Лучший педагог года

Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности

Валентина Иванова
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Процесс познания – творческий процесс. Экспериментирование пробуждает познавательную активность детей. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка. Соприкасаясь с миром, он ежеминутно исследует, экспериментирует и познает.

Публикация «Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Взрослые привыкли передавать знания ребенку в основном через глаза и уши. А вот если бы они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться - наша задача.

В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.

При организации экспериментальной исследовательской деятельности важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая ни в коей мере не перегружая ребенка интеллектуально и физически, могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их чувственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решать ее успешно.

Как направить любознательность наших детей в мирное русло? Как ответить на множество детских вопросов: Почему идет дождь? Откуда берется снег? Откуда и почему дует ветер?

Великое множество вопросов возникает у малышей. Не спешите давать ребенку готовый ответ на его вопросы, позвольте ему подумать самому, попытайтесь смоделировать ту или иную ситуацию, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности :

расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

развивать стремление к исследовательско- познавательной деятельности;

формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать вывод из них;

способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

стимулировать желание экспериментировать.

При организации исследовательской деятельности используются следующие формы работы : НОД, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, беседы познавательного характера, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии и целевые прогулки, работа в уголках природы, трудовые поручения.

Организация развивающей среды- одно из главных условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. При оборудовании мини- лаборатории необходимо учесть такие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, доступность расположения, достаточность и разнообразность материала. В процессе работы она постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей. Для развития познавательной активности и поддержанию интереса к экспериментальной деятельности в мини- лаборатории необходимы:

приборы-помощники (весы, лупы, магниты, песочные часы и т. д. ;

разнообразные сосуды из различных материалов);

природный материал (песок, глина, камешки, ракушки, семена растений, шишки, мох);

бросовый материал (проволока, пробки, кусочки ткани, мех, пластмасса, кусочки дерева, кусочки кожи и т. д.);

разные виды бумаги;

технические материалы (гайки, болты, скрепки, гвозди и т. д.);

красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.);

медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши);

прочие материалы (воздушные шары, зеркала, деревянные палочки, соль, сахар, мука, мел и т. д.).

Для осуществления исследовательской деятельности с детьми собраны методические материалы:

рекомендации по организации опытно- экспериментальной деятельности;

конспекты НОД по ознакомлению детей с живой и неживой природой;

картотека опытов;

карточки- схемы;

методическая литература.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Важно включать исследовательскую деятельность в игру, прогулки, наблюдения, труд, самостоятельную деятельность. Основное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его связи с другими объектами, обогащается память ребенка, активизируется мышление, развивается речь, происходит накопление фонда умственных приемов и операций. Участие детей в познавательно- исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности, они задают больше вопросов, проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связь между свойствами предметов и их использованием.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. Мозаика- Синтез, 2007 (методическое пособие)

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999

Публикации по теме:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGOФормирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Содержание Введение Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста Использование метода проектов для развития.

Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Конспект непосредственно.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей с использованием исследовательской технологии Тема: «Пришла весна» Группа: старшая Воспитатель: Ерёменко Наталья Николаевна Применяемая технология: технология исследовательская Цель: -развивать логическое.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Проект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница Водица» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Проект.

Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками»Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками» Вид проекта: творческо-исследовательский. Сроки реализации: октябрь – май 2016 г. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники: дети.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Тема: «Организация опытно — исследовательской деятельности дошкольников» Цель познавательно – исследовательской деятельности ребенка: активно – деятельностное познание окружающего мира. 1. Структура детского исследования.

Влияния дидактических игр на формирование познавательных способностей у детей Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 13 октября 2017 в 01:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД