Ольга Егоршина
Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Сроки реализации: октябрь – май 2016 г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники: дети 5-7 лет, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Актуальность предлагаемой темы:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица
Публикация «Проект „Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Всё чаще педагоги и психологи отмечают у большинства первоклассников синдром «слухового невнимания» - неумение слышать педагогов, одноклассников, себя. Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить. Я, как музыкальный руководитель – педагог, имеющий непосредственное отношение к звукам, сочла нужным развивать слуховое внимание детей с помощью экспериментов и игр со звуками, которые нас окружают.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, познавать мир.
Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
Для развития музыкальных способностей решающее значение имеет специально созданная музыкальная среда, окружающая ребенка. Однако одной музыкальной среды еще недостаточно для развития музыкального слуха. Самым эффективным способом для этого является пение. Во время пения человек как бы «отражает» музыкальную реальность и одновременно заново ее создает.
Иными словами, чтобы у ребенка развивался слух, ему нужно много петь. Сложность заключается в том, что маленький ребенок еще плохо управляет голосом. Необходимость развивать слух сталкивается с несформированной моторикой голосового аппарата.
Таким образом, для малышей нужно искать дополнительные способы для полноценного музыкального развития.
Проблема в том, что во время непосредственно образовательной деятельности полноценно развить у каждого ребенка его музыкальные способности трудно (невозможно, нельзя, сложно, не представляется возможным). В особенности сложно организовать групповое занятие таким образом, чтобы у детей проявлялись продуктивные формы мышления.
Как организовать индивидуальные и подгрупповые музыкальные занятия так, чтобы развивать у дошкольников продуктивные формы мышления? Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
С этой целью в нашем детском саду создана детская музыкально-исследовательская лаборатория. В ней ребенок знакомится со свойствами звуков, различными музыкальными инструментами, создает свои мелодии и собственные простейшие музыкальные инструменты. А также в любое свободное время может поиграть на музыкальных инструментах. Иными словами, в лаборатории ребенок и музыкант, и ученый.
Цель проекта:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, музыкальных способностей, умения экспериментировать со звуками.
Задачи проекта:
1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики об основных физических свойствах звука.
2. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.
3. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр, экспериментов.
4. Развитие у детей умственных способностей.
5. Развитие у детей комплекса музыкальности:
• чувства ритма;
• ладового чувства;
• эмоциональной отзывчивости;
• музыкальной памяти;
• музыкального слуха.
Объект проекта: создание детской музыкально-исследовательской лаборатории.
Предмет проекта: организация работы с детьми в этой лаборатории.
Новизна проекта заключается в создании условий для развития музыкальных способностей современных детей посредством опытно-экспериментальной деятельности со звуками
Ресурсное обеспечение проекта:
• Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители;
• Изобразительные наглядные пособия.
• Графические наглядные пособия.
• Звуковые средства: использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества, ИКТ.
• Спецодежда (накидки, шапочки).
• Методическое обеспечение (литература по теме проекта).
Предполагаемый результат:
1. Воспитание любознательной активной творческой личности
2. Положительное эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.
3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.
4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.
5. Умение изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты:
погремушки, барабаны, свистульки.
6. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской музыкально-исследовательской лаборатории: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах.
Гипотеза проекта:
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и музыкальным экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности и вырабатывает стойкий интерес к музыкальному искусству.
Формы работы над проектом:
• Исследовательская деятельность детей (участников проекта).
• Беседы с родителями, сотрудниками ДОУ с целью сбора информации о звукообразующих предметах, а различных видах звуков, об использовании звукообразующих предметов в повседневной жизни.
• Экскурсии по дошкольному учреждению с целью расширения кругозора о звуках окружающей среды.
• Просмотр серии научно-познавательных видеофильмов и мультфильмов «Школа фиксиков», «Лунтик и его друзья» и др., касающихся тематики проекта.
• Опытно – экспериментальная деятельность.
• Творческо-конструктивная деятельность, т. е. создание детьми и родителями инструментов, издающих звук.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный: постановка цели, создание ресурсной базы, сбор, систематизация и хранение информации по теме.
• Направление деятельности: создание мотивации, формулировка проблемы, работа с источниками информации, организация детской музыкально-исследовательской лаборатории, подбор оборудования для проведения исследований в детской музыкально-исследовательской лаборатории, пошив костюмов, изготовление платочной ростовой куклы «профессор Звукорядов», сбор информации о звуках детского сада.
• Содержание деятельности: беседы о разнообразии мира звуков, который нас окружает, использование музыкально-дидактических игр, направленных на выделение и определение характеристик звуков, на развитие тембрового и ритмического слуха; проведение экскурсий на пищеблок для проведения экспериментов по звукоизвлечению с посудой, в медицинский кабинет для ознакомления со звуками, которые издают предметы в этом помещении.
Промежуточный результат: дети начали проявлять интерес к звучащим предметам, выделять и характеризовать окружающие их звуки, а также начинают извлекать звуки из всех окружающих предметов и сравнивать их.
2 этап Основной: выполнение проекта, создание продукта
• Направление деятельности: экспериментирование со звуками, создание творческой мастерской по изготовлению самодельных музыкальных инструментов и сбор коллекции, привлечение родителей к реализации проекта, визуализация звуков окружающей среды в рисунках детей, сбор познавательных видеоматериалов по теме, продолжение работы по обогащению содержания детской музыкально-исследовательской лаборатории.
• Содержание деятельности: проведение опытов согласно планированию. Создание самодельных шумовых инструментов в рамках организации творческих мастерских.
Промежуточный результат: дети активно участвуют в экспериментальной деятельности, проявляют творчество и фантазию при создании самодельных игрушек – шумовых инструментов, изготавливают самодельные инструменты совместно с родителями в домашних условиях, используют их при проведении сюжетно – ролевых игр, дети стали рассказывать о звуках, которые слышат на улице, в магазине, дома, приносить рисунки, фотографии звучащих предметов, узнали, как можно записать звук.
3 этап Заключительный: презентация проекта
• Направление деятельности: трансляция полученного детьми опыта, сформированных знаний.
• Содержание деятельности: рассказ о своих наблюдениях, достижениях и исследованиях другим ребятам детского сада. Проведение заключительного совместного с родителями занятия «Оркестр забавных инструментов», фотосессия и фотовыставка.
Итоги реализации проекта
В ходе исследовательской деятельности у детей развились музыкальные и творческие способности, наблюдалось развитие познавательной активности и проявление самостоятельности и любознательности. Метод проектирования можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители становятся непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.
Таким образом, включение экспериментальной деятельности в музыкальное воспитание детей активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность и, как следствие, развитию музыкальной личности (с развитыми музыкальными способностями, музыкальными навыками и творческим проявлением).