Образы танца. – М. : Знание, 1970.
8. Халабузарь. Эстетическое воспитание в школах искусств //Сборник статей/. – М., 1988