Получи документы

1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»

Елена Кизима
1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»

Во всех развитых странах мира в свете глобальных изменений окружающей среды рациональное использование энергии стало приоритетным направлением государственной политики. Усугубившись проблемой мирового финансового кризиса, вопросы ресурсо- и энергосбережения приобретают первостепенное значение и в нашей стране. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством - все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Обществом постепенно осознается необходимость перехода от ресурсорасточительства к совместному, гармоническому развитию природы и общества. И хотя данной теме уделяется немало внимания с телевизионных экранов, на страницах печати и в интернете, дети остаются практически в стороне от этого вопроса.

Публикация «1 часть „Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения“» размещена в разделах

Полученные нами диагностические данные показали, что 47,4% старших дошкольников составляют группу, которыене владеютдостаточным уровнем знаний о том, что ресурсы Земли не бесконечны, что они трудно восстановимы; не могут рассказать в контексте проблемы энергосбережения, какую роль играют свет, тепло и вода, т. е. дети не являются грамотными потребителями энергоресурсов.

А ведь основы отношения человека к окружающему миру, и к сбережению энергоресурсов в частности, закладываются в детстве. Мышление взрослых изменить очень сложно, поэтому вопросы экономии и экономики необходимо начинать культивировать в дошкольном возрасте. Уже с раннего детства можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, тепло и электроэнергию, беречь свой дом и город. Именно в дошкольном возрасте возникают многие привычки, переходящие позже в образ жизни.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в период сложных социальных и экономических отношений, ограниченности ресурсов Земли. Мы всегда должны помнить о том, что сегодня - это дети, а завтра – народ!В сегодняшних малышах закладывается фундамент будущего общества, а каким оно будет - зависит от нас.

Исходя из всего вышесказанного, вопрос о необходимости приобщения детей к вопросу культуры ресурсо- и энергосбережения, на наш взгляд, является в настоящее время актуальным и востребованным особенно остро.

Новизна выбранной темы, на наш взгляд, заключается в постановке самой проблемы ресурсо - и энергосбережения в контексте нравственно - экономического воспитания дошкольников, как предмета специального изучения. Результаты нашей работы в этом направлении деятельности дополняют, развивают и вносят новые элементы в практико-теоретическое содержание нравственно - экономического образования детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность работы в данном направлении заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания об окружающей его действительности.

Поэтому цельюнашей деятельности является:

воспитывать у детей нравственно - экономическое сознание посредством приобщения к культуре энергосбережения.

Достичь цели помогает решение ряда задач:

1. Создать единое воспитательно – образовательное пространство «Семья -

ребенок - ДОУ» для привлечения внимания воспитанников и их родителей к

вопросу рациональногоресурсоиспользования.

Процесс формирования у дошкольника бережливости невозможен без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье дети приучаются к бережливости и экономности, ведь семья – «это реальная экономика» и в ней «…дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Аркин). А бережливость и экономность – это показатель общей культуры человека.

Анализ данных, полученных нами в ходе анкетирования родителей воспитанников, показал, что взрослые владеют теоретическими знаниями по ресурсо- и энергосбережению, но на практике не в достаточной мере применяют принципы экономии энергоресурсов :

- 36% - «Многому еще надо научиться»;

- 41% - «Не всегда являюсь для других примером по ресурсо- и энергосбережению»;

и лишь 23% - «Я – ответственный экономист».

Поэтому для успешного решения поставленной задачи, мы сделали упор на разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, чтобы направить родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь работа может иметь высокий результат в том случае, если семьи воспитанников будут являться нашими активными и сознательными помощниками, когда потребность в энергосбережении станет определенным образом мысли для ребёнка и его родителей.

2. Обогатить и систематизировать предметно - развивающую среду детского

сада.

Решая эту задачу, мы исходили из условий нашего дошкольного учреждения и требований ФГОС ДО. В каждом из взаимопроникающих составляющих звеньев логической цепочки эффективногоэнергопространства ДОУ заложена конкретная функциональная роль (образовательная, развивающая и воспитательная) способствующая нравственно-экономическому образованию воспитанников в целом.

Информационно-практическимэнергосодержанием для родителей и воспитанников наполнены коридоры, холлы и приемные детского сада, групповые комнаты, музыкально – физкультурный зал. Совместными усилиями родителей и педагогов предметно – развивающуюсредуДОУ пополнили:

- информационные уголки для детей и стенды для семей воспитанников по энергосбережению;

- дидактические игры по ОБЖ, ресурсо – и энергосбережению;

- фотоальбом «Природные энергоресурсы Кемеровской области»;

- альбом детских рисунков и листовок «Мы -за бережливость»;

-энергосберегающая азбука (подборка художественной литературы);

- зона «Мы познаем мир» (уголок экспериментирования);

- иллюстративное пособие «Гном Эконом и умный дом»;

- подборка тематических мультипликационных фильмов.

3. Модернизировать методы и приемы работы с детьми для воспитания

нравственно-экономических качеств личности.

Достичь цели в решении очередной поставленной задачи, наряду с традиционными методами и приемами работы с воспитанниками в данном направлении деятельности, нам помог нестандартный подход к вопросу формирования у детей навыков ресурсо- и энергосбережения.

Нами разработана «Рабочая тетрадь по организации индивидуальной работы с детьми 6-7 лет в детском саду и семье по ресурсо - и энергосбережению «Уроки гнома Эконома» (далее по тексту Тетрадь). Работая с данной Тетрадью, овладение экономическими знаниями происходит в привлекательной для ребенка познавательно-игровой форме, что позитивно сказывается на качестве их усвоения.

В содержание каждого занятия включены теоретическая и практическая части позволяющие :

• учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка.

• значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден сразу – на лицо обратная связь. У ребенка есть возможность индивидуально повторить с педагогами или родителями понравившейся материал; доделать или переделать задание; проявить инициативу и свои творческие возможности. Тетрадь содержит условные обозначения, ориентируясь на которые, ребенок без помощи взрослого сможет понять, что необходимо ему выполнить в предложенном задании.

• учитывать половозрастные особенности детей. В содержании Тетради присутствуют персонажи - гном Эконом и его помощница Искорка, которые могут быть интересны как мальчикам, так и девочкам. Это привлекает внимание детей и способствует увеличению воспитательного воздействия. А как следствие, влияет на качество выполнения задания.

Теоретическую часть Тетради составляют : рассказы, сказки, стихи, загадки, беседы.

В практическую часть включены задания на логическое мышление, развитие памяти, речи, воображения, внимания и мелкой моторики. В их числе лабиринты различной степени сложности, математические «бродилки», игры на сравнение, элементарные опыты, задания на дорисовку и раскрашивание, сочинение рассказов и сказок, заучивание стихов.

Структуру тетради составляет цикл из 18 занятий в трех основных разделах: «Бережем электроэнергию», «Бережем воду» и «Бережем тепло», рассчитанные на изучение в течение всего учебного года.

Наличие в Тетради по 2-4 занятия на каждую из вышеперечисленных тем позволяет включить индивидуальную работу с детьми в план воспитательно-образовательной деятельности группы и повторить пройденный материал с родителями дома.

Вопросы экономии света, воды и тепла рассматриваются с дошкольниками в контексте комплексно-тематического планирования при изучения таких тем, как

«Человек и общество», «Человек и рукотворный мир», «Человек и природа», «Основы гигиены и здоровьесбережения», «Семья», «Человек и его жилище», «Элетробытовые приборы», «Мой город, моя страна, моя планета», «Кладовая Земли» (природные ресурсы – источники энергии, «Я живу в Кузбассе – кузнеце тепла России».

Публикации по теме:

Пропаганда и продвижение энергосбережения в дошкольных учреждениях Пояснительная записка Актуальность. Бюджетная сфера является довольно энергоемкой : ежедневно ее объекты потребляют около 40 млн. т. у. т. ,.

Фотоотчет праздника к Международному Дню энергосбереженияФотоотчет праздника к Международному Дню энергосбережения С 09 по 13 ноября 2015 года, проходит Международный День энергосбережения. Мы, в г. Междуреченске в детском саду «Черемушки» с удовольствием.

Фотоотчет «Выставка рисунков к Международному Дню энергосбережения»Фотоотчет «Выставка рисунков к Международному Дню энергосбережения» С 09 по 13 ноября 2015 года, проходит Международный День энергосбережения. И у нас в г. Междуреченске в детском саду «Черемушки» с удовольствием.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Детские рисунки на тему энергосбереженияДетские рисунки на тему энергосбережения .

Перспективное планирование в подготовительной группе по Социализации (к опыту работы) Сентябрь. Работа с детьми. 1. Игровые ситуации - «Вежливые слова»; Цель: учить детей обращаться к другим детям по имени, использовать в.

Перспективное планирование в старшей группе по социализации (к опыту работы) Сентябрь. Работа с детьми. 1. Проблемная ситуация «У врача». Цель: учить решать проблемные ситуации, анализировать собственное поведение.

Задания логопеда воспитателям по лексической теме «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Тема: Народная культура и традиции» 1)Артикуляционная гимнастика 2)Дыхательная гимнастика 3)Пальчиковая гимнастика За работу. Ну ка,.

Фотоотчет «Занятие по энергосбережения»Фотоотчет «Занятие по энергосбережения» С 09 по 13 ноября 2015 года, проходит Международный День энергосбережения. Мы, в г. Советске в детском саду «Солнышко» с удовольствием присоединились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»
Опубликовано: 13 января 2016 в 16:15
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД