Получи документы

Результаты контрольного эксперимента (продолжение)

Ольга Варфоломеева
Результаты контрольного эксперимента (продолжение)

Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей с ОНР включала следующие этапы:

1 этап - пересказ повествовательного текста.

2 этап - пересказ описательного текста.

3 этап - пересказ текста с опорой на выделенные из сюжета предметные изображения.

4 этап - пересказ текста с опорой в виде сюжетной картины.

Использование приема наглядного моделирования в процессе воспроизведения текстов различной сложности позволяет улучшить процесс запоминания речевого материала и создать наглядную программу будущего высказывания.

Публикация «Результаты контрольного эксперимента (продолжение)» размещена в разделах

Необходимо последовательное введение наглядных опор различной сложности в коррекционный логопедический процесс - от использования развернутых предметно-графических схем к использованию сюжетных картин при воспроизведении повествовательных текстов и от развернутых предметных схем к условно наглядным схемам при воспроизведении описательных текстов. Реализация в педагогической практике представленного подхода позволяет сформировать у ребенка с общим недоразвитием речи умение воспроизводить текст без наглядной опоры, что свидетельствует о достаточном уровне развития слухоречевой памяти.

Все предложенные этапы работы были реализованы на коррекционных занятиях. На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе у детей с ОНР уровень развития кратковременной и долговременной, смысловой и опосредованной слухоречевой памяти в результате коррекционной работы существенно улучшился. В экспериментальной группе стало меньше на 20% детей с низким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти, на 30% меньше детей с низким уровнем долговременной слухоречевой памяти, на 10% меньше детей с низким уровнем развития смысловой памяти. Также у детей улучшилась опосредованная слухоречевая память (произошло снижение количества детей с низким уровнем на 40%). Речевая память и опосредованная слухоречевая также стали лучше (произошло снижение количества детей с низким уровнем на 30%).

В контрольной группе уровень развития кратковременной и долговременной, смысловой и опосредованной слухоречевой памяти у детей увеличился незначительно. Это произошло в процессе занятий по обычной программе ДОУ. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу значительно реже, чем на контрольном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги и отвечая на поставленные в начале работы задачи, можно отметить следующее.

1. Общее недоразвитие речи – это, различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

2. Изучение различных аспектов общего недоразвития речи авторами проводится в рамках концепции Р. Е. Левиной, рассматривающей ОНР как системное нарушение речевой деятельности, особенности которой обуславливают специфику сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При этом отмечаются: недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления, в силу недостаточности операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи задерживают формирование познавательной функции речи, т. к. при этом речь ребенка не становится полноценным средством его общения. Для детей с общим недоразвитием речи первого уровня типичен низкий уровень сформированности акустического восприятия; слухоречевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема слов и удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания после влияния интерференции); внимания.

3. В ходе исследования нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной, смысловой и опосредованной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического восприятия.

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются также специфические ошибки: привнесения собственных стимулов, замены слов и элементов сюжета, которые наблюдались как при исследовании кратковременной памяти, так и при отсроченном воспроизведении.

4. Для обследуемых нами дошкольников необходима коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти, в которую можно включать игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов. Следует уделить особое внимание обучению детей с общим недоразвитием речи различным мнемическим приемам, которые в значительной мере способны облегчить процесс обучения.

Комплексное обследование слухоречевой памяти детей с ОНР позволило высказать предположение, что независимо от существующих индивидуальных различий материал, предложенный зрительно, при прочих равных условиях запоминается легче, чем воспринимаемый только на слух. В этом и есть преимущество наглядной памяти над слуховой у детей с ОНР. Следовательно, успешность заучивания у этих детей в большей мере зависит от того, в какой форме предъявляется материал.

Формирующий эксперимент с контрольной группой детей проводился в 2013-2014 году.

Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей с ОНР включала следующие этапы:

1 этап - пересказ повествовательного текста.

2 этап - пересказ описательного текста.

3 этап - пересказ текста с опорой на выделенные из сюжета предметные изображения.

4 этап - пересказ текста с опорой в виде сюжетной картины.

Использование приема наглядного моделирования в процессе воспроизведения текстов различной сложности позволяет улучшить процесс запоминания речевого материала и создать наглядную программу будущего высказывания.

Необходимо последовательное введение наглядных опор различной сложности в коррекционный логопедический процесс - от использования развернутых предметно-графических схем к использованию сюжетных картин при воспроизведении повествовательных текстов и от развернутых предметных схем к условно наглядным схемам при воспроизведении описательных текстов.

Реализация в педагогической практике представленного подхода позволяет сформировать у ребенка с общим недоразвитием речи умение воспроизводить текст без наглядной опоры, что свидетельствует о достаточном уровне развития слухоречевой памяти.

Все предложенные этапы работы были реализованы на коррекционных занятиях.

5. На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе у детей с ОНР уровень развития кратковременной и долговременной, смысловой и опосредованной слухоречевой памяти в результате коррекционной работы существенно улучшился. В экспериментальной группе стало меньше на 20% детей с низким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти, на 30% меньше детей с низким уровнем долговременной слухоречевой памяти, на 10% меньше детей с низким уровнем развития смысловой памяти.

Также у детей улучшилась опосредованная слухоречевая память (произошло снижение количества детей с низким уровнем на 40%). Речевая память и опосредованная слухоречевая также стали лучше (произошло снижение количества детей с низким уровнем на 30%).

В контрольной группе уровень развития кратковременной и долговременной, смысловой и опосредованной слухоречевой памяти у детей увеличился незначительно. Это произошло в процессе занятий по обычной программе ДОУ.

Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу значительно реже, чем на контрольном этапе.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи будет более эффективным, если использовать в коррекционной работе последовательное введение наглядных опор различной сложности - от использования развернутых предметно-графических схем к использованию сюжетных картин при воспроизведении повествовательных текстов и от развернутых предметных схем к условно наглядным схемам при воспроизведении описательных текстов, была подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровских Л. А. Я логично говорю. Тетрадь № 1 для развития связной речи детей. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2000. - 8с.

2. Боровских Л. А. Я логично говорю. Тетрадь № 2 для развития связной речи детей. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2000. - 8с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6т. – М. : Книга по требованию. 2012. – 431 с.

4. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М. : Владос, 2007. — 317 с.

5. Гасанова С. С., Омарова Д. А. Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL : https://www.scienceforum.ru/2014/625/2108 ( дата обращения: 20.11.2014).

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2002.

7. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1968. - № 8. – С. 63-67.

8. Гриншпун Б. М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология. – 1988. - № 3. – С. 81-84.

9. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 403 с.

10. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. Эксмо, 2011. – 320 с.

11. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1967. – с. 156.

12. Капышева Н. А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок. //Логопедия. – 2003. - № 1-2. – С. 44-50.

13. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 98 с.

14. Коваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности. – М. : Гном – пресс, 1998

15. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. /Ред. -сост. Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2005.- 244 с. : ил.

Публикации по теме:

Буклеты для родитетелей 1 этап – пересказ с опорой на сюжетные картинки. 1. Первое прочтение текста. Шалаш. Был теплый день. Катя и Антон взяли корзинку и отправились.

План работы логопедического кружка «Красиво говорим» Цель: Формирование грамматического строя и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Результаты контрольного эксперимента (продолжение)
Опубликовано: 21 января 2015 в 02:39
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД