Папки-передвижки

Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля»

Екатерина Сотникова
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля»

Ход деятельности

СЛАЙД 1 (заставка)

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Мотивация.

— Ребята, на адрес нашей группы пришла посылка. Посмотрите на ней знак «SOS». Вы знаете, что означает этот сигнал?

Ответы детей.

В. Да, кому-то, срочно нужна помощь.

(Открываем посылку - видим звуковое письмо и контейнер).

СЛАЙД 2 (Марсик говорит)

Публикация «Конспект опытно-исследовательской деятельности „Живая земля“» размещена в разделах

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! Я Марсик с планеты Марс. У нас приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. Я узнал, что помочь ей сможет только «живая земля», которая есть на вашей планете. Я собрал грунт, в котором росла моя Роза, и отправил его в вашу исследовательскую лабораторию, так как самостоятельно понять, из каких веществ состоит «живая земля» я не могу».

СЛАЙД 3 (Роза завяла)

В. Поможем Марсику?

СЛАЙД 4 (заставка)

В. Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, вода, воздух, питание). показываю карточки

В. А чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)

- Питание растений содержится в земле, в которой они растут.

- Растение живое и ему нужен свет, воздух, вода, и, конечно, питание.

- Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

- Вы, знаете, какая земля называется плодородная?

- Земля образуется из опавших листьев и веток, погибших животных, камешков, песчинок. Это все «еда» для растений. Чем больше такой «еды» тем лучше себя чувствует растение. Верхний слой земли, который питает растения, называется почвой. Давным – давно на Земле не было такого плодородного слоя. Всю Землю покрывали горы и моря. Но под воздействием ветра, солнца и дождей горы и скалы постепенно рушились, превращались в глину и песок. В такой песок попало семечко неприхотливого растения. Оно выросло и погибло, образуя первые частички плодородного слоя. Так постепенно, год за годом на нашей Земле образовался плодородный слой – почва.

СЛАЙД 5 (состав земли)

У нас в группе цветы растут и не болеют. Как вы думаете, в какой земле они растут?

Д. в плодородной земле.

В. Они хорошо себя чувствуют в этой земле. Значит можно ее назвать «живой землей». Ребята а вы знаете пословицы про землю? А у Марсика цветок вянет. Почему?.

Как это узнать?

Д. Надо провести опыты, исследования.

В. Предлагаю вам стать учеными-исследователями. А вы знаете, кто такие ученые, чем занимаются?

 СЛАЙД 6 (ученые)

Д. Люди, которые, что то изучают, исследуют, наблюдают, проводят опыты.) 

В. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Представим, что это комната стала лабораторией, а мы превратимся в ученых.

В. Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем

Раз, два повернись

И в ученых превратись.

(Надеваем халаты и шапочки).

В. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Выберите с кем в паре, вы хотите работать.  

(Дети подходят к столам.)

В. У вас на столах стоят предметы для исследования. Перечислите, что именно.

Д. мисочки с землей, почвой, стаканы с водой, ложечки, салфетки, лупы, таблицы, карандаши.

В. Нам предстоит определить, в чем отличие нашей почвы от почвы, присланной Марсиком. Для сравнения необходимо провести опыты, все результаты записать в таблицу.

Рассмотрим таблицу.

1 опыт 

Необходимо выяснить, из чего состоит наша почва и грунт, где росла Роза, то есть что в ней содержится. Как это сделать? (Рассмотреть, потрогать, сравнить). Какие инструменты нам нужны для этого опыта? (лупа). Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси. Аккуратно высыпаем землю на белый лист и рассматриваем через лупу. Результаты заносим в таблицу. Если вещества присутствуют, то кружок закрасим красным цветом.

2 опыт

 Далее необходимо узнать, есть ли в почве воздух?

- Возьмите комочек почвы и осторожно опустите его в стакан с водой. Наблюдаем, что происходит.

Из почвы выходят пузырьки что это значит? в почве есть воздух.

Если не выходят пузырьки что это значит? в почве нет воздуха.

Вывод: в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

Если в почве есть воздух, то почву можно назвать воздухопроницаемой.

То же проделаем с грунтом Розы.

Результаты заносим в таблицу. Если вещества присутствуют, то кружок закрасим красным цветом.)

3 опыт

«В почве есть влага».

- Возьмите 2 воронки в одну насыпьте почву с землей в другую почву с марса и налейте воды.

- Что вы видите? Что почва с землей сохраняет больше влаги а песок ее не сохраняет.

- Какой вывод можно сделать? (В почве есть влага)

- Результаты заносим в таблицу.

- Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода или нет)

Если в почве есть влага, то почву можно назвать водопроницаемой.

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью таблиц. Поднимите карточки результатов.

В. Так почему же Роза вянет и какая почва ей нужна?

В. Как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? ( Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, воздух, влага, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)

В. А какая почва, где росла Роза?

( Предполагаемые ответы детей: почва с Марса содержит только песок, в ней нет воздуха, влаги, быстро сохнет под солнцем, поэтому Роза гибнет.)

В. Молодцы, ребята, нам удалось выяснить причину болезни Розы. Как можно Марсику исправить ошибку?

Д. Для того, чтобы Роза выздоровела, нужно послать землю, в которой живут наши растения - «живую» землю – плодородную.

В. Давайте, соберем в контейнер образец почвы с таблицей нашей «живой» земли и отправим Марсику.

СЛАЙД 7. Летит ракета.

СЛАЙД 8. Марсик: Спасибо вам ребята, за живую землю. Я сегодня же посажу Розу. По таблице я понял, как сделать почву плодородной. Теперь наша планета будет такой же красивой и зеленой, как ваша земля. В благодарность за вашу помощь вам подарок – любимая игра марсиан.

СЛАЙД 9 (заставка)

Рефлексия.

Перед вами колбы. Тем, кому все понравилось, и было легко – возьмите полную колбу.

Кому было немного трудно возьмите колбу, наполненную наполовину.

Кому было сложно и не интересно возьмите пустую колбу.

(прикрепляю на доску).

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Земля в опасности!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» села Тербуны Тербунского муниципального.

Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва - живая земля». Подготовительная группа Подготовила: старший воспитатель.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Почва — живая земля» Виды деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы. Содержание.

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Жидкости. Растворы» Цель: закрепление знаний о жидкостях и растворах. Задачи: Образовательные: •Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст (5–7 лет) Ход образовательной.

Конспект прогулки по опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снежок-дружок» Тип прогулки: познавательно-исследовательский. Цель: обогатить и расширить представления детей о снеге, о его свойствах. Задачи. 1. Продолжать.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета»Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета» Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности По образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 12:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД