Мария Казакова
7 способов вырастить ребенка с высокой самооценкой
▼ Скачать + Заказать документы
7 способов вырастить ребенка с высокой самооценкой
или как сформировать у ребенка позитивное восприятие себя так, чтобы оно не развалилось в тот момент, когда перестали хвалить и поддерживать.
С одной стороны, самооценка потому так и называется, что здесь нет никаких других людей, а есть я и есть мое собственное отношение к себе.
С другой - первоначальное представление о себе ребенок получает из общения с близкими взрослыми. И важно так хитро сформировать у ребенка позитивное восприятие себя, чтобы оно не развалилось в тот момент, когда перестали хвалить и поддерживать.
Публикация «7 способов вырастить ребенка с высокой самооценкой» размещена в разделах
Вот именно об этом и поговорим. Но сначала о том, почему же так важна эта самая самооценка.
Устойчивая самооценка - это способность сохранять представление о себе как достаточно хорошем, ценном, даже когда ничего не получается.
Из позитивного представления о себе рождается уверенность. Из уверенности - готовность идти вперед и не бояться ошибок.
Из готовности идти вперед, не бояться ошибок и уверенности рождаются успешность и эмоциональная устойчивость.
В итоге самооценка часто становится краеугольным камнем любой психологической работы. Хоть с ребенком, хоть со взрослым.
Как формировать.
- “Мне нравится, а тебе?”
Различаем оценку и мнение, и одновременно учим ребенка смотреть с симпатией на результаты собственной деятельности. Когда мы говорим “ты хорошо сделал”, то мы закрываем возможность дискуссии. Особенно для маленького ребенка, для которого взрослый точно знает, как надо и как не надо.
Простая формулировка про “нравится” и “мне” говорит о нашем личном отношении к результату, а не о вселенском “правильно-неправильно”.
Использовать можно лет с 3-х, а то и раньше.
- “Найди самое лучшее…”
В каком-то старом советском фильме на злобный выкрик: “Дура!”, — девушка спокойно ответила “зато красивая”.
К таким формулировкам я вас, конечно, не призываю, но способность помнить о том, что у тебя есть сильные стороны - отличная поддержка в любой ситуации.
Поэтому дошкольнику можно предложить из всех рисунков за месяц выбрать тот, который ему кажется максимально удачным и повесить его на видное место.
Младшему школьнику, которому с трудом даются буквы - найти из всей строчки самую красивую. С подростком же можно обсуждать, чем он доволен в прошедшем дне или неделе. Какие результаты его порадовали?
Продолжаем делать успехи видимыми для самого ребенка и заводим…
- Дневник личных рекордов.
Очень быстро то, что казалось сложным, становится для нас нормальным и не стоящим внимания.
Еще вчера не умел качаться на качели - а теперь это так же естественно, как ходить. Еще месяц назад ребенок медленно читал, а сегодня мы уже не замечаем того, как он прибавил в скорости, а делаем акцент на чтение с выражением.
Записи о том, чему научился, что получилось, в чем есть движение - полезны не только ребенку, но и родителю.
Так мы замечаем, что успехи есть. Фиксировать можно все: новые навыки, домашние дела или достижения в спорте.
Если ребенок еще не очень умеет читать и писать - подойдут картинки или вырезки из журналов, чтобы было нагляднее.
Практика записи маленьких шагов будет также очень полезна для родителей, чьи дети имеют особенности в развитии. Если каждый день фиксировать на стикерах факт дня, а потом их клеить в тетрадь, то через полгода ведения такого своеобразного дневника, вы сможете увидеть и ощутить как продвинулся ребёнок в своём развитии.
Вроде бы уже поддержали, но остается важный вопрос - как же быть с критикой?
“Это - получилось, а это можно улучшить”.
Такая своеобразная критика на позитивной подушке безопасности. Самооценку ребенка она убережет от ощущения, что все плохо, а вам поможет соблюдать баланс между позитивной и негативной обратной связью.
Суть в том, что вы сначала обращаете внимание на то, что уже было сделано хорошо (вспоминаем формулировку про “мне нравится” из пункта 1, а потом уже говорите о том, что “не очень”.
Например: “Написано красиво, буквы все такие ровные, однако есть ошибки в словарных словах. Давай их повторим”.
Упомянула про баланс критики и поддержки. Наверное, стоит об этом сказать отдельно.
Проводим эксперимент или 5 к 1
Именно такое соотношение позитивной обратной связи к критике - минимально необходимый баланс для формирования позитивной самооценки у ребенка. Позитивная обратная связь - это не похвала, ее бы вообще следовало избегать, а любые знаки и слова ребенку, которые покажут ему: я тебя вижу и с тобой все в порядке.
Объятия, интерес к деятельности, поддержка, радость от встречи и т. д.
В выходной день возьмите лист, в одну колонку ставьте галочки каждый раз, когда дали ребенку какую-то положительную реакцию, в другую - когда отрицательную. Вечером посчитайте результат.
Если вашему ребёнку больше 10, то пора формировать у него представление о себе как о человеке, обладающем определенными чертами характера. К взрослому возрасту тогда получим того, кто хорошо знает свою силу и слабости.
“Ты у меня такой…”
В разных житейских ситуациях называем ребенку те черты и качества, которые он проявил. Способен сидеть до ночи, но с несделанной “домашкой” не будет - ответственный.
Может из любых подручных материалов создать арт-объект - творческий.
Легко соберет вокруг себя ватагу и организует игру - компанейский, общительный, обладает лидерскими способностями.
“На сегодня достаточно”.
Знали бы вы, как много взрослых, обращающихся за помощью к психологу, не умеют вовремя остановиться, зафиксировать пройденный путь и позволить себе порадоваться тому, что уже сделано.
Им как будто все время недостаточно, им нужно ползти все выше и выше.
Безусловно, это позволяет достигать успехов.
Но ценой неврозов, тревоги и вечного сомнения в себе.
Поэтому учим ребенка увидеть сделанное и говорить: “на сегодня - достаточно”.